Зачем Болгарии дорогой азербайджанский газ?

Зачем Болгарии дорогой азербайджанский газ?

Болгария планирует в текущем году подписать с Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR) коммерческое соглашение по поставкам сжатого (CNG) азербайджанского газа через Черное море. С таким заявлением выступил посол Болгарии в Азербайджане Васил Калинов.
 
При этом дипломат особо подчеркнул, что "проект поставок азербайджанского газа из грузинского порта Кулеви в болгарский порт Варна станет серьезным вкладом в систему диверсификации энергоресурсов".
 
В этом заявлении имплицитно содержатся три момента, на которые стоит обратить внимание. Выходит, во-первых, официальная София решила, что стоит, не теряя времени, в этом же году подписать коммерческое соглашение с поставщиком газа, во-вторых, Болгария выбрала для покупки сжатый газ и наконец, она уже определила для себя пункты приема и сдачи газа.
 
В этой связи, прежде всего, следует напомнить, что проект танкерных поставок азербайджанского газа через Черное море в Европу встал на повестке дня в ноябре-декабре 2009 года. 14 сентября 2010 года в Баку был подписан Меморандум по проекту AGRI (Azerbaijan-Georgia-Romania Interconnector), согласно которому Азербайджан, Грузия, Румыния и Венгрия решили создать СП для изучения вопроса танкерных поставок газа через Черное море. При этом стороны должны были в течение года определить, насколько будут выгодны поставки сжиженного (LNG) и сжатого (CNG) газа и выбрать тип поставок. 14 февраля 2011 года в Бухаресте министры энергетики трех стран и министр национального развития Венгрии по итогам межминистерского заседания по проекту AGRI решили до 1 апреля 2012 года завершить разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта AGRI.
 
Кроме того, на сегодняшний день еще даже неизвестно место строительства будущего терминала в Грузии. Исходя из всего этого, можно сделать вывод о том, что до апреля 2012 года вряд ли у участников проекта AGRI будет детальный анализ предстоящих работ. Следовательно, не имея в наличии экономически обоснованного проекта, невозможно будет подписать коммерческое соглашение.

В этом контексте и вызывает, мягко говоря, недоумение то, что София, будучи заинтересована в танкерных поставках азербайджанского газа, ни разу даже в качестве наблюдателя не участвовала на заседаниях, посвященных проекту AGRI. Удивляет и то, что Болгария, имеющая определенные финансовые проблемы, почему-то проявила интерес к дорогому проекту - танкерным поставкам газа. А ведь вот уже несколько лет существует на бумаге проект прокладки из Болгарии в Грецию небольшого трубопровода (для приема до 1,5 млрд. м3 газа в год), для реализации которого требуется чуть более 100 млн. евро. И построй София своими силами данный трубопровод, то уже в этом году могла бы импортировать азербайджанский газ через Грецию (газовые системы Турции и Греции были соединены в ноябре 2009 года). Или спровоцировав своими действиями - заявлением о том, что европейский газопровод "Набукко" для нее важнее российского "Южного потока", что она отказывается от участия в проекте нефтепровода Бургас-Александруполис, невыплатой _6,2 млн. долгов по этому проекту и т.п. - выход России из проекта строительства этого Трансбалканского трубопровода, Болгария, возможно, вполне оправданно, опасается, что условия поставок ей "Газпромом" "голубого топлива" станут слишком жесткими? Ведь, как известно, до 2012 года (если не раньше) цена российского газа для Болгарии должна вырасти до 245 долл. (если не больше) за 1000 м3...
 
В начале декабря 2010 года в Европе спотовые цены на газ (танкерные поставки) превысили стоимость трубных поставок и в настоящее время, в зависимости от условий поставок , более чем на 10-15% выше последних.

  • Дата публикации: 24.02.2011
  • 197

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться