Прогнозы на завтра: от девальвации до дефолта

Прогнозы на завтра: от девальвации до дефолта

Нацбанк пока держится и не предпринимает, как обещал, никаких шагов по регулированию валютного рынка до получения 1 млрд. долларов в виде кредита от российского правительства. Но эту попытку сбить девальвационные ожидания эксперты считают неэффективной. Население по-прежнему атакует обменные пункты, импортеры продолжают закладывать девальвационные риски в цену товаров, а аналитики вовсю говорят о коллапсе и дефолте.

Введение с 31 марта моратория на меры по регулированию валютного рынка было неожиданным после стольких попыток Нацбанка стабилизировать ситуацию. Продержаться Нацбанк обещал аж до конца апреля — прогнозируемой даты получения денег от России. Пока же в главном банке страны не готовы говорить о каких-то промежуточных результатах данного решения.

«Причина введения моратория — необходимость повлиять на девальвационные ожидания. Мы хотели успокоить рынок и поэтому ничего не предпринимаем. Но еще рано говорить о каких-то результатах. Хотя на данный момент тему проведения девальвации уже никто не обсуждает горячо и страстно», — заявил Naviny.by представитель Нацбанка.

Между тем в стране скрытая девальвация уже произошла. На внутреннем неофициальном рынке курс покупки доллара составляет 3500 рублей, продажи — 4000 рублей. На межбанке отдельные сделки заключаются из расчета 3500-3600 рублей за доллар (то есть на 20% выше официального курса). Причем финансовые аналитики не исключают, что совсем скоро курс на межбанке может подняться и до 5000 за доллар.

Девальвационные ожидания вкупе с дефицитом валюты в Беларуси повлияли на курс белорусского рубля в зарубежных банках. По информации «Ежедневника», в Москве наличные белорусские рубли конвертируются уже в 5400 рублей за доллар. Латвийский банк Rietumu Banka выставил новый курс для белорусского рубля по безналичному расчету 4400 рублей за доллар и 6316 рублей за евро.

Однако собеседник из Нацбанка считает ожидания девальвации заблуждением, а скрытую девальвацию — желанием просто заработать.

«Сейчас все пытаются извлечь выгоду из ситуации, кроме простых людей, которые покупают валюту на всякий случай, мучаются и мучают других. Кто-то покупает валюту для покупки иномарки и ее последующей перепродажи, кто-то пытается заработать, ввезя импортный товар и заложив в его цену предполагаемые девальвационные риски».

Ведущий менеджер IT-департамента компании Samsung в Беларуси Алексей Голуб отмечает, что импортеры вынужденно повышают ценник и не только из-за ожиданий девальвации.

«Импортеры могут купить валюту только у коммерческих банков, и цена на нее складывается выше курса Нацбанка по причине увеличения разрешенной комиссии с 2% до 10%, что закладывается в себестоимость товаров. В связи с такой ситуацией с покупкой валюты себестоимость продукции выросла до 15-30%. Это привело к снижению объемов продаж, но дешеветь продукция, скорее всего, не будет».

По оценкам председателя Совета директоров группы компаний «Регистр» Андрея Карпунина, «из магазинов в ближайшее время может исчезнуть примерно 30% товарных позиций, преимущественно импортных, из-за того что импортеры не захотят брать на себя риски поставок в Беларусь товаров. Ряд импортеров продолжат осуществлять поставки продукции, но продаваться она будет по завышенным ценам».

У предпринимателей, заинтересованных в быстрых оборотах капитала, ситуация несколько иная. По словам председателя совета по малому бизнесу при Белорусском союзе предпринимателей Екатерины Чижик, в первые дни активных слухов о девальвации предприниматели повысили ценники на товары из-за боязни прогореть. Сейчас многие ориентируются на действующий курс, чтобы обеспечить продажи товара.

«Деньги нужны сегодня и в оборот их нужно пускать сегодня. Увеличением цены можно добиться того, что продукция перестанет продаваться. Потребитель сегодня осторожен. Но ничего не продавать, а только платить за аренду и налоги — это неправильный бизнес».

Тем не менее, предприниматели, по словам Чижик, продолжают опасаться девальвации, несмотря на все заверения властей и мораторий Нацбанка.

«Настораживает то, что Нацбанк расширил коридор курса рубля на внебиржевом рынке с 2% до 10%. Предприниматели ждут, что это же может произойти и на внутреннем рынке. Настораживает отсутствие валюты в свободной продаже, а также попытки банков скупать валюту, но без последующего выпуска в свободную продажу. И такие факты есть. Я занимаюсь реализацией белорусских товаров в России, и когда приезжаю в Беларусь, то нередко обмениваю российские рубли или доллары в наших банках. Случалось, что проданную мной валюту банк не хотел продавать обратно другим клиентам. Тем, кто стоял за мной в очереди, говорили, что валюты нет. Лишь после угроз пожаловаться начальству банка валюта продавалась».

Аналитики, в свою очередь, обращают внимание на отсутствие у белорусских властей консолидированной позиции по поводу стабилизации. Примером тому является критика вице-премьером Сергеем Румасом действий Нацбанка. Эксперты считают это плохим признаком. Если на верху не могут четко определиться, как правильно действовать, то ничего хорошего в перспективе это стране не сулит.

Власти делают ставку на кредит от России, но, по мнению Андрея Карпунина, он не поможет стабилизировать ситуацию.

«Наша потребность в краткосрочном периоде, учитывая ситуацию с платежным балансом, ажиотаж вокруг валюты на внутреннем рынке и желание иностранных инвесторов вывести деньги за пределы Беларуси, составляет примерно 3 млрд. долларов. И чем нам поможет тот миллиард, который мы ждем от России? К тому же были заявления, что его не собираются тратить на поддержание курса и стабилизацию, а использовать для пополнения золотовалютных резервов».

Оценивая попытку главного регулятора повлиять на ситуацию мораторием, эксперт подчеркивает, что «введением моратория на меры по регулированию валютного рынка Нацбанк по сути попросту расписался в неспособности осуществлять кредитно-денежную политику. А расширив до 10% коридор курса рубля на внебиржевом рынке, Нацбанк признал, что белорусский рубль неадекватно стоит по отношению к доллару. И сейчас мы видим робкую попытку нащупать дно».

Андрей Карпунин не исключает, что в целях устранения дефицита валюты власти могут увеличить процент обязательной продажи валюты экспортерами, а также пойти на введение временного моратория на досрочное снятие валютных вкладов.

«Панику вокруг валютных вкладов создали некоторые коммерческие банки, которые стали обязывать клиентов подписывать допсоглашения о возврате валютных вкладов в рублях. Сейчас мы наблюдаем отток вкладов из банковского сектора, и мораторий мог бы это остановить», — отмечает эксперт.

Он не считает, что временный мораторий на досрочное снятие вкладов окончательно подорвет доверие населения к банковскому сектору. С другой стороны, и обвинять население в том, что нездоровый ажиотаж вокруг валютных вкладов дестабилизировал ситуацию в банковском секторе, неуместно.

«Население в банки отнесло 4,5 млрд. долларов. Банки, в свою очередь, более 3,5 млрд. предоставили Нацбанку в рамках свопопых сделок. Банки могут удовлетворить спрос населения, если Нацбанк вернет им валюту. Но Нацбанку нечего возвращать. Он банкрот. И вообще, мы фактически приблизились к дефолту», — отмечает Карпунин.

  • Дата публикации: 06.04.2011
  • 450

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться