Таможенный союз испортил газовый вопрос

Очередная попытка Москвы создать новое интеграционное объединение на пространстве бывшего Союза под названием Таможенный союз может потерпеть фиаско. По крайней мере, уже очевидно: России, поспешившей заявить, что ТС уже «становится геополитической реальностью», вряд ли удастся создать новую интеграционную конструкцию на постсоветском пространстве за 3 года.

 

Стартовала «тройка» быстро – новый геополитический проект Кремля был запущен с 1 января 2010 года, когда было объявлено о создании Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Но уже при запуске второго этапа Таможенного союза – создании единой таможенной территории, для чего странам «тройки» требовалось подписать Таможенный кодекс ТС, – произошел сбой.

Минск до последнего торговался за цену этой подписи, надеясь убедить  Кремль отменить еще на этом этапе таможенные пошлины на импортируемые российские нефть и нефтепродукты. Однако основной партнер по Таможенному союзу не уступал. Чтобы принудить белорусского президента, Москва в канун подписания нужных документов не побоялась даже пойти на острейший газовый конфликт со своим ближайшим союзником, но своими принципами не поступилась.

Торг был проигран. В результате Беларусь присоединилась к двум подписантам Таможенного кодекса с небольшим опозданием – 5 июля в Астане. А. Лукашенко поставил свою подпись под ратификацией этого документа. Понятно, что другого выхода у него не было: за такой демарш Москва могла  лишить Беларусь режима свободной торговли с РФ, а это для белорусской экономики – смерти подобно.

Зато за создание очередного этапа Таможенного союза – Единого экономического пространства (создание ЕЭП должно быть завершено к началу 2012 года, а первый пакет документов планируется подписать уже в нынешнем году) – Беларусь принялась с удвоенной энергией. Белорусский вице-премьер Андрей Кобяков недавно заявил, что подписать весь пакет из 20 соглашений по Единому экономическому пространству можно уже до конца 2010 года.

Причина такой повышенной активности Минска – задача приблизить решение ключевых для Беларуси в новом интеграционном объединении вопросов – льготного импорта российских нефти и газа. Все остальное у нее с РФ и так есть благодаря уже созданному Таможенному союзу.

Желая ускорить срок отмены экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, Минск еще при подписании Протокола об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории ТС 5 июля в Астане выторговал важное условие. Подразумевалось, что нефтяные пошлины для Беларуси будут сняты после подписания и ратификации пакета документов по ЕЭП всеми странами-участницами Таможенного союза. Теперь же протоколом установлено, что нефтяные пошлины для Беларуси будут сняты автоматически после подписания документов по ЕЭП, – вне зависимости от того, когда их подпишут и ратифицируют Россия и Казахстан.

Как это будет выглядеть на практике, абсолютно непонятно. Ведь ЕЭП должно быть создано на территории трех стран. И как бы не было велико желание Беларуси форсировать процесс создания ЕЭП, автономно от России и Казахстана, это все равно не получится. Более того, как показывает практика, на этапе подготовки базовых документов Минску не удается форсировать решение критически важных для белорусской экономики вопросов, касающихся поставок нефти и газа.

В пакете документов по созданию ЕЭП есть один из важнейший для Беларуси – это Соглашение о порядке организации, управления и функционирования и развития общего рынка нефти, нефтепродуктов и газа. Разработать этот документ поручено российской стороне. Со своей стороны Минск принципиально важным для себя считает включить в этот документ два положения: об одномоментном переходе субъектов хозяйствования стран-участниц Таможенного союза на равнодоходные цены на газ, а также о беспошлинной торговле нефтью и нефтепродуктами.

Однако оба эти предложения Москва не поддерживает. Кроме того, Россия предложила исключить из Соглашения о порядке организации, управления и функционирования и развития общего рынка нефти, нефтепродуктов и газа газовую составляющую и подписать отдельное соглашение по газовой тематике. Понятно, что данная газовая инициатива Москвы фактически лишает белорусскую сторону мотивации двигаться дальше в направлении создания ЕЭП.

Недавно эксперты стран-участниц Таможенного союза фактически расписались в своем бессилии двигаться дальше в направлении подготовки документов по ЕЭП. Что признал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, сообщив по итогам заседания Комиссии Таможенного союза 21 сентября, что на пути создания правовой базы ЕЭП «остался самый сложный блок – это блок энергетических соглашений, по которому нам надо провести в ближайшие дни дополнительные консультации». Солидарен с ним и вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков, который отметил, что Россия, Беларусь и Казахстан подошли к самому сложному этапу в формировании ЕЭП.

На помощь эксперты призвали премьеров. Как предполагается, в октябре премьер-министры России, Беларуси и Казахстана должны обсудить вопросы, которые стороны никак не могут согласовать в рамках создания ЕЭП.

Учитывая нынешний политический фон отношений Беларуси и России, сомнительно, что премьерам вряд ли удастся продвинуться в решении стратегически значимых для Минска вопросов. Даже, невзирая на то, что это может затормозить новейший геостратегический проект Кремля.

  • Дата публикации: 07.10.2010
  • 314

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться