Финансирование энергосберегающих мероприятий используется неэффективно - КГК

Финансирование энергосберегающих мероприятий используется неэффективно - КГК

Комитет государственного контроля Беларуси провел проверку целевого и эффективного использования средств, направляемых на энергосбережение, сообщили корреспонденту БЕЛТА в пресс-службе КГК.

Несмотря на то, что за 2009-2010 годы и первое полугодие 2011-го на финансирование энергосберегающих мероприятий направлено Br10 трлн. из всех источников (республиканский и местные бюджеты, инвестиционные фонды министерств и ведомств, кредиты банков, собственные средства организаций), прогнозные параметры по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта не выполнены. Отчасти такое положение обусловлено неэффективным использованием средств, направляемых на реализацию энергосберегающих мероприятий, а также неудовлетворительным выполнением энергосберегающих проектов. В отдельных случаях невыполнение энергосберегающих мероприятий было вызвано поверхностной проработкой финансовой и технической сторон проекта.

Например, еще в 2008 году на торфопредприятии "Вертелишки", входящем в ПРУП "Гроднооблгаз", необходимо было ввести в эксплуатацию котел на фрезерном торфе. Однако из-за грубейших нарушений в разработанной проектной документации (она сделана без технического задания на закупку оборудования) было приобретено котельное оборудование, непригодное для работы на фрезерном торфе. С 2008 года это оборудование бездействует, а израсходованные на его закупку и монтаж бюджетные средства в размере Br2,9 млрд. заморожены и экономического эффекта не дают. Кроме того, установлено, что в некоторых случаях направляемые на энергосбережение бюджетные средства истрачены на приобретение неработоспособного оборудования.

Заявленные разработчиками энергосберегающих программ объемы экономии энергоресурсов не всегда достигаются на практике. Так, чтобы сэкономить более 4 тыс.т условного топлива, организации ЖКХ Минской области перевели на сжигание местных видов топлива 19 котлов. Однако фактически это мероприятие позволило получить экономию топливно-энергетических ресурсов только в размере 0,3% запланированного объема.

Зачастую причины затягивания сроков осуществления энергосберегающих мероприятий связаны с просчетами при выборе их исполнителей. В 2008 году на РУП "Брестэнерго" были начаты работы по реконструкции энергоблока №5 на Березовской ГРЭС с установкой газовых турбин. Этот объект необходимо было сдать в эксплуатацию в 2010 году, однако на момент проверки (октябрь 2011-го) проект так и не был реализован. Сроки сорваны по вине российского партнера, который систематически нарушал сроки поставки оборудования. При этом фактически под обещание завершить проект в кратчайшие сроки российской фирме были перечислены авансы на сумму 18,3 млн. евро (78% стоимости контракта).

Широкое распространение получила практика переноса запланированных к внедрению мероприятий на более поздние сроки. В частности, в соответствии с республиканской программой энергосбережения в Гродненской области в 2006-2010 годах предусматривалась реализация восьми энергосберегающих проектов с затратами на их реализацию в размере более Br137 млрд., а фактически выполнено пять мероприятий общей стоимостью Br76,8 млрд. (56% плана). Сроки реализации трех проектов перенесены на 2011-2014 годы.

К неэффективному использованию средств приводит несоблюдение нормативных сроков реализации энергосберегающих проектов. Например, установка котла на местных видах топлива в котельной деревни Путришки Гродненского района при нормативной продолжительности строительства четыре месяца велась с августа 2008-го по декабрь 2010-го. Расходы областного бюджета на эти работы составили Br1,2 млрд.

Выявлены также недостатки в работе областных управлений по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, подчиненных департаменту по энергоэффективности Госстандарта.

Источник: БЕЛТА

  • Дата публикации: 28.12.2011
  • 184

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться