Нефтяные компании пожертвуют имиджем ради развития франшизы

Нефтяные компании пожертвуют имиджем ради развития франшизы

Несмотря на то что работа по франшизе порой наносит серьезный удар по имиджу нефтяных компаний, отказываться от этого метода нефтяники не планируют. Напротив, «Газпром нефть» готовится запустить первый джобберский проект. Через систему франчайзинга планируется расширение деятельности ЛУКОЙЛа в Омской, Томской и Новосибирской областях. Правда, в столице компании предпочитают работать через собственные сети.

Далеко не все заправки имеют непосредственное отношение к сбытовой сети компании, логотип которой они носят. Так называемые джобберы или франчайзи, «одетые» в корпоративные цвета той или иной компании, зачастую разочаровывают качеством не только услуг, но и продаваемого топлива. Тем не менее нефтяники не планируют сворачивать свои франчайзинговые программы.

Из большой четверки нефтеперерабатывающих компаний только у «Газпром нефти» абсолютно все заправки являются частью ее собственной сбытовой сети. Правда, и она готовится разбавить бизнес джобберскими АЗС. «Сегодня в процессе реализации находится пилотный проект по развитию такого направления в одном из регионов России. От успеха проекта будут в дальнейшем зависеть планы компании по развитию этого направления», — рассказали РБК daily в компании. Уточнять, о каком именно регионе идет речь, в «Газпром нефти» не стали.

Под вывеской ЛУКОЙЛа в ближайшее время откроется сеть франчайзинговых заправок в Омской, Томской и Новосибирской областях. По данным компании, по состоянию на 1 января 2011 года под товарным знаком ЛУКОЙЛа работает 112 АЗС коммерческих фирм. Правда, в Москве компания предпочитает обходиться своими силами — в регионе не работает ни одной джобберской заправки.

Для того чтобы перекрасить свою АЗС, расположенную в городе с населением более 500 тыс. человек, в цвета ЛУКОЙЛа, придется заплатить 357 тыс. руб. плюс НДС. Если заправка находится на автотрассе федерального значения, цена составит 398 тыс. руб. В других, менее оживленных, местах — 217 тыс. руб., оценивают в компании.

В ТНК-ВР пояснили, что по франшизе работают АЗС только под брендом ТНК, заправки ВР — «родные» для компании. О планах по развитию этого направления бизнеса в компании говорить не стали. Также категорически отказались от комментариев в «Роснефти».

Впрочем, все нефтяные компании сходятся на том, что система контроля джобберов крайне обременительна. «Если клиент недоволен обслуживанием на такой заправке, он не будет жаловаться на конкретного предпринимателя, все направляются в адрес компании, под брендом которой они работают», — говорят нефтяники. Поэтому прибегать к такой схеме стараются в тех случаях и регионах, где иметь собственные АЗС крайне невыгодно.

«Проверки, конечно, дело хлопотное и выборочное. Всегда есть риск, что условия франшизы не будут соблюдены. Но проблемы есть и в корпоративных сетях, где также необходим контроль качества», — говорит президент Российской ассоциации развития франчайзинга Александр Майлер. По его словам, активнее всего франшиза используется для развития бизнеса, не связанного непосредственно с продажей топлива, — это кафе и магазины при АЗС.

Тем не менее такого расцвета франчайзинга для АЗС, как в конце 90-х — начале 2000-х, уже не будет, считает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Несмотря на программы развития джобберских сетей, последние пять лет прослеживается явный тренд сокращения числа таких АЗС, поясняет он. Но, по мнению г-на Сергиенко, это вина не только нерадивых франчайзи. «Сами компании зачастую не выполняют условия поставок топлива», — добавляет эксперт.
 

  • Дата публикации: 10.03.2011
  • 451

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться