СМИ: Соглашение Туркменистана с Китаем затормозит реализацию Транскаспийского газопровода и отложит конфликт на Каспии

СМИ: Соглашение Туркменистана с Китаем затормозит реализацию Транскаспийского газопровода и отложит конфликт на Каспии

По мере того как Туркменистан продолжает проводить собственную политику в области строительства газопроводов – главным образом, с Пекином, но поддерживая также идею трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия и выказывая определенную поддержку в адрес Транскаспийского газопровода (ТКГ), Россия начинает вести себя все более и более воинственно. Возможно, это такая позиция для торга, поскольку есть основания полагать, что новое газовое соглашение Туркменистана с Китаем может отсрочить строительство Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан, призванного оставить за бортом Россию.
 
Но развяжет ли Кремль на самом деле войну из-за утраты монополистом "Газпром" в связи с ТКГ трети своего бизнеса, если у Туркменистана действительно хватит запасов газа – и инвестиций – для всех поставок?
 
Именно такой вопрос задавался в блоге "The Bug Pit" со ссылкой на мнение различных российских аналитиков, включая Михаила Александрова из Института стран СНГ, заявившего буквально следующее: " После того что НАТО делали в Югославии, Афганистане, Ираке и Ливии, каких-либо сдерживающих барьеров – будь то моральных или правовых – против применения Россией силы на Каспии просто не имеется".
 
Идея заключается в том, что для развязывания военных действий России понадобится предлог. Но как показывает практика, Москва может воспользоваться и каким-нибудь инцидентом (или, как намекают некоторые в Ашхабаде, инициировать его), вроде взрыва, случившегося в апреле 2009 года на участке туркменского газопровода, спровоцировавшего (или выявившего) ухудшение отношений между Россией и Туркменистаном. Две страны до сих пор спорят, была ли в том вина "Газпрома", слишком быстро перекрывшего вентиль, когда он резко приостановил закупки газа, не добившись снижения закупочных цен, или виноват все же Туркменистан с его изношенной дряхлой инфраструктурой.
 
Прошлый опыт также показывает, что Россия может вынудить другие страны дать себя спровоцировать – как это было с Грузией. Может ли подобное случиться с Туркменистаном?
 
Бердымухамедов упростил ситуацию, которая иначе могла бы серьезно осложнить жизнь на Каспии, не взяв на себя окончательных обязательств в отношении ТКГ и попросту направив пока большую часть своего газа в Китай. Китай, со своей стороны, получил прямой доступ к туркменскому газу, упрочив при этом свои переговорные позиции с Москвой.
 
Как сообщил ИА News Briefing Central Asia проживающий в Болгарии туркменский аналитик Аннадурды Хаджиев, Пекин желает удержать на нынешнем уровне цену, которую Китай платит Пекину, чтобы иметь возможность сослаться на нее в переговорах с Москвой. Учитывая гигантские инвестиции, уже сделанные Китаем в Туркменистан в виде льготных кредитов (на сумму свыше 8 млрд. долларов), Бердымухамедов в сущности и не может поднимать цену.
 
Имеется в этом торге и еще один аспект, на который указывает д-р Роберт М. Катлер (Robert M. Cutler) в издании Asia Times. Как пишет российская газета "Коммерсант" со ссылкой на неназванного китайского дипломата, Пекин приложит все силы для того, чтобы не допустить реализации Транскаспийского газопровода, так как Китай не хочет, чтобы Туркменистан использовал европейскую цену на газ в целях добиться повышения закупочных цен от Китая.
 
Так что Россия, даже утратив свои позиции с Китаем в связи с новым соглашением между Туркменистаном и КНР, приобрела в лице последней союзника в борьбе с ТКГ. Любопытно, что во время переговоров с ЕС российская пресса кричит на всех углах о том, что у Туркменистана нет такого количества газа, чтобы обеспечить все свои поставки, и замолкает, как только дело касается переговоров с Китаем.
 
"Россия, как и Китай, не желает пустить туркменский газ на европейский рынок, чтобы "Газпром" мог сохранить свою уже немалую долю рынка, которая должна еще больше увеличиться в случае прогнозируемого удвоения мощности трубопровода "Северный поток", проложенного по дну Балтики в Германию", – говорит Катлер.
 
Это хорошая новость с точки зрения укрепления мира на Каспии, но Россия, возможно, не захочет смягчить свою риторику, просто на всякий случай. Кремль также дает понять, что может рассчитывать на Казахстан, своего прочного партнера по Таможенному союзу, который возьмет его сторону в каспийском споре. Как отмечает Сергей Куликов, пишущий для российской "Независимой газеты", президент Казахстана Нурсултан Назарбаев называл перспективу строительства ТКГ "очень туманной", а глава национальной компании "КазМунайГаз" Болат Акчулаков уточнил позицию Астаны, заявив с подачи Назарбаева: Казахстан этим проектом заниматься не будет до тех пор, пока не будет определен вопрос о правовом статусе Каспия (то есть не будет решен вопрос с Ираном, выдвигающим требование о разделе Каспия на пять равных частей, и остальными прикаспийскими государствами, настаивающими на передаче под свой контроль ресурсов в пределах своих государственных границ, а также с решением пограничного спора между Туркменистаном и Азербайджаном в двустороннем порядке). Москва настаивает на недопустимости строительства каких-либо трубопроводов на Каспии, пока все пять прикаспийских государств не урегулируют вопрос с распределением ресурсов.
 
По словам Куликова, российские эксперты сравнивают нынешний прикаспийский конфликт с войной 2008 года с Грузией, а Евросоюз велит России не вставать на пути ТКГ, грозя в противном случае помешать ей строить "Южный поток" – мол, об этом прозрачно намекнул комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер (Günther Oettinger).
 
"Силовой метод – это единственно возможный ответ на эту проблему [проблему ТСГ]", – заявил "НГ" гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Cимонов. Тот факт, что строительство трубопровода до сих пор не начато (хотя разговоры об этом ведутся вот уже 15 лет), говорит о том, что "Ашхабаду не дали 100-процентной гарантии защиты от военной реакции РФ", прагматично полагает он.
 
"И лишь опыт августовской войны в Грузии сегодня сдерживает Ашхабад", – добавляет Симонов.
 
Но Ашхабад, похоже, особо в сдерживании не нуждается: он никогда целиком и полностью не подписывался под планами строительства ТГК и так пока и не урегулировал свой пограничный спор с Азербайджаном. Россия, Иран и Казахстан могут сообща воздействовать на Туркменистан и Азербайджан (и ЕС) по поводу ТКГ (а с ними и на США). Но теперь, когда на сторону доминирующих прикаспийских государств негласно встал Китай, они могут позволить себе отойти в сторону и просто наблюдать за тем, как слабеют позиции Евросоюза на Каспии.
 
Об этом пишет russian.eurasianet.org, как передает www.centrasia.ru.

Источник: "Нефть России"

  • Дата публикации: 02.12.2011
  • 319

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться