Имеются ли злоупотребления ценообразованием на нефтепродукты?

Имеются ли злоупотребления ценообразованием на нефтепродукты?

Антимонопольная служба подозревает в злоупотреблении ценами на дизельное топливо "большую четверку" нефтяных компаний и "Башнефть", заявил глава Федеральной антимонопольной службы (Ф.А.С.) Игорь Артемьев. А вот оснований для возбуждения дела по росту цен на автолист в отношении "Северстали", на которую осенью нажаловался "АвтоВАЗ",  у Ф.А.С. нет.


Сговор нефтяной пятерки

 Ф.А.С. подозревает в злоупотреблении ценообразованием на нефтепродукты "Газпром нефть", ТНК-BP, "Роснефть" и "ЛУКОЙЛ", а также "Башнефть", и просит Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) проверить обоснованность ценообразования на нефтепродукты на российских биржах.

 И.Артемьев обратил внимание, что главным аргументом нефтяных компаний, обосновывающих стремительный рост цен на нефтепродукты, является то, что "биржевые внутренние цены сегодня соответствуют их оптовым ценам". "Оптовые цены соответствуют котировкам, но они безумно высокие", - сказал глава Ф.А.С.

"Мы просим наших коллег из ФСФР проверить цены на бирже (в частности, на предмет адресных сделок), это их компетенция", - сказал И.Артемьев.

 Ф.А.С считает, что рост внутренних биржевых цен является во многом искусственным, но доказательств этого антимонопольный орган пока не имеет. "Есть подозрение в злоупотреблении, что все это связано с манипуляциями на рынке и злоупотреблением доминирующим положением", - сказал И. Артемьев. "Мы никого не обвиняем, но зная наши нефтяные компании, нас терзают очень сильные сомнения… У меня вызывает удивление, что цены настолько быстро выросли и не пропорциональны мировым, но об этом (искусственности внутренних биржевых цен) можно говорить, когда будут доказательства", - отметил он.

 И.Артемьев пояснил, что обычно оптовые цены реализации нефтепродуктов опережают биржевые котировки. "Но у нас впервые ситуация, что российские биржи, занимающиеся торговлей нефтепродуктами, легализуют эту цену", - сказал он. Сейчас Ф.А.С. пытается разобраться, справедлива ли биржевая цена, при этом у нефтяных компаний и Минэнерго разные расчеты. "Если эта цена справедлива, мы должны сказать: "Нет, граждане, мы вас не можем защитить (от роста цен на нефтепродукты)", - подчеркнул глава Ф.А.С.

 В нынешней ситуации Ф.А.С. не исключает, что в ходе биржевой торговли нефтепродуктами имели место адресные сделки и "формирование крупных лотов, когда цена нагоняется". Ф.А.С. уже донесла до ФСФР свою позицию на совещании, а во вторник в ФСФР должно было уйти соответствующее письмо Ф.А.С.

 Ранее в среду И.Артемьев сообщил, что Ф.А.С. в конце следующей недели может определиться в вопросе о начале антимонопольного расследования в отношении крупнейших нефтяных компаний РФ по факту роста цен на дизельное топливо. Речь идет о возможных нарушениях, допущенных в конце 2010 - начале 2011 года.

 Отвечая в рамках "правительственного часа" в Госдуме на вопрос о стремительном росте цен на дизельное топливо, глава Ф.А.С. отметил: "Здесь есть предмет антимонопольного расследования". Между тем Ф.А.С. пока не завершила анализ ситуации и хочет, чтобы решение было более аргументированным, так как "нужно будет его доказывать в суде".

 И.Артемьев уточнил, что расчеты Ф.А.С. и Минэнерго на этот счет расходятся, прошли совещания в правительстве и сейчас идет "сверка цифр". Кроме того, половина нефтяных компаний, у которых Ф.А.С. запросила данные по ценообразованию, ответила в самый последний момент.

 "В конце следующей недели мы сделаем для себя определенные выводы", - заключил глава Ф.А.С.

 Ранее представители Ф.А.С. высказывали озабоченность по поводу цен на авиационный керосин. Как сообщалось, замглавы Ф.А.С. Анатолий Голомолзин в конце 2010 года заявил, что ведомство выявило существенное сокращение поставок авиакеросина на внутренний рынок со стороны ряда нефтяных компаний. По его словам, "особо в этом отличились" "Газпром нефть" и ТНК-BP.

 Между тем, во вторник "Газпром нефть" и ТНК-ВР в ответ на заявления Ф.А.С. о сокращении поставок авиатоплива и дизтоплива на внутренний рынок и росте цен объясняют увеличение стоимости нефтепродуктов рыночной конъюнктурой.

"Рост цен на нефтепродукты в конце 2010-начале 2011 годов обусловлен в первую очередь резким повышением цен на нефть на мировом рынке, в частности на сорт Urals. При этом цены на российскую нефть с сентября прошлого года увеличились на 23%. Вслед за нефтью существенно поднялись и мировые цены на нефтепродукты - в том числе дизтопливо и керосин подорожали к началу 2011 года на 17-22% по сравнению с сентябрем 2010-го года", - заявил представитель "Газпром нефти".

По его словам, на российском рынке сложились специфические условия, при которых резкий рост спроса на некоторые нефтепродукты, например, на зимнее дизтопливо и керосин, вызванный в том числе послекризисным восстановлением экономики, совпал с общей ценовой конъюнктурой. Несмотря на увеличение производителями поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, предложение не успевало покрывать растущий спрос. При этом общие поставки дизтоплива и керосина на внутренний рынок РФ выросли в последнем квартале 2010 г. на 9-17% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, отмечает представитель "Газпром нефти".

ТНК-ВР также считает ценовую политику по авиатопливу и дизтопливу полностью соответствующей рыночным механизмам регулирования. "Сезонный рост спроса на авиакеросин совпал с увеличением спроса на высококачественное зимнее дизельное топливо, технология производства которого, а также качество поступающего на завод сырья, не позволяет одновременно нарастить выпуск и зимнего дизельного топлива, и авиакеросина на существующих мощностях компании", - сказал представитель ТНК-BP.


К металлургам претензий нет. Пока

А вот что касается повышения цен некоторыми металлургами, здесь Ф.А.С. криминала не усматривает. Служба пока не имеет оснований для возбуждения дела в отношении российских металлургический компаний, в частности, "Северстали", по росту цен на автолист в контрактах на 2011 год, заявил Игорь Артемьев.

 Ф.А.С. заканчивает анализ ситуации с ценами на автолист. "Могу сказать, что мы пока не видим оснований для возбуждения дел", - сказал он, уточнив, что в отношении крупнейшего поставщика автолиста, "Северстали", Ф.А.С. дело возбуждать не будет.

 "Мы провели глубокое расследование. Мы понимаем, что "АвтоВАЗ" очень важен для страны, но мы должны быть объективными", - добавил глава Ф.А.С.

 Ранее сообщалось, что в ноябре "АвтоВАЗ" подал жалобу в Ф.А.С. на "Северсталь" из-за завышения цен на автомобильный лист. "Предполагаемое повышение может привести к увеличению цен на готовые автомобили Lada до 3,5%", - отмечали в "АвтоВАЗе". По данным пресс-центра автозавода, "Северсталь" обеспечивает 60% потребностей завода в металле, остальные 40% поставляет ММК.

 В декабре Ф.А.С. получила обращение "АвтоВАЗа", который обращал внимание антимонопольного органа на намерение компании "Северсталь" повысить базовую стоимость на автомобильный лист на 2011 год на 30%. "АвтоВАЗ" предлагал металлургам продлить существующие контракты на три года с базовыми ценами 2010 года. С другим крупнейшим поставщиком металлопроката - ММК - "АвтоВАЗ" заключил контракт на I полугодие текущего года, не предполагающий резкого роста стоимости металла.

Аналогичные жалобы, по словам главы Минпромторга Виктора Христенко, подавали "КАМАЗ" и Sollers. Премьер РФ Владимир Путин поручил максимально ускорить сроки рассмотрения этих заявлений для того, чтобы взаимодействие автопроизводителей и металлургов не остановилось с начала 2011 года.

 Замглавы Ф.А.С. Андрей Кашеваров, комментируя в начале декабря обращение "АвтоВАЗа" отмечал, что Ф.А.С. беспокоит не столько рост цен, сколько непрозрачность ценообразования. По словам А.Кашеварова, Ф.А.С. не совсем понимает учетную политику металлургов в части отнесения затрат на себестоимость определенных видов продукции.

 В то же время, И.Артемьев говорил, Ф.А.С. на данный момент признаков нарушения антимонопольного законодательства не видит. "У меня пока нет уверенности, что мы будем возбуждать дела на эту тему. Мы же не должны регулировать каждые 2 рубля, есть же рынок. Если мировая цена уйдет на 30% вверх, значит это (повышение внутренних цен на автолист) обоснованно", - сказал руководитель Ф.А.С.

Министерство промышленности и торговли РФ также не видит проблем в процессе согласования повышения цен на листовой прокат российскими металлургическими компаниями для российских автомобильных компаний.

"Я не готов называть это конфликтом - нормальная хозяйственная деятельность, нормальное желание потребителя купить дешевле, производителя - продать дороже. При этом уровень развития металлургической промышленности позволяет, скажем, автопроизводителям выбирать поставщика - мы все-таки страна с хорошо развитой металлургией. Поэтому те рыночные тенденции, которые существуют, на самом деле научились сглаживать уже и автопроизводители, и металлурги, все пары "поставщик - потребитель" имеют прозрачные, понятные контракты, которые позволяют сглаживать резкие рыночные колебания. То, что это иногда вываливается в прессе, не означает, что это существенная проблема. Нормальный эпизод рабочих взаимоотношений между поставщиком и потребителем", - заявлял замглавы Минпромторга РФ Андрей Дементьев.

  • Дата публикации: 26.01.2011
  • 317

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться