Решение о развороте трубы «Одесса-Броды» принято не от хорошей жизни?

Решение о развороте трубы «Одесса-Броды» принято не от хорошей жизни?

15 октября министр энергетики РФ Сергей Шматко заявил журналистам, что Россия и Украина должны проводить технологические согласования прокачки нефти через этот нефтепровод с российской стороной.

А советник посольства РФ в Украине Алексей Урин 28 октября в Киеве заметил, что вопрос прокачки венесуэльской нефти — суверенное право Украины, но при этом не следует забывать об интересах России.

«Если есть договоренности между Украиной и Беларусью или Украиной, Венесуэлой и Беларусью о прокачке — пожалуйста, нет проблем. Единственное, о чем надо помнить, что при организации таких серьезных вещей нужно учитывать интересы третьей стороны — в данном случае Российской Федерации», — сказал Урин.

По его словам, «есть ряд коммерческих и технологических вопросов, которые надо решать». «Никто не ставит никаких политических преград или условий, но есть объективная реальность», — подчеркнул дипломат.

Некоторые аналитики усмотрели в позиции Москвы политический подтекст.

Например, политолог Виктор Небоженко (Киев) считает, что во время своего последнего визита в Украину российский премьер Владимир Путин «явно показал свое недовольство относительно перспективы поставки венесуэльской нефти в Беларусь через Украину».

«Ведь Россия давно считает, что только она может договариваться с Чавесом, Лукашенко и Януковичем в отдельности. То, что стороны договорились, по сути, за спиной Путина, очень не понравится российскому премьеру», — заявил эксперт в интервью агентству «Росбалт».

Намерение стран Балтии также помочь Беларуси «создает ситуацию напряженности в регионе», добавил Небоженко.

В свою очередь, экономический обозреватель Татьяна Манёнок (Минск) обращает внимание на «достаточно спокойную» реакцию России.

«Понятно, что, если бы Россия выступала категорически против этого проекта, он не был бы реализован. Если бы это действительно создавало проблему для России, у Москвы, безусловно, нашлись бы рычаги влияния на ситуацию», — предположила эксперт в интервью для БелаПАН.

«То, что со стороны Москвы не последовало жестких заявлений в связи с переводом трубопровода «Одесса-Броды» в аверсный режим, может свидетельствовать о смене приоритетов нефтяного экспорта России», — считает собеседница.

В частности, отметила эксперт, в последнее время Россия активно развивает экспорт нефти в Китай. Предполагается, что уже со следующего года поставки в эту страну увеличатся еще на 15 млн. тонн.

Что касается Украины, то для нее решение о реверсном запуске трубопровода является вынужденным.

Манёнок напомнила, что Киев и Москва в течение долгого времени согласовывали контракт на поставки российской нефти по реверсному направлению «Одесса-Броды». Предполагалось, что ежеквартально российские компании будут поставлять по этому трубопроводу 1,5 млн. тонн нефти.

«Но Украина добивалась определенных гарантий на поставку нефти, настаивала на повышении тарифов на прокачку. Затем появился проект Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), который Россия строит как альтернативу нефтепроводу «Дружба». Видимо, в какой-то момент российской стороне стал невыгоден маршрут «Одесса-Броды». Эксперты давно предупреждали украинское руководство, что эта труба со строительством БТС-2 обмелеет», — отмечает аналитик.

По ее словам, контракт с Беларусью — «хоть какая-то возможность для Украины загрузить трубопровод».

«Но вряд ли это будут заявленные 9 млн. тонн в год, — добавила Манёнок. — По неофициальной информации, предполагается, что это будут своповые поставки приблизительно 5 млн. тонн нефти ежегодно».

По словам эксперта, «возникновение фактора своп говорит о том, что белорусская сторона стремится оптимизировать поставки нефти».

«Логистика с использованием своповых поставок, пожалуй, оптимальна, хотя в данном случае говорить наверняка сложно, так как цена венесуэльской нефти для Беларуси по-прежнему официально не озвучена. Ясно только, что это какие-то бонусные поставки», — отмечает аналитик.

«С одной стороны, Минск демонстрирует альтернативу в вопросе поставок нефти. С другой — назвать это альтернативой в полной мере нельзя, так как неизвестно, сколько белорусская сторона получает от реализации нефтепродуктов, произведенных из венесуэльской нефти», — говорит Манёнок.

Очевидно также, что Беларусь уже не рассчитывает на льготные поставки нефти из России, как это было прежде.

Таким образом, к решению об аверсном запуске трубопровода «Одесса-Броды» Минск и Киев пришли не от хорошей жизни.

«Как бы то ни было, но наличие альтернативы дает белорусской стороне возможность чувствовать себя более уверенно в ходе переговоров об условиях поставки нефти с Россией, а также выторговывать более выгодные для себя условия», — считает эксперт.

Но, следует помнить, подчеркивает Татьяна Манёнок: о поставках нефти президенты Александр Лукашенко и Уго Чавес договорились только на ближайшие три года. «Что будет дальше — остается под вопросом», — отметила аналитик.

«Вопросов в отношении поставок в Беларусь венесуэльской нефти по трубе «Одесса-Броды» очень много. В частности, пока непонятно, сможет ли белорусская сторона гарантировать необходимую загрузку этой трубопроводной системы», — резюмировала эксперт.

  • Дата публикации: 10.11.2010
  • 385

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться