Китай, США и ОАЭ борются за звание «первопроходцев» в области строительства экогородов

Китай, США и ОАЭ борются за звание «первопроходцев» в области строительства экогородов

По подсчетам ученых, города производят около 75% от общего объема выбросов углекислого газа. Смелые проекты городского строительства в Объединенных Арабских Эмиратах, Китае и США претендуют на первенство в области создания экологически чистых городов.

Город будущего должен быть таким, чтобы по нему можно было передвигаться пешком или на велосипеде. Однако это не значит, что экологически чистый город обязательно должен быть маленьким: каждый район будет иметь свою систему снабжения с доступом к общественному транспорту.

Поэтому местные жители будут оставлять свои автомобили в гаражах, а в лучшем случае – и вовсе от них избавляться. Идеальный город рационально расходует свои ресурсы и функционирует за счет альтернативных источников энергии.

В своем исследовании «Экологически чистые города: заблуждение и реальность» ученые Карл Петер Шон и Андре Мюллер из Федерального института исследования в области строительства, планирования и урбанизации (Германия) предприняли попытку рассмотреть наиболее успешные проекты в области «зеленого» градостроительства.

Амбициозныепланы

Строительство экогорода Масдар в эмирате Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) началось в 2006 году. С тех пор в проект были вложены значительные финансовые средства и использованы последние технологические новинки. Дорожное движение не доставляет неудобств пешеходам, поскольку автомобили передвигаются по отгороженным платформам. Архитекторы «чудо-города» испытывают различные модели солнечных панелей, чтобы узнать, какие из них лучше всего подходят для пустынных областей.

Ветряная башня направляет свежий воздух на улицы города, утопающие в зелени местных растений, которые не требуют частого полива. Однако проект еще очень далек от своего завершения: финансовый кризис затормозил строительство экогорода. На данный момент полностью готовы лишь несколько зданий и исследовательский институт.

Абсолютно по-другому дело обстоит в Китае: экогород Линьган – спутник Шанхая – постепенно начинает заселяться людьми, сообщается в докладе. В центре города расположено искусственное озеро, от которого берут свое начало все улицы. Магазины и другие службы расположены компактно – как и парки, аллеи, велосипедные дорожки и автобусные и трамвайные станции. Застройщики собираются получать энергию из возобновляемых источников – ветряных, солнечных, геотермальных и морских.

Правительство Китая оказывает поддержку проекту как образцу экологически устойчивого развития, отмечает Мюллер в исследовании. Как ожидается, в Линьгане будут жить и работать около 800 тысяч человек.

По оценкам Шона, население азиатских городов увеличится на полмиллиона в ближайшие несколько лет – в силу роста рождаемости и миграции из сельских районов. Портовый город Линьган призван продемонстрировать, как можно обеспечить достойные условия проживания для такого количества людей экологически устойчивым путем.

Мечты и реальность

«Город Линьган является ярким свидетельством того, как инновационное городское планирование позволяет одновременно учитывать особенности экономики и нужды людей», - отмечает Мюллер. К зданиям были добавлены дополнительные уровни, но интенсивность движения общественного транспорта пока снижена из-за неполной нагрузки. Энергия производится преимущественно электростанциями на угле или атомными реакторами.

Тем не менее, главной целью градостроителей является привлечение новых жителей и предпринимателей – развитие возобновляемых источников энергии стоит на втором месте. Они также отказались от идеи разрешать горожанам парковаться лишь на окраине города, поскольку это отпугивало средний класс, считающий автомобиль символом своей свободы и статуса.

Город Кивано, расположенный на окраине крупного населенного пункта Тусон (штат Аризона, США) не имеет ни ветряных турбин, ни велосипедных дорожек. Зато у него есть собственный экологический проект – дома из соломы и переработанных стройматериалов. Архитекторы позаимствовали идею у племени Пуэбло, чья традиционная техника строительства хижин отлично подходит для пустынных регионов, поскольку требует вдвое меньше энергии для охлаждения.

По американским стандартам город довольно густо заселен. Крупные американские города обычно имеют обширный пригород, что делает людей зависимыми от автомобилей и приводит к большому расходу топлива.

Однако экологическая община Кивано является первой в своем роде. Кризис в сфере недвижимости замедлил темпы продаж жилья, а смена руководства города привела к изменениям в сфере экологического развития.

Модернизировать старые города гораздо сложнее

Как оказалось, гораздо сложнее экологически модернизировать уже существующие города, которые развивались естественным путем, и многие жители которых сопротивляются каким-либо изменениям. Тем не менее, в переживающей экологический кризис Европе основной упор делается именно на экологической модернизации. Солнечные панели и зеленые крыши могут изменить многое, но финансовая помощь владельцам недвижимости и градостроителям также имеет большое значение.

Экспериментальные проекты позволяют компаниям испытать новые технологии в естественной среде. Жители французского Лиона скоро смогут брать в аренду электромобили в старой промышленной зоне прибрежного района Конфлюэнс и использовать «умные» сети электроснабжения для контроля за потреблением электричества в течение дня.

Японский производитель электроники «Toshiba» при сотрудничестве с городскими властями и жителями занимаются установкой таких «умных» энергосетей. Поскольку оператор сети имеет доступ к конфиденциальной информации о потребителях, многие горожане сначала испытывали сомнения. Чтобы воплотить проект, компании пришлось постепенно знакомить население с новой технологией.

DeutscheWelle, перевод с английского – Наталья Пристром

http://www.dw.de/dw/article/0,,16115335,00.html

  • Дата публикации: 24.07.2012
  • 173

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться