СМИ: Уголь Кыргызстана - НЕископаемое ископаемое…

СМИ: Уголь Кыргызстана - НЕископаемое ископаемое…

Подготовка к отопительному сезону - дело хлопотное. Но от того, как к нему подходить, зависит исход всей кампании. Проверенный временем принцип, что сани нужно готовить летом, в Кыргызстане не работает. У нас свои принципы, вернее, их полное отсутствие. На том и стоим. Авось пронесет...
 
Света нет и не будет
 
После распада Советского Союза энергетика Кыргызстана была флагманом экономики, в настоящее время она, скорее, является обузой для государства. К примеру, в 1991 году население страны потребило 4 миллиона 765 тысяч тонн угля. К 2011-му ежегодный показатель упал до 1 миллиона 838 тысяч тонн. Потребление угля, газа и мазута ежегодно сокращается, что, несомненно, сказывается на износостойкости энергосистемы. В это же время возросло потребление электроэнергии с 9 миллиардов 679,5 миллиона киловатт-часов до 10 миллиардов 458 миллионов.
 
Вместе с тем увеличиваются показатели аварийности в энергосистеме. По словам заместителя министра энергетики и промышленности Автандила Калмамбетова, причинами аварий кроме технической изношенности оборудования являются низкое качество эксплуатации, несоблюдение сроков и невыполнение в требуемом объеме технического обслуживания оборудования, отсутствие планово-предупредительных ремонтов. "Некачественно выполняется монтажными организациями капитальный ремонт, отсутствуют или используются морально устаревшие приборы измерений и оборудования. У технического персонала низкая квалификация. На сегодня 81 процент турбин гидроагрегатов и 66 процентов трансформаторов ОАО "Электрические станции" отработали свой 25-летний срок", - подчеркнул замглавы ведомства.
 
Энергетики неустанно твердят, что население должно отказаться от розеточной психологии и переходить на альтернативные источники отопления - уголь и газ. Но приходится печально констатировать: в настоящей реальности рядовому кыргызстанцу, да и то не каждому, по карману только кизяк.
 
Черное золото?
 
По итогам селекторного совещания 28 июня первый вице-премьер-министр Аалы Карашев поручил ГП "Кыргызкомур" до 10 июля подготовить список угледобывающих предприятий, поставляющих топливо населению, с указанием предварительной цены, и закрепленных за ними областей и районов республики. Особое внимание предприятие должно было обратить на высокую стоимость топлива в отдельных регионах.
 
С большим опозданием список поступил в Минпромэнерго, к тому же сведения по некоторым областям в нем вовсе отсутствовали. Тем не менее, согласно списку, в Нарынской области ЗАО "Шарбон" отпускает уголь марок БР (бурый рядовой) по 900 сомов, БПКО (бурый плитный крупный с орехом) - по 1 тысяче. Отпускные цены ОсОО "Сардар" установлены за уголь марок БР - 1 тысяча 148,6 сома, БПКО - 1 тысяча 200. В Джалал-Абадской области ОсОО "Тегене" продает уголь марок ДСШ (длиннопламенный, семечко со штыбом) по 800 сомов, ДР (длиннопламенный рядовой) - по 2 тысячи. В Ошской области ОсОО "Перити Коал" отпускает уголь марок БСШ (бурый, семечко со штыбом) по 750 сомов, БР - по 1 тысяче 800, БОМ (бурый мелкий с орехом) - по 2 тысячи 200, БК (бурый крупный) - по 2 тысячи 800.
 
Стоимость тонны топлива на угледобывающих предприятиях в Баткенском районе составляет 5 тысяч сомов, в Кадамджайском - 4,2 тысячи, в Ляйлякском - 5,2 тысячи, в Баткене - 5,5 тысячи, в Кызыл-Кие - 2,9 тысячи, в Сулюкте - 6,1 тысячи.
 
Отметим, что в эти цены не входят транспортные расходы. За перевозку тонны угля по маршруту Кара-Кече - Балыкчы перевозчики берут 950 сомов. Транспортировка по железной дороге от Балыкчы до ТЭЦ Бишкека обходится в 136 сомов, автомобилем от Каракечинского месторождения до столичной теплоцентрали - 1 тысяча 200. Но это расчет для северного региона, стоимость транспортных расходов на юге скрывается за семью замками.
 
В настоящее время рыночная цена за тонну угля в Сулюкте установилась на уровне 3,1-6,5 тысячи сомов, в Ляйлякском районе - по 6-7,5 тысячи, в Баткене и одноименном районе - 7,5-10 тысяч, в Кадамджайском районе и Кызыл-Кие - 10-11 тысяч. Какие издержки входят в стоимость топлива, добываемого непосредственно в области, никто объяснить не смог или не захотел. Для сравнения, в Чуйской области привозной уголь в среднем стоит 3-3,5 тысячи сомов, в Иссык-Кульской - 3-5,3 тысячи. Откуда такая разница в ценах?
 
Вот и таджики подзамерзли
 
По мнению энергетиков, ноги проблемы растут из Таджикистана. В этом году зима ожидается не менее суровой, чем в 2011-м. Соседи ринулись заготавливать топливо впрок. Бытует мнение, что таджикистанцы массово закупают уголь в Кыргызстане. Чем, несомненно, воспользовались наши предприниматели - взвинтили цены.
 
Однако департамент по развитию конкуренции при Министерстве экономики и антимонопольной политики, который определяет оптовые цены, корень проблемы узрел в рыночных отношениях. Как говорится, на базар со своей ценой не ездят. "Повлиять на розничные цены департамент не может, как и не вправе диктовать частным предпринимателям стоимость топлива. Они определяют ее самостоятельно, включая транспортные расходы и прочие издержки", - пояснили в ведомстве.
 
Не могут сдвинуть проблему с мертвой точки и угольщики, несмотря на то что им дано поручение правительства в двухнедельный срок разобраться с ценами на уголь. "Если в середине лета он продается по 10 тысяч сомов за тонну, то о какой цене мы будем говорить зимой? Это чрезмерно завышенная стоимость. Сбытчики угля получают прибыль до 400 процентов", - подчеркнул Аалы Карашев, выступая на селекторном совещании.
 
Генеральный директор ГП "Кыргызкомур" Асанбек Молдокеев рассказал ИА "24.kg", что на днях с администрацией Баткенской области проведена профилактическая работа. "На место выезжали члены Счетной палаты, сотрудники госпредприятия, чтобы перепроверить расчеты себестоимости угля. Мы рекомендовали айыл окмоту вывозить уголь с разрезов собственным транспортом. Проблематично повлиять на цену, так как Таджикистан скупает топливо большими объемами. У них огромный дефицит, к тому же сложные взаимоотношения с Узбекистаном", - пояснил он.
 
Еще одной причиной, влияющей на конечную стоимость угля, являются сложная инфраструктура региона и отсутствие дорог. "В Баткенской области много постов ГАИ, где с водителей сдирают деньги. Вместо того чтобы решать проблему, правительство подписало постановление по регулированию движения большегрузных машин. Теперь в авто грузоподъемностью 25 тонн загружают только 8. Нефтетрейдеры увеличивают цену на горючее. В итоге все затраты включаются в розничную стоимость угля", - отметил глава "Кыргызкомура".
 
Перед белою зимою
 
Производители угля не устают напоминать, что не имеют права диктовать рыночные цены. "Мы предложили эффективный механизм. Если вывозить уголь самостоятельно, то его стоимость снизится на 30-40 процентов. Остальным должно заниматься Министерство экономики и антимонопольной политики", - добавил Асанбек Молдокеев.
 
Но и ведомство открестилось от решения задачи, порекомендовав населению запасаться углем, пока не грянули морозы и цены не выросли еще больше. "Кыргызкомур" же настроен увеличивать объем добычи, чтобы покрыть потребность внутренних и внешних потребителей. "Государству выгодно, когда растет экспорт. В прошлом году мы добыли 847 тысяч тонн топлива, в этом подняли планку до 1,2 миллиона. Если есть спрос, нужно увеличивать предложение", - резюмировал гендиректор ГП.
 
В погоне за экономическими показателями и ростом товарного оборота власти страны забывают, что в первую очередь должны беспокоиться о благосостоянии народа. А тому не первую зиму зимовать, выкарабкается как-нибудь. Авось пронесет... Об этом пишет 24kg.org.

  • Дата публикации: 23.08.2012
  • 281

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться