Рынок Европы примет и "Южный поток", и "Южный коридор"

Рынок Европы примет и "Южный поток", и "Южный коридор"
Энергоносители - основа мировой экономики. Их наличие или отсутствие на территории той или иной страны во многом определяет ее экономическую мощь и роль в регионе. В экспертной среде часто можно встретить мнение, согласно которому, углеводороды - причина №1 войн в XXI веке. Руководитель Информационно-аналитического департамента ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Виктория Гимади в беседе с ИА REGNUM подвела итоги 2012 года, коснулась достижений России в этом направлении и дала прогноз на 2013 год.

Собеседница отметила, что в 2012 г. в России произошли несколько значительных подвижек по обоим крупным проектам, направленным на транспортировку газа в Европу - и по "Северному потоку", и "Южному потоку". В октябре 2012 г. была введена в эксплуатацию вторая линия газопровода "Северный поток", в настоящее время консорциум по проекту рассматривает возможности его дальнейшего расширения.

"В декабре 2012 г. было положено начало строительства проекта "Южный поток", который прошел все этапы согласования, требуемые для начала строительства, со странами и компаниями-партнерами. В ноябре-декабре Россия подписала Окончательные Инвестиционные Решения с Сербией, Венгрией, Словенией и Болгарией. Также участниками проекта было принято окончательное инвестиционное решение по морской части "Южного потока". Таким образом, все препятствия к началу строительства сняты. Проект предполагает экспорт 63 млрд куб. м природного газа из России в Европу, позволит обеспечить поставки российского газа через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. На эти же рынки ориентированы проекты "Южного коридора", которые сейчас проходят этапы прединвестиционного согласования", - отметила она.

Говоря о перспективах развития проекта NABUCCO, его трансформацию в NABUCCO WEST, о роли проектов TAP и TANAP, Гимади начала с последнего. В частности, по ее словам, проект TANAP сейчас находится на этапе выбора дополнительных участников. "Согласно предварительным соглашениям, достигнутым в конце 2012 г., в проект войдут Statoil (12%), BP (12%), Total (5%), доля SOCAR сократится до 51%, а Турция сохранит 20%. Важно, что BP, Statoil, Total и SOCAR являются также участниками консорциума Шах-Дениз, на поставку ресурсов которого и ориентирован TANAP. Вхождение компаний в TANAP показывает, что компании серьезно настроены на его реализацию.

Кроме того, в этом году Азербайджан и Турция уже подписали межправительственное соглашение о реализации проекта. А Турция также планирует предоставить TANAP целый набор льгот в части его реализации на территории страны. Льготы будут предоставлены в рамках нового пакета законов о стимулировании экономики и предпринимательства", - напомнила собеседница.

Виктория Гимади оценила вероятность реализации этого проекта достаточно высокой. "Старт реализации проекта зависит от скорости заключения контрактов на поставку газа с потребителями. Ожидается, что строительство проекта начнется в 2014 г., за 2013 г. должны пройти все подготовительные работы (ТЭО, оценка экологического воздействия, соглашения с компаниями по вхождению в проект).

В цепочке проектов по поставкам газа из Азербайджана в Европу газопровод, последующий за TANAP, еще не определен. Выбор все еще стоит между NABUCCO WEST и ТАР. В 2012 году между консорциумами Шах-Дениз и ТАР было подписано соглашение о финансировании подготовительных работ по ТАР. Ожидалось, что такое же соглашение будет заключено по NABUCCO WEST в декабре 2012 г., но его подписание было отложено, предположительно, до января 2013 г.

Несмотря на то, что летом 2012 г. консорциум Шах-Дениз выбрал NABUCCO WEST для поставок газа в центр Европы, отказавшись от проекта SEEP, предложенного BP, вероятность того, что консорциум предпочтет ТАР, все еще высока. Выбор между центральным (NABUCCO WEST) и южным направлением (проект TAP) должен будет сделан в середине 2013 г., что опять же зависит от того, какой рынок будет выбран в качестве наиболее перспективного", - заметила Гимади.

На вопрос о том, существуют ли реальные конкуренты российскому "Южному потоку", если да, то кто они и каким потенциалом обладают, Гимади ответила, что в рамках газопровода "Южный поток" мощностью в 63 млрд куб. м., 2/3 объема поставок планируется осуществлять для удовлетворения существующего европейского спроса. Иными словами, произойдет перераспределение газа от транзитных газопроводов к "Южному потоку". "В этом и заключается основная цель проекта. По этому направлению конкурентами будут являться те же страны, что поставляют газ в Европу в настоящее время (в том числе, СПГ), потенциальные конкуренты - все новые проекты, нацеленные на этот же рынок.

Еще треть мощностей газопровода рассчитана на поставки при увеличении европейского спроса на газ. В рамках этого объема (до 21 млрд куб. м) будущими конкурентами могут являться и проекты "Южного коридора". Степень конкуренции будет зависеть от будущего европейского спроса. Например, по прогнозам Международного энергетического агентства от 2012 г., с 2011 по 2020 гг. спрос на газ в ЕС вырастет незначительно, всего на 4 млрд куб. м. (до 540 млрд куб.м). Значительный рост произойдет к 2035 г. - до 618 млрд куб. м. Но также, что более важно, МЭА прогнозирует, что в ЕС значительно вырастет чистый импорт природного газа: с 302 млрд куб. м в 2011 г. до 525 млрд куб. м в 2035 г., доля импорта в совокупном потреблении поднимется с 63% до 85%. Поэтому есть вероятность, что места на рынке в долгосрочной перспективе хватит обоим проектам", - подчеркнула Гимади.

Ввод первой очереди "Южного потока" в эксплуатацию запланирован к концу 2015 г. "Первые несколько очередей проекта будут нацелены на обеспечение существующих контрактов. Поэтому если обострение конкуренции и возможно, то, скорее всего, в более отдаленном будущем, ее степень будет зависеть от изменения спроса на газ со стороны стран Европы, сообщает ИА REGNUM.

Необходимо отметить, что российский газ в будущем, конечно, продолжит сталкиваться с обострением конкуренции на внешних газовых рынках. Тем не менее, это связано не столько с проектами "Южного коридора", сколько с мировыми тенденциями. К основным вызовам можно отнести продолжающееся развитие добычи сланцевого газа в США, планы по добыче сланцевого газа в Китае и Европе; планируемое строительство регазификационных терминалов СПГ в странах Европы, тенденции по развитию возобновляемых источников энергии во многих развитых и развивающихся странах мира, по повышению энергоэффективности и ряд других факторов", - резюмировала эксперт.





  • Дата публикации: 09.01.2013
  • 249
  • Источник:
  • ИА REGNUM

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться