Европа на углеводородном распутье Природный газ как средство для сближения интересов

Европа на углеводородном распутье Природный газ как средство для сближения интересов

Провозгласив планы по полному отказу от атомной энергии к 2022 году, Германия поставила себя в весьма тяжелое положение. Особенно это касается наиболее богатой и промышленно развитой федеральной земли – Баварии, где на долю АЭС приходится около 60% энергобаланса. В настоящее время альтернативные источники энергии в Баварии развиты очень слабо. На данный момент ветровые парки расположены в основном на севере. Однако при транспортировке энергии на юг – в Баварию – образуются гигантские потери, что сделает проект неэффективным. Выработка электроэнергии с помощью ветряков происходит неравномерно (ветер может дуть либо сильно, либо слабо), поэтому необходимо развивать технологии хранения электроэнергии, чего пока не удается делать в больших масштабах.

Экономический кризис сильно ударил по альтернативной энергетике в ЕС. В этом нет ничего удивительного, ведь, согласно данным чиновников правительства ФРГ, в 2011 году на ее субсидирование Германия потратила около 14 млрд. евро, то есть больше, чем на закупку российского газа (около 10 млрд. евро). Солнечная энергетика стала первой жертвой политики в новых экономических условиях. Будучи самой затратной и капризной среди ВИЭ, она была признана слишком дорогой, и дотации начали снижаться. А без дотаций этот бизнес оказался нерентабельным, так как себестоимость производимой энергии существенно превышала оптовые цены. При этом зачастую необходимо было обслуживать долгосрочные кредиты.

Франция, Испания и Германия первыми объявили о снижении дотаций на солнечную энергетику. Власти Великобритании также не отстают от коллег из ЕС. Недавно правительство этой страны сообщило о третьем существенном сокращении субсидий на эту отрасль с конца лета 2011 года. Ситуация с ветрогенерацией представляется менее критической. Ведь если солнечная энергетика требовала субсидий в размере 30 центов за 1 кВт-ч, то, к примеру, офшорный ветрогенератор – всего 10 центов.

Основная проблема ветрогенерации состоит в том, что она требует огромных площадей. Их производительность находится в прямой зависимости от скорости ветра, возведенной в третью степень. Это означает, что даже небольшое падение скорости оборачивается существенным снижением производительности.

Получается, что наиболее эффективным с экономической и экологической точек зрения является развитие в Баварии газовой генерации. Неудивительно, что в конце прошлого года в Мюнхене состоялась встреча председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера и премьер-министра Баварии Хорста Зеехофера, на которой обсуждалась возможность реализации совместных проектов в газовой генерации. По итогам переговоров стороны подписали «дорожную карту» о сотрудничестве в области производства электроэнергии и газоснабжения.

Продвижением взаимовыгодных совместных проектов по совмещению российского сырья и немецких технологий занимается и Российско-германский сырьевой форум, членом президиума которого является экс-премьер-министр Баварии Эдмунд Штойбер: «Вступление России в ВТО упростит реализацию совместных проектов между нашими странами. Я не считаю, что Германии нужно бояться зависимости от российского газа. В настоящее время кпд газовых электростанций немного превышает 50%, поэтому ведутся работы по повышению этого показателя. Значительного успеха удалось добиться инженерам немецкой газовой компании Verbundnetz Gas AG (10,5% ее акций принадлежит «Газпрому» и еще 15,8% дружественной «Газпрому» немецкой компании Wintershall). «Нам удалось создать газовые мини-ТЭЦ мощностью 4 кВт, кпд которых превышает 90% и которые практически не выбрасывают углекислый газ. Такая мини-ТЭЦ может снабжать теплом и электроэнергией дом на одну-две семьи. При этом она вырабатывает больше электричества, чем необходимо для обеспечения дома, поэтому его можно будет поставлять в сеть и на вырученные деньги покупать газ. Для того чтобы придать данному проекту дополнительную «зеленую» окраску, мини-ТЭЦ снабжаются солнечными батареями», – заявил член правления Verbundnetz Gas AG Михаэль Людвиг.

В последнее время много говорится о том, что российский газ по долгосрочным контрактам обходится европейским компаниям очень дорого. Но в переводе на единицы теплотворности природный газ все равно оказывается существенно дешевле нефти, хотя и является более экологически чистым топливом. На европейском рынке действительно наблюдается избыток газа, так как сжиженный природный газ, который Катар планировал поставлять в США из-за сланцевой революции, оказался невостребованным на американском рынке. В результате СПГ пришлось продавать в Европе по низким ценам. Однако из-за аварии на АЭС «Фукусима» Япония была вынуждена резко увеличить закупки СПГ. Этот процесс будет наблюдаться и в дальнейшем, если АЭС в Японии будут закрываться. Стремительно наращивает закупки СПГ и Китай. В Европе же неуклонно сокращается собственная добыча газа. Например, Великобритания за 10 лет снизила добычу газа со 108 до 60 млрд. куб. м. Компания Nord Stream в своей презентации, подготовленной к церемонии запуска первой нитки Nord Stream, оценивает дополнительный спрос на импортный газ в Европе в 2030 году в 180 млрд. куб. м. Из них половина – за счет увеличения потребления, а половина – необходимость заместить падающую добычу в Северном море. МЭА прогнозирует рост потребления газа в мире к 2035 году на 65% – до 5,1 трлн. куб. м, в том числе в Европе на 100 млрд. куб. м – до 640 млрд. куб. м (таким образом, МЭА согласно с прогнозом Nord Stream). Поэтому ситуация с избытком газа на европейском рынке вскоре неминуемо закончится. Тем более что Катар, который не испытывает восторга от низких цен на газ, объявил о моратории на новые проекты в сфере СПГ до 2014 года. «Газпром», в свою очередь, предоставляет скидки своим партнерам, чтобы снизить разрыв со спотовыми ценами. Кроме того, российская корпорация предлагает еще большие скидки контрагентам тех компаний, которые создают с ней совместные предприятия по сбыту газа или электроэнергии.

Кроме высокой стоимости энергии, полученной из возобновляемых источников (солнца и ветра), Германия столкнулась еще с одной проблемой. Дело в том, что при изготовлении солнечных батарей и ветрогенераторов используется более 20 редких и редкоземельных металлов (галлий, индий, селен, теллур, цинк, ванадий, литий, неодим и др.). Почти 90% мировых поставок редкоземельных металлов контролирует Китай. Поскольку эта страна решила сама производить ветрогенераторы и солнечные батареи, то экспорт редкоземельных металлов из КНР резко сократился. Теперь немецким производителям нужно искать альтернативного поставщика. Российско-германский сырьевой форум занялся проработкой совместных проектов по добыче редких металлов на территории России.

Сергей Александрович Правосудов - директор Института национальной энергетики, кандидат исторических наук.

  • Дата публикации: 14.02.2012
  • 637
  • Источник:
  • ng.ru

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться