Позиция Багдада ставит под вопрос строительство нефтепровода между Турцией и Курдистаном

Позиция Багдада ставит под вопрос строительство нефтепровода между Турцией и Курдистаном

Багдад хочет наложить вето на строительства крупного нефтепровода между Иракским Курдистаном с Турцией – похоже, в отношениях между соседями снова назрела напряженность, как и внутри самого Ирака.

Отношения окончательно испортились после того, как на прошлых выходных демонстранты сожгли флаги Турции перед консульством в Басре, а премьер-министр Нури аль-Малики, кроме того, назвал Турцию враждебным государством.

Трубопровод, способный пропускать около миллиона баррелей нефти в день, позволил бы Турции получить прямой доступ к богатым нефтяным месторождениями полуавтономного Курдистанского региона вместо того, чтобы действовать через территорию, находящуюся под полным контролем Багдада. О строительстве трубопровода было объявлено на прошлых выходных министром природных ресурсов Курдистана Ашти Хаурами в столице региона городе Ибриле. На мероприятии присутствовал и министр энергетики Турции Танер Илдиц. По заявлению Хаурами, трубопровод должен был достичь границы с Турцией к августу следующего года. Однако в понедельник 21 мая Багдад заявил о том, что наложит вето на проект, который пока так и не получил формального одобрения.

Али аль-Муссави, советник премьер-министра Ирака, заявил, что любое соглашение должно быть подчинено конституции и законам, регулирующим отношения между Багдадом и Курдистаном. Курдское же региональное правительство закрыло свои нефтяные ресурсы для экспорта из-за спора относительно выплат с центральным правительством.

В прошлом году Багдад уже конфликтовал с Курдистаном, причиной чему стало соглашение между «ExxonMobil» и курдским региональным правительством. Тогда Багдад дал понять, что может блокировать будущие проекты американской энергетической компании по всей территории Ирака.

Отношения и Анкары, и Курдистана с иракским премьер-министром аль-Малики уже давно оставляют желать лучшего. Турция неоднократно выступала с заявлениями о том, что премьер-министр разжигает рознь между суннитами и курдами. Турецкие власти также подозревали аль-Малики, шиита по религиозной принадлежности, в поддержке сирийского президента Башара аль-Ассада, в то время как Турция настаивает на его уходе с государственного поста. Нури аль-Малики в свою очередь с осуждением высказался в адрес Турции за ее укрывательство Тарика аль-Хашеми, находящегося в бегах вице-президента Ирака, ставшего целью разгневанных протестующих в Басре.

В этом месяце турецкая сторона заявила, что об экстрадиции аль-Хашеми, суннита, обвиняемого в финансировании и руководстве багдадских «эскадронов смерти», предназначенных для ликвидации политических противников, не может быть и речи. Сам аль-Хашеми заявил, что улики против него были получены под пытками.

Турция и Иракский Курдистан смогли оставить позади долгую историю антагонизма благодаря укрепляющимся экономическим связям. На сегодняшний день Ирак является вторым по объему продаваемой продукции торговым партнером Турции – причем большая доля оборота приходится на северный Ирак. Кроме того, Турция надеется на содействие лидеров Иракского Курдистана в обуздании Рабочей Партии Курдистана (РПК), считающейся террористической организации, борющейся за политические права курдов в Турции и использующей северный Ирак в качестве своего убежища.

Официальные лица Курдистана понимают, что любой шаг к расколу Ирака может стать причиной дестабилизации Турции.

«Когда мы обдумываем эти [энергетические] проекты, мы понимаем, что наш приоритет – территориальная целостность Ирака, – сообщил Танер Илдиц в недавнем интервью изданию «theFinancialTimes», отметив также, что Турции не стоит следовать примеру «ExxonMobil». - Турция для нас не просто страна – это наш сосед».

Несомненно, турецкая сторона предпочла бы иметь официальное согласие Багдада на осуществление этого крупного энергетического проекта.

Генри Барки, специалист Университета Лехай (Lehighuniversity, штат Пенсильвания), уроженец Турции, также отметил, что обеспокоенность вопросом независимости или автономии Курдистана перевесит любые споры между Анкарой и Багдадом. Самой большой проблемой Турции на данный момент является нерешенная проблема с курдским меньшинством, которая может поставить под вопрос сотрудничество с регионом.

«В конце концов, Турцию всегда беспокоило стремление курдов к своей независимости», – добавил эксперт.

DanielDombey, theFinancialTimes, перевод с английского – Наталья Коношенко

http://www.ft.com/intl/cms/s/0/66859aac-a364-11e1-988e-00144feabdc0.html#axzz1wNYtLE1h

  • Дата публикации: 31.05.2012
  • 336

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться