Турция увеличила импорт природного газа в январе 2024 году
30.03.2024
Консорциум проекта Nabucco представил нефтяным компаниям, разрабатывающим азербайджанское газоконденсатное месторождение Шах Дениз, новый вариант газопровода под названием Nabucco-West, - пишет "Эксперт".
Nabucco-West приблизит стоимость газопровода к посильным затратам участников проекта
Проект Nabucco-West предполагает строительство газопровода, длина которого уменьшится до 1300 км, что в три раза меньше по сравнению с первоначальным вариантом, говорится в пресс-релизе на сайте консорциума. Магистраль протянется от турецко-болгарской границы до австрийского города Баумгартена и пройдет по территории Болгарии (412 км), Румынии (469 км), Венгрии (384 км) и Австрии (47 км).
Кроме того, стало известно, что Турция заключит до конца июня соглашение с Азербайджаном о сооружении Трансанатолийского газопровода для поставок природного газа с азербайджанского месторождения Шах Дениз в Европу. Об этом заявил в интервью газете The Financial Times министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. По его словам, это более реалистичный на данный момент проект поставок газа в Европу по "Южному газовому коридору", чем Nabucco в его первоначальном виде "Было бы преждевременно говорить о том, что этот проект в данной ситуации неосуществим, – заявил министр. – Однако его концепция и название будут изменены". Как отметил Йылдыз, он может быть назван Nabucco-West и станет менее протяженным, чем планировалось ранее.
Первоначальный проект Nabucco предусматривает строительство газопровода длиной 3900 км, который должен связать прикаспийский регион со странами Евросоюза. Сроки начала строительства и запуска Nabucco несколько раз откладывались.
В конце февраля этого года The Wall Street Journal сообщала, что консорциум проекта Nabucco решил снизить мощность газопровода в два раза и провести его только по территории Австрии и Болгарии. Консорциум проекта – немецкая RWE, болгарская Bulgargaz, австрийская OMV, румынская Transgaz и турецкая Botas (венгерская MOL отказывается от партнерства) – пока не нашел ресурсы для заполнения трубы. 14 мая стало известно, что немецкий концерн RWE также намерен пересмотреть свое участие в проекте, предположительно, из-за роста затрат на строительство.
В настоящее время консорциум Shah Deniz – британская BP, азербайджанская Socar и норвежская Statoil – в качестве маршрута экспорта газа на европейские рынки рассматривает также Юго-Восточный европейский газопровод (SEEP), предложенный BP. Ранее консорциум планировал сделать выбор между SEEP и Nabucco к концу июня этого года.
Ключевой причиной пересмотра проекта Nabucco стало отсутствие сырьевой базы, полагает ведущий эксперт Инжиниринговой компании "2К" Сергей Воскресенский. "Инициаторы проекта так и не смогли договориться о поставках газа с Туркменией, которая должна была стать одним из ключевых доноров Nabucco. В результате строить столь длинный газопровод стало попросту некуда. Неясные перспективы Nabucco уже привели к тому, что некоторые участники сообщили о намерении покинуть проект, – говорит он. – Новый вариант маршрута теоретически может повысить инвестиционную привлекательность проекта. Однако у нынешнего варианта проекта имеется ряд серьезных конкурентов. В рамках "Южного коридора" Европа сейчас рассматривает целый ряд новых проектов, которые будут конкурировать как за потребителя, так и за сырьевую базу".
По данным аналитика, потенциально "Южный коридор" имеет довольно мощную сырьевую базу. "Новые газовые проекты на шельфе Кипра и у берегов Израиля в перспективе могут стать ключевыми для газового рынка Южной Европы, – напоминает он. – Однако эти проекты требуют подтверждения запасов. К тому же необходимо пересмотреть стратегию энергоразвития всего региона с учетом новых газовых месторождений. То есть пока детальной информации по кипрским и израильским проектам нет".
Российский "Южный поток", по мнению Сергея Воскресенского, вряд ли будет ориентироваться на европейские проекты. "Российский маршрут критиковали еще в период активного развития проекта Nabucco. Претензии были те же – зачем строить столь дорогой трубопровод, если рядом будет построен более дешевый и с более дешевым газом, – отмечает он. – Однако эта критика не остановила российский проект. Маловероятно, что его остановят кипрские и израильские проекты. У российского проекта есть очень веские козыри – у него есть сырьевая база, есть практически утвержденный вариант маршрута газопровода и нет проблем с финансированием".
Начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ "МЭФ-Аудит" Константин Гречухин не отрицает, что открытие новых месторождений Кипра и Израиля сыграло свою роль в твердом решении об изменении проекта Nabucco. "Однако об этом речь заходила уже при планах строительства турецко-азербайджанского ТАНАР, в предположении с его воссоединением на территории Болгарии. Новости об успешной разведке месторождений Кипра и Израиля, быть может, уже не оставляли сомнений, что Nabucco в прежнем виде существовать не может, – говорит он. – Но эти события, скорее всего, не повлияют на остановку проекта строительства "Южного потока". По прогнозам Международного энергетического агентства, энергопотребление будет только возрастать. Но конечная цена для потребителей может измениться в меньшую сторону".
Иная точка зрения у аналитика "Инвесткафе" Виталия Михальчука, по мнению которого отказ от первоначального варианта Nabucco не связан со средиземноморскими проектами. "Существует комплекс других причин. Во-первых, в расчете на километр стоимость трубы "Набукко" уже сейчас составляет 5,6 млн долларов, что приближается к средней стоимости "Южного потока" на километр (6 млн долларов), – говорит он. – Во-вторых, против "Набукко" говорит и позиция многих среднеазиатских стран, которые предпочли восточное направление для экспорта газа. Туркмения уже подписала соглашение об увеличении поставок газа в Китай, к ней присоединятся Узбекистан и Казахстан. То есть на данный момент не решены проблемы с заполнением "Набукко". В-третьих, после выхода Венгрии из проекта вероятность строительства "Набукко" еще больше снизилась".
Небольшой газопровод, даже если он будет реализован, по словам аналитика, не представляет угрозы "Южному потоку". "South Stream – глобальный проект, рассчитанный на долгосрочный рост спроса на газ в Европе. Разница между спросом и потреблением в Европе достигнет 280 млрд кубометров в год в 2012 году (2020-й: 370 млрд кубометров), а доля "Газпрома" на этом рынке вырастет с 28% в 2012 году до 31,5% в 2020-м, – отмечает он. – Nabucco-West будет покрывать лишь незначительную часть дополнительного спроса, поэтому спрос Европы на российский газ сохранится на высоком уровне".
Возникновение "укороченного" проекта Nabucco (Nabucco-West) управляющий активами УК "Финам менеджмент" Роман Беседовский связывает со стремлением участников консорциума как приблизить стоимость проекта к посильным для себя величинам, так и решить проблему доступа к ресурсной базе, изменив ее потенциальную географию. "Безусловно, в своем текущем виде проект, даже несмотря на наличие конкурента в лице "Южного потока", выглядит существенно более экономически целесообразным по сравнению со своим первоначальным видом, – говорит он. – Многие моменты, касающиеся газовых месторождений на средиземноморском шельфе, пока не разрешены, что откладывает разработку и добычу. С другой стороны, с учетом перспектив увеличения объемов потребления газа европейскими странами в ближайшие годы, даже в случае параллельного "Южному потоку" запуска Nabucco-West с ресурсной базой в Кипре-Израиле, места на рынке хватит всем. Это вопрос диверсификации рисков, экономических и политических. Сближение Кипра и Израиля выступает сильным раздражителем для Турции, стремящейся стать членом Евросоюза, с одной стороны, но лишающейся потенциального дохода и рычага политического влияния в виде "трубы" – с другой. В принципе для ЕС выгоднее форсировать развитие "облегченной" версии Nabucco, но это может усложнить его отношения с Турцией".
Об этом пишет "Эксперт", как передает www.centrasia.ru.
Тема дня 15.04.2024
Тема дня 09.04.2024
Тема дня 09.04.2024
Тема дня 04.04.2024
Новости компаний 27.03.2024
Технологии 08.04.2024
Технологии 12.02.2024
Аналитика 02.12.2021
Технологии 31.07.2019
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также