Экологи призывают отвлечься от нефти и газа

Экологи призывают отвлечься от нефти и газа

Наступающий год – 2012 – объявлен в России годом Арктики. Об этом сообщил директор Всемирного фонда дикой природы (WWF), которому и принадлежит эта инициатива, Игорь Честин. В последнее время к этому региону приковано внимание всего мира, по полярной тематике проходит много совещаний, активную работу ведёт Арктический совет, существующий с 1996 года, поэтому, сказал г-н Честин на пресс-конференции в РИА новости, поясняя инициативу фонда, необходимо привлечь внимание к выполнению намеченных программ и решений.

Так, решение президента Дмитрия Медведева о том, что нефтегазовые проекты в Арктике могут реализовываться, только если у работающей с ними компании есть технологии ликвидации возможных аварий, не выполнено. Ни один сегодняшний проект в российской Арктике не отвечает этому условию.

Всего 7 субъектов арктической зоны, располагающие крупными предприятиями, в сумме дают 20 процентов выбросов в атмосферный воздух, уточнила Светлана Юрманова, директор департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии. В последние годы объём вредных выбросов сокращается. На 12 процентов сократились вредные выбросы в Ямало-ненецком АО по сравнению с 2009 годом, на 17 процентов – в Якутии. Эту положительную тенденцию формирует, по словам г-жи Юрмановой, модернизация производств, хотя свой вклад вносит и сокращение хозяйственной деятельности. Благодаря модернизации систем ЖКХ за три года удалось сократить потребление воды на 40 процентов, что существенно, поскольку именно городские стоки служат главным загрязнителем арктических рек. Светлана Юрманова сообщила, что экологическая политика в Арктике реализуется по четырём направлениям: минимизация негативного воздействия на окружающую среду от текущей деятельности предприятий; ликвидация прошлого экологического ущерба, совершенствование системы мониторинга окружающей среды; сохранение биоразнообразия.

В ближайших планах Минприроды – создание нового панарктического соглашения, где пропишут и меры по ликвидации нефтегазовых аварий. Документ будет готов в 2013 году, принятие же его Арктическим советом – дело более отдалённого будущего. На местном уровне Минприроды готовит к 2017 году два реестра: реестр источников негативного воздействия на окружающую среду от текущей деятельности предприятий и реестр источников негативного воздействия, оставшихся от прошлого экологического ущерба. Работа по созданию реестра уже началась в этом году на земле Франца-Иосифа и на территории Ямало-Ненецкого АО. Также чиновники планируют компьютеризировать контроль над окружающей средой и загрязнениями в Арктике. И в итоге у них должна получится полномасштабная программа ликвидации последствий прошлой хозяйственной деятельности на 2020-2030 годы.

Игорь Честин настаивает на полной остановке добывающей деятельности в регионе. Он подчеркнул, что ни одна нефтегазодобывающая компания мира не обладает технологиями ликвидации полдёдного разлива нефти. В случае аварии, её последствия будут гораздо более тяжёлыми, чем мы наблюдаем в Мексиканском заливе при взрыве на платформе BP. Он привёл в пример катастрофу у берегов Аляски танкера «Эксон Валдез» в 1989 году. Прошло более 20 лет, а нефть из танкера по прежнему на берегу и в море, потому что в холоде углеводороды плохо разлагаются. А подо льдом вообще ничего сделать будет нельзя. «Надо странам договориться в Арктическом совете и ввести запрет на добычу до тех пор, пока компании не разработают технологии ликвидации разливов нефти подо льдом», – сказал г-н Честин.

О необходимости сместить государственную стратегию в сторону охранных мероприятий в Арктике говорил и Алексей Кокорин, руководитель программы WWF «Климат и энергетика». Он напомнил, что несмотря на очевидный факт потери морского льда в Артике из года в год, его площадь зимой практически не уменьшается, а значит разговоры об открытии свободного судоходства в Северном ледовитом океане не более чем теория. Самые алармистские модели изменения климата, сказал г-н Кокорин, дают срок освобождения Арктики ото льда к 2030 году, а самые качественные модели – к 2060-му. А раз так, то ещё и с этой точки зрения в ближайшие 15 лет речь о разработке шельфовых месторождений в Арктике идти не может.

Игорь Честин обратил внимание на то, что направление деятельности в Арктике сейчас рассматривается через призму интереса мировой энергетике к углеводородному сырью. «Если предположить, что спрос на нефть и газ будет всегда и по любой цене, например к 2030 году нефть будут брать по 200 долларов за баррель, то баланс смещается в одну сторону», – сказал директор российского отделения WWF. Но прогнозы не дают такого тренда, по его данным. Мировое энергетическое агентство предсказывает, что нефть и газ по любой цене брать не будут, потому что на рынке будет конкуренция. «На бразильском шельфе недавно открыли месторождение. Добыча там гораздо дешевле, чем в Арктике», – уточнил он. По его мнению, этот прогноз побуждает смещать баланс интересов в Арктике в сторону экологии.

Экологических проблем в этом регионе, к слову сказать, самом густонаселённом среди арктических территорий других стран, немало. Только в российской Арктике расположены промышленные предприятия, больше их нигде нет. Среди них самый крупный загрязнитель – это Норильский никель. Его выбросы превышают все другие источники загрязнения, существующие в Арктике. Очень много мусора осталось на морском побережье с советских времён. А тут ещё вечная мерзлота взялась таять, что привело аварийному состоянию 40 процентов инфраструктуры в регионе.

Напомним, что для публичного обсуждения проблем Арктики несколько лет назад был создан форум «Арктика – территория диалога». Осень 2012 года он пройдет в третий раз.

  • Дата публикации: 21.12.2011
  • 328

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться