Вторичное использование углекислого газа: топливо из воздуха

Вторичное использование углекислого газа: топливо из воздуха
Переработка углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу в эпических количествах, чрезвычайно сложна, однако многие ученые считают, что это не только стоит затраченных усилий, но и необходимо.

Угроза изменения климата на планете настолько велика, что, по их словам, справиться с проблемой без этих технологий невозможно.

Идея захвата углекислого газа, вырабатываемого угольными электростанциями и др., для последующего хранения под землей уже получила признание. Несколько пилотных проектов введено в эксплуатацию или находится на стадии реализации.

Предложению о повторном использовании углекислого газа пока везет меньше: хотя науке давно известно, что смешиванием углерода с водородом можно получить топливо, многих останавливает высокая энергоемкость этого процесса.

 "Бесплатного сыра у нас нет, - говорит Ханс Зиок из Лос-Аламосской национальной лаборатории (США). - Добавьте к этому то, что производство никогда не бывает эффективным на 100%, так что в конечном итоге вы вложите больше энергии, чем получите".

 Из-за этого энергетического проклятия, по его словам, больше смысла имеет использование топлива из нефти. "Если природа сделала его для нас бесплатно, почему бы им не воспользоваться?" - заключает эксперт.

Но запасы нефти иссякают. Приходится бурить на глубоководье, "отжимать" битуминозные пески и поглядывать в сторону Арктики. Не пришла ли пора альтернативы? Ну что же, для США переработка углекислого газа стала бы хорошим способом слезть с нефтяной иглы, но спасать таким образом климат бесполезно, подчеркивает г-н Зиок, пока процесс не станет более энергоэффективным.

К счастью, пионеры нашлись и в этой области. По их словам, технология несовершенна, но она уже есть. Можно даже не собирать выбросы электростанций или автомобилей, а добывать углекислый газ прямо из воздуха.

"Они говорят: "Сожмите его и закопайте!" А мы говорим: "Нет, отдайте его нам, и мы сделаем из него бензин!"" - это слова Байрона Элтона, исполнительного директора компании Carbon Sciences из Санта-Барбары.

"Представьте себе будущее, в котором источниками топлива служат вода и углекислый газ!" - восклицает Питер Эйзенбергер, основатель Института Земли при Колумбийском университете (США) и один из основателей компании Global Thermostat.

Среди способов решения проблемы - использование солнечной энергии. Эллен Стечел и ее коллеги из Национальной лаборатории Сандия (США) разрабатывают высокоэффективный химический тепловой двигатель, который будет работать от концентрированной энергии светила. В самом деле - вся энергия (в том числе та, что заключена в углеводородах) родом из Солнца, так почему бы опять и снова не попытаться имитировать природу?

Исследователи разработали прототип солнечного реактора. Он представляет собой огромный массив зеркал, который фокусирует солнечный свет в мощный луч, направляемый на кольца из оксида некоего металла. Кольца вращаются и нагреваются до 1 400 ˚C, а затем охлаждаются до 1 100 ˚С. К ним подают углекислый газ или воду. При высокой температуре кольца отдают кислород, а при сравнительно низкой - наоборот, забирают. В результате получается оксид углерода или водород - компоненты углеводородного топлива.

Прототип занимает около 20 м² и обслуживает реактор размером с бочонок пива. Для того чтобы собирать эквивалент миллиона баррелей нефти в день в виде солнечного света, потребуется 121,4 тыс. га зеркал (больше площади Москвы). Заметим в скобках, что за сутки мир потребляет около 86 млн баррелей жидких видов топлива, в том числе биотоплива.

Вышеупомянутая Carbon Sciences смешивает двуокись углерода с природным газом (или метаном как его основным компонентом) в присутствии металлического катализатора. Сообщается, что последний изготовлен из обычных металлов - никеля и кобальта при участии алюминия и магния. Ну а превращение получаемого таким образом синтетического газа в транспортное топливо - уже хорошо зарекомендовавшая себя технология. Отличие подхода Carbon Sciences в том, что здесь это делается на сухую. Компания уже работает над первой партией дизельного топлива.

Важно отметить, что в этом процессе ряд углеводородов поступает из природного газа. Другие - например, британская фирма Air Fuel Synthesis - пытаются проделать то же самое без метана и с помощью энергии ветра. Цель - литр авиационного топлива в день (как демонстрация технологии).

Исследователи отмечают, что одно из важнейших преимуществ такой энергетики в том, что она позволит сохранить всю нынешнюю инфраструктуру, ведь это будет то же самое топливо, которым мы пользуемся сегодня. Напомним, как раз необходимость вкладываться в перестройку инфраструктуры сильно тормозит развитие солнечной и ветровой энергетики.

  • Дата публикации: 15.08.2011
  • 183

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться