Поляки и АЭС: политики за, общественность думает

Поляки и АЭС: политики за, общественность думает

О первой попытке Польши войти в мировой атомный клуб напоминают только бетонные развалины за пределами деревни Жарновец, что стоит на балтийском побережье. Проект по строительству здесь АЭС ушёл в небытие вместе с коммунистическими властями страны в 1989 году, пишет "Financial Times".

Атом возвращается

Но в XXI веке мирный атом возвращается в Польшу. Варшава обязалась сократить выбросы парниковых газов, а это сложно сделать для энергетики, на 90% зависящей от угля. Следуя восточноевропейской моде, поляки также хотели бы сократить свой импорт углеводородов из России.

Кто-то может говорить о потенциале сланцевых газов, запасы которых в Польше вроде бы велики. Но не премьер-министр Дональд Туск и его правительство. Их выбор - иметь как минимум две атомные станции на польской территории к 2035 году.

Для строительства первой АЭС отобрано три кандидатных площадки, и одна из них - всё тот же самый Жарновец. С ним соперничают Хочево в польской Померании и Гаски на балтийском берегу.

В Европе отношение к атому неоднозначное. Но в Польше у атомной энергетики мощная политическая поддержка. В мае 2011 года парламент страны подавляющим большинством поддержал планы по строительству двух АЭС суммарной мощностью 6 ГВт(эл.).

Отвечать за атомное строительство в Польше будет государственная компания "Polska Grupa Energetyczna" (PGE). Ей указано, что первый бетон на первом блоке обязан быть уложен в начале 2016 года. Стоимостью первой из двух станций ориентировочно считают 50 миллиардов злотых (чуть менее 15 миллиардов долларов).

Но кто заплатит эти деньги? Это вопрос.

Требуются авантюристы

Каролина Шедлик, отвечающая за вопросы энергетики в варшавском офисе юридической фирмы "CMS Cameron McKenn", считает, что правительству понадобятся "склонные к авантюрам банки", готовые профинансировать непростой в политическом смысле проект.

Польские энергетики создали дочернюю фирму "PGE Energia Jadrowa", в которой будут концентрироваться все атомные дела. У неё появился консультант, компания KPMG. Один из предлагаемых вариантов добычи средств - корпоративное кредитование, возможное благодаря прочности финансового положения PGE.

Другой путь лежит через создание проектной компании (special purpose vehicle). Но он может не понравиться банкам-кредиторам, так как в этом случае PGE будет отдалена от всего проекта.

В любом случае, строительство АЭС превратится для PGE в "тяжёлое испытание на эластичность", считает варшавский аналитик Роберт Май. Он обращает внимание, что стоимость одного атомного гигаватта будет равна примерно 5 миллиардам долларов, или в три раза больше самого дорогого до настоящего времени польского проекта в энергетической сфере - сооружения новой угольной станции в Ополе.

Тендер по выбору технологий и генподрядчика для первой польской АЭС формально стартует в этом году. О своём интересе заявляют альянс GE/Hitachi, группа AREVA, а также контролируемый японцами "Westinghouse".

Почти совершенно точно можно говорить об отсутствии интереса поляков к российским реакторным предложениям. Эксперты не скрывают - за этим стоит, в первую очередь, политика. Каролина Шедлик уверена: "По политическим причинам, русские (атомные) технологии в Польше не пойдут".

Общественное несогласие

Деньги и технологии - не единственные проблемы, которые предстоит решить. Есть ещё и отношение общественного мнения к атомной энергетике, а оно, в отличие от мнения политиков, не очень благожелательно.

Партии выступают за строительство АЭС. Обычные граждане не торопятся их поддерживать в этом вопросе. В 2011 году министерство экономики Польши заказало исследование общественного мнения. Его результаты таковы - за атом выступает всего 38% поляков.

Правительству необходимо убедить сограждан и избирателей в том, что без АЭС Польша обойтись не сумеет. В марте этого года министерство экономики анонсировало запуск трёхлетней информационной кампании стоимостью 18 миллионов злотых для продвижения преимуществ и безопасности атомной энергетики.

Сторонники атома обязательно столкнутся с информационным противоборством оппонентов, в состав которых входят общественные организации, созданные в местностях, близких к кандидатным площадкам, разнообразные НПО, а также зелёные. Оппоненты фактически уже ведут свою собственную контр-кампанию.

В феврале 2012 года в городке Мельно (10 км от площадки Гаско) состоялся референдум. Жители проголосовали против того, чтобы рядом с ними строили атомную станцию.

Немцы также не сидят сложа руки. Свыше 50 тысяч граждан Германии подписались с января под онлайновой петицией к министерству экономики Польши, декларирующей неприятие польской атомной программы.

Зелёные и общественные организации проведут в июле недельный антиядерный семинар в Хочево - ещё одном месте, где могла бы появиться АЭС.

На самом деле, уже в 2013 году польское правительство определится, наконец, с тем, где именно оно собирается строить первую станцию - в Жарновце, Хочево или Гаски. Спустя три года по плану должен быть залит первый бетон. Но многие эксперты предсказывают, что в реальности начало строительства произойдёт в 2018-2020 годах.

Сдвиги графика строительства первой станции неизбежны. Общественные дебаты, протесты и задержки с выдачей лицензий и разрешений с большой вероятностью приведут к переносу сроков начала строительства и сдачи блоков в эксплуатацию.

  • Дата публикации: 28.06.2012
  • 373

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться