Позаимствует ли ветроэнергетика конструкцию ранних самолётов?

Позаимствует ли ветроэнергетика конструкцию ранних самолётов?

Ветроэнергетика, очевидно, на коне. Стоимость производимого ею киловатт-часа вплотную приблизилась к самым эффективным ТЭС. Но «приблизилась» — вовсе не «стала ниже». Можно ли уже сегодня совершить резкий скачок и обогнать постылую тепловую энергетику?

Как пишет compulenta.computerra.ru, General Electric Power and Water разрабатывает ветряную турбину, лопасти которой сделаны не из традиционного стекловолокна, а скорее напоминают первые десятилетия авиации — состоят из металлического каркаса, обтянутого тканью.

Новый подход позволит радикально увеличить размер лопастей. Теперь их можно будет делать диаметром в 120 м и даже больше. Напомним, стеклопластиковые лопасти такого размера непрактичны. Кроме прочего, стеклопластиковые детали даже существующих ветряков обходятся в копеечку, а ткань и металлический каркас куда более пригодны для массового производства и, следовательно, не так дороги. Обещаемое GE снижение издержек позволит удешевить ветротурбину на 25–40%. Как отмечают в компании, такая технология позволит ветрякам наконец-то стать столь же экономичными, как электростанции, тупо сжигающие ископаемое топливо, — и не за счёт государственных субсидий.

Знаете ли вы, что в последние годы затраты на компенсацию капитальных вложений (огрублённо — строительство электростанций) для угольных ТЭС в США достигли 6,53 цента на киловатт-час выработки? А для наземных ветряков (офшорные пока гораздо дороже) эта цифра составила 8,39 цента. Очевидно, что если последний показатель благодаря новых лопастям удастся снизить хотя бы на 15–20%, то угольная энергетика Штатов — основная часть американской энергетики — больше не сможет конкурировать с ветряной, которая не нуждается в регулярных закупках топлива.

Вопрос, конечно, во многом сводится к ткани, точнее — нетканому материалу, который пока разрабатывается в основном силами самой GE. Ей потребуется не просто прочность и ресурс как минимум в 20 лет, но и обеспечение гидрофобности, а в идеале и супергидрофобности. Иначе проблемы у этого материала (скажем, оледенение) будут намного тяжелее, чем у стеклопластиковых лопастей.

Разработка новых лопастей рассчитана на три года; вместе с GE в ней участвуют группы из Массачусетского технологического института и ряда других вузов США.

  • Дата публикации: 06.08.2013
  • 211

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться