С импортеров будут брать деньги за мусор

С импортеров будут брать деньги за мусор

Поставщиков импортной продукции в бумажной, стеклянной и другой таре обяжут оплачивать расходы за сбор и переработку бытовых отходов. Такие нововведения рассматриваются правительством в качестве экономической меры повышения эффективности сбора и переработки вторресурсов. Пока Европа не только экономит, но и зарабатывает на мусоре, Беларусь закапывает десятки миллионов рублей на полигонах.

Идея обязать импортеров (и отечественных производителей) платить за переработку отходов прорабатывается еще с прошлого года. Как пояснил сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, в Беларуси отменен экологический налог, который платили предприятия, выпускавшие продукцию в различных видах тары. Налог был дотацией для сборщиков и переработчиков вторсырья. Теперь нет ни налога, ни дотаций.

«Это значит, что себестоимость заготовки и переработки вторичных ресурсов выше цены продукции, которая получается в результате переработки, что делает невыгодным ее последующую реализацию. Поэтому нужно в разумных пределах доплатить переработчикам, чтобы они были заинтересованы заниматься сбором отходов», — подчеркнул Виктор Маргелов.

Пока Минэкономики и Минторг пытаются законодательно закрепить свои идеи по уплате предприятиями денег за переработку, бизнес-сообщество решило подойти к этой проблеме с другой стороны — создать саморегулируемую ассоциацию сборщиков и переработчиков вторсырья.

«В ЕС приняты нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми производитель должен заплатить сборщику отходов определенную сумму. У нас, по их стандартам, такого переработчика нет, и им некому платить. Планируется, что ассоциация и станет такой структурой. С каждой бумажной упаковки по 5-10 евроцентов — а в итоге получается внушительная сумма. При грамотном подходе с иностранных компаний можно получить сотни тысяч евро», — констатирует эксперт.

Если идея будет реализована, это позволит решить вопрос об эффективном использовании средств, считает Виктор Мареглов.

«Как выяснилось, дотации, которые направлялись на сбор и переработку отходов, использовались неэффективно. Ведь можно собрать, например, и 100 млн. долларов, а на переработку направить только десятую часть. Все остальное — на управленческий аппарат. Поэтому к вопросу финансирования надо подходить с коммерческой точки зрения. Но не забывать при этом и о соблюдении баланса интересов всех участников рынка. Сколько с кого собрать, кому и сколько дать и сколько направить на развитие отрасли. Иначе этот рынок не получит саморегулирования».

Руководитель юридического отдела Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Вадим Бородуля соглашается, что баланс интересов необходимо соблюсти.

«Сегодня мы наблюдаем перетягивание одеяла на себя между производителями, сборщиками вторсырья и переработчиками. Производители, например, сопротивляются планируемым нововведениям, потому что на них теоретически ляжет обязанность платить за 100% выпускаемой тары. Это в интересах, например, переработчиков, но нельзя создать привилегии только одному участнику рынка».

В 2010 году организации различных форм собственности заготовили 874,6 тыс. тонн новых видов вторичных материальных ресурсов, что на 18,3% больше показателя 2009 года.

Так, отходов бумаги и картона было заготовлено 225,8 тыс. тонн (+11% к 2009 г.) полимерных отходов — 30,9 тыс. тонн (+60,9%), отходов стекла — 48,9 тыс. тонн (+30,7%), изношенных шин — 22,8 тыс. тонн (+37,3%).

Однако уровень переработки вторресурсов колеблется в пределах 15%, в то время как в ряде стран Европы он достиг 70-95%. Одна из причин — дефицит необходимых условий и технологий для переработки.

Например, в 2010 году заготовительными организациями собрано 48,9 тыс. тонн отходов стекла, что на 30,7% больше по сравнению с 2009 годом. Однако установленное госпрограммой задание по сбору стеклобоя (60 тыс. тонн) не выполнено. Основной причиной невыполнения явилось отсутствие в стране возможности сортировки стеклобоя по цветам и очистки от посторонних примесей.

Кроме того, слабая эффективность переработки вторсырья связана, по мнению экспертов, с высокими издержками, которые несет бизнес, потребительским безразличием к ценности вторсырья, отсутствием качественной системы раздельного сбора отходов. В результате большие объемы вторресурсов просто закапывается в землю.

В 2010 году Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды выявило более тысячи случаев захоронения вторичных материальных ресурсов на полигонах и мини-полигонах твердых коммунальных отходов. По результатам обследования более 15 тыс. объектов, где размещаются отходы, было составлено более 1200 протоков, наложено штрафов более чем на 28 млн. рублей. А ведь собственниками полигонов применялись повышенные ставки экологического налога для вторсырья, которые в 634 раза превышали ставку захоронения опасных отходов и составляли более 6 млн. рублей за тонну.

Государство пытается стимулировать развитие этого бизнеса за счет экономических рычагов. Так, прежний премьер-министр Сергей Сидорский предлагал выплачивать населению компенсацию за утилизацию старой бытовой техники для приобретения новой.

Также правительство пытается создать соответствующую инфраструктуру для переработки отходов. Так, в ряде городов Беларуси строятся заводы по переработке твердых бытовых отходов, в том числе за счет иностранных инвестиций. К концу текущего года в Минске планируется построить завод по сортировке стеклобоя, продукция которого пойдет на экспорт. Стоимость проекта — 25 млрд. рублей.

Ожидается, что до 15 апреля будут подготовлены и проекты нормативно-правовых документов, направленные на качественное изменение ситуации. Напомним, что к 2015 году Беларусь планирует увеличить уровень переработки вторсырья до 70-80%.

  • Дата публикации: 22.03.2011
  • 553

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться