Турция увеличила импорт природного газа в январе 2024 году
30.03.2024
Иран решил все-таки прорваться на европейский рынок газа; для этого он намерен использовать "свои", исламские каналы. Эксперты уже забеспокоились о том, что новый газовый маршрут может составить конкуренцию европейскому проекту Nabucco. Однако есть основания полагать, что Европе вскоре понадобится весь газ, который она только сможет получить.
Иран, Ирак и Сирия подписали меморандум о намерении соорудить газопровод протяженностью более 5 тыс. км, который свяжет крупнейшее в мире иранское месторождение Южный Парс с Европой. Стоимость строительства этой трубы составит около $10 млрд, а ее пропускная способность – 110 млн кубометров газа в сутки, или 40 млрд кубов в год. Часть этих объемов достанется странам-транзитерам. В частности, Ирак претендует на 10-15 млн куб. м газа в сутки, Ливан – на 5-7 млн куб. м, Сирия – на 15-20 миллионов. Итого порядка 10-15 млрд кубометров год. Значит, 25-30 млрд дойдут до Европы.
Именно столько составляет проектная мощность газопровода Nabucco, строительство которого после многочисленных задержек должно начаться в будущем году. Возможно, оно опять будет отложено. Дело в том, что до сих пор непонятно, откуда взять газ для наполнения этой трубы: кроме 5-7 млрд кубометров азербайджанского газа, других источников нет. Точнее, к ним нет доступа по географическим или политическим причинам. Например, Туркмения отделена Каспийским морем, а Иран – политической пропастью. Он некогда рассматривался в качестве потенциального поставщика газа для Nabucco, однако обострившаяся в последние годы конфронтация Тегерана с США и их союзниками сделала невозможным его участие в любых энергетических проектах Запада.
Тем не менее, Иран остается второй по величине кладовой "голубого топлива" в мире: его запасы оцениваются в 30 трлн кубометров (на первом месте Россия с 45 триллионами). Правда, до сих пор иранский газ практически не шел на экспорт по причине того, что добывали его крайне неактивно (в 4 раза меньше, чем в России). Но в министерстве нефти ИРИ заявляют, что Иран уже сейчас готов добывать порядка 220 млрд кубометров газа в год, и по мере освоения месторождения Южный Парс (16 трлн куб. м) эта цифра будет расти. Таким образом, для наполнения своей экспортной трубы Иран располагает более чем солидной ресурсной базой, и в этом смысле его проект выглядит куда выигрышнее европейского Nabucco и даже российского "Южного потока".
Но есть другие проблемы. Например, "экзотический" с точки зрения международного бизнеса состав участников исламского газового проекта. Во-первых, сам Иран, инвестиции в энергетику которого запрещены законодательством США. Во-вторых, Ирак, где со времен свержения Саддама Хусейна любимой национальной забавой стал подрыв трубопроводов. В-третьих, Сирия, балансирующая на грани гражданской войны и международных санкций. Кроме того, не ясно, как иранский газ преодолеет Средиземное море: придется либо прокладывать длиннющую подводную трубу, либо брать в компаньоны еще и Турцию. Последнее обстоятельство может серьезно повлиять на рентабельность проекта (турки накрутят цену транзита) и вызывать еще больше недовольства в Европе: там считают, что Анкара и так уже сосредоточила в своих руках слишком много энергетических артерий, снабжающих Запад. Наконец, на иранский газ пока нет покупателей в Европе – даже потенциальных, а без этого начинать строительство невозможно, поскольку никто не будет кредитовать такой проект.
Таким образом, шансы "исламского газопровода" пока выглядят довольно бледно. Тем не менее, не исключено, что и он, и "Южный поток", и Nabucco будут построены и востребованы. Потому что Европе год от года будет требоваться все больше газа. Согласно прогнозу Европейского союза газовой промышленности, потребление "голубого топлива" в ЕС будет возрастать на 1% в год – т.е., на 5-6 млрд кубометров. Это значит, что каждые 5 лет придется строить новую трубу типа Nabucco или несколько терминалов для приема сжиженного газа.
Впрочем, возможно, что и этот темп придется ускорить. Причин тому две. Первая заключается в том, что ряду европейских стран (в том числе Германии и Италии) необходимо будет чем-то заменять ядерную энергетику, от которой они решили отказаться после аварии на "Фукусиме-1". Солнце и ветер пока не смогут компенсировать закрывающиеся АЭС, поэтому понадобится больше газа – это самый экологически чистый и эффективный вид ископаемого топлива. Вторая причина состоит в том, что под непрекращающуюся риторику о глобальном потеплении Европа начинает потихоньку замерзать. Тысячелетиями согревавшее ее теплое течение Гольфстрим стало сбоить, разрезаемое холодным Лабрадорским течением. Следствием этого стал стойкий снежный покров и аномальные (по местным меркам) морозы в Западной Европе в прошлый осенне-зимний период. Пока это просто называется холодной зимой, но не исключено, что такие явления станут для Европы нормой. И тогда ей понадобится гораздо больше газа, причем неважно, российского или "исламского".
Источник: Утро.ру
Тема дня 15.04.2024
Тема дня 09.04.2024
Тема дня 09.04.2024
Тема дня 04.04.2024
Новости компаний 27.03.2024
Технологии 08.04.2024
Технологии 12.02.2024
Аналитика 02.12.2021
Технологии 31.07.2019
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также