РБК daily: Для Nabucco не хватает газа

РБК daily: Для Nabucco не хватает газа

Проект строительства газопровода Nabucco, призванного снизить зависимость Европы от российского газа, снова буксует: к слишком высокой стоимости добавилась проблема с заполнением трубопровода. В результате его мощность может быть уменьшена вдвое и составить около 15 млрд куб. м в год.
 
Участники консорциума Nabucco рассматривают возможность уменьшения мощности трубопровода вдвое, а также сокращения его протяженности — в новом варианте он будет проложен от Болгарии до Австрии, передает The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией. Первоначальный проект подразумевал строительство газопровода мощностью 31 млрд куб. м в год, который должен был пройти от восточной границы Турции до Австрии.
 
«Переговоры между нашими акционерами и консорциумом, разрабатывающим месторождение Шах-Дениз, продолжаются. Пока не принято окончательное решение, будет ли проект строительства изменен», — рассказали РБК daily в пресс-службе консорциума Nabucco, добавив, что изначальный вариант остается для акционеров наиболее предпочтительным (участниками проекта с равными долями по 16,67% являются австрийская OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE).
 
Однако уже сейчас ясно, что для загрузки газопровода не хватает ресурсной базы. Газа месторождения Шах-Дениз будет достаточно лишь для заполнения трети газопровода исходя из проектной мощности в 31 млрд куб. м (вторая фаза объемом 16 млрд куб. м должна быть запущена в 2016—2017 году). В то же время шансы получить дополнительные объемы из Ирака и Туркмении, которые изначально рассматривались в качестве основных поставщиков Nabucco, не оправдались, отмечает WSJ.
 
Впрочем, на газ месторождения Шах-Дениз есть другие претенденты: в нем заинтересованы сразу несколько конкурирующих трубопроводов, в частности Трансадриатический газопровод, ITGI (проект итальянской Edison и греческой DEPA), а также TANAP (Трансанатолийский трубопровод). О строительстве последнего в конце прошлого года уже договорились Азербайджан и Турция: по трубопроводу мощностью 16 млрд куб. м планируется поставлять 10 млрд куб. м в Европу и 6 млрд — в Турцию, писала ранее РБК daily.
 
Нынешняя проблема уже не первая, с которой сталкиваются участники Nabucco. Другой камень преткновения — слишком высокая стоимость проекта: по оценкам венгерской стороны, она может достигнуть 24—26 млрд евро, что втрое выше первоначальных оценок. Ранее комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер говорил, что стоимость Nabucco может составить до 10—14 млрд евро. В результате заинтересованность инвесторов в проекте резко снизилась. В январе этого года немецкая RWE заявила, что может изменить свои планы относительно строительства Nabucco, поскольку главным приоритетом для концерна является наличие источника газа при минимально возможных инвестициях. Тогда же о прекращении полной поддержки проекта Nabucco сообщило Минэнерго Турции, заявив, что страна делает своим приоритетом трансанатолийский проект.
 
По мнению аналитика ИФД «КапиталЪ» Виталия Крюкова, уменьшение протяженности газопровода Nabucco имеет смысл, поскольку позволит улучшить экономику проекта. «Кроме того, Азербайджан и Турция уже договорились о строительстве Трансанатолийского газопровода — затем этот газ с западной границы Турции можно будет направить в Nabucco», — отмечает эксперт. При этом альтернативных источников газа для Nabucco пока нет. «Чтобы поставлять газ из Туркмении, необходимо строить газопровод через Каспий, правовой режим которого не согласован, или договариваться с Ираном, что пока не представляется возможным, а месторождения Ирака ко времени запуска Nabucco не обеспечат газ в необходимых объемах», — заключает г-н Крюков.
 
В то же время трудности с реализацией Nabucco повышают шансы российского газопровода «Южный поток», добавляет аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. Проектная мощность газопровода, в котором помимо «Газпрома» участвуют итальянская Eni, немецкая Wintershall и французская EDF, составляет 63 млрд куб. м год, ориентировочная стоимость — 15,5 млрд евро.

  • Дата публикации: 21.02.2012
  • 349

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться