Киев и Брюссель скоро обсудят, как управлять украинской ГТС

Киев и Брюссель скоро обсудят, как управлять украинской ГТС
Круглый стол с участием европейской и украинской стороны, который должен был уже состояться, немного отложили. "Но то, что он будет - это 100%", - заверил украинский министр и анонсировал обнародование формата консорциума.

Киев и Брюссель в ближайшее время проведут круглый стол высокого уровня, на котором среди других обсудят вопрос газотранспортного консорциума.

Как сообщил по окончании встречи с европкомиссаром по энергетическим вопросам Гюнтером Оттингером министр топлива и энергетики Украины Эдуард Ставицкий в интервью украинским журналистам в Брюсселе, в настоящее время рабочие группы сторон согласовывают вопросы места и времени проведения такого круглого стола.

"Я так понимаю, что в течение, самое большее, двух недель все будет согласовано. Но то, что он будет - это 100%", - заверил украинский министр.

Он также связал вопрос проведения круглого стола с конкретизацией формата возможного газотранспортного консорциума по управлению украинской ГТС – будет ли он трехсторонним (Украина-ЕС-Россия) или двухсторонним (Украина-Россия), на чем настаивает российская сторона.

"Подождите круглого стола – там все будет", - обратился он к журналистам.

Договоренность о проведении круглого стола высокого уровня по вопросам развития украинского газового рынка была достигнута 21 февраля, перед проведением саммита Украина-ЕС. Он должен был состояться "в течение ближайших четырех недель".

Похоже, что украинская сторона все это время обсуждала нюансы и условия создания газотранспортного консорциума только с российской стороной — на самом высоком уровне.

Почему Виктору Януковичу интересен именно двухсторонний газотранспортный консорциум — без участия европейцев? Во-первых, как писало ZN.UA, потому, что он может быть создан намного быстрее, чем с участием европейцев. Фактор времени для украинского президента сейчас весьма значим. Во-вторых, консорциум только с "Газпромом" по определению будет менее прозрачен. В-третьих, потому что это позволяет получить в бюджет около 4 млрд долл. в год, поскольку оценка "бизнеса на трубе" составила 7,5 млрд долл. в год (при неоглашаемой оценочной стоимости только "железа" — ГТС — около 20 млрд долл.). В-четвертых, обещаемая россиянами ежегодная экономия только на цене газа составит 8 млрд долл., что тоже неплохо для бюджета. В-пятых, "Газпром" обещает транспортировать по украинской ГТС не менее 60 млрд кубометров газа в год. В-шестых, Украина будет закупать 40 млрд кубометров газпромовского газа, но получит право реэкспорта (пополам с "Газпромом"), что, учитывая кочующую пока из проекта в проект цену в 258 долл. за тысячу кубометров, позволяет надеяться на создание регионального хаба на базе украинских подземных хранилищ газа (ПХГ) и тоже неплохо заработать причастным сторонам. В-седьмых, в случае нахождения приемлемого для обеих сторон варианта по Таможенному союзу для Януковича открывается прямой путь к вожделенным 15 млрд долл. (которые он до сих пор безуспешно пытается "найти" в закромах МВФ и Китая), так необходимым для обеспечения социальных программ перед президентскими выборами.

По данным ZN.UA, для создания проговариваемой схемы двустороннего консорциума с "Газпромом" только на законодательном уровне необходимо срочно принять пять законов, включая изменения в Закон "О трубопроводном транспорте" и закон о денонсации Договора о присоединении к Энергетическому сообществу.

В случае этого варианта, на энергонезависимости Украины, как и на ассоциированном членстве в ЕС можно будет ставить жирный крест.
  • Дата публикации: 27.03.2013
  • 262
  • Источник:
  • zn.ua

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться