Замминистра энергетики: "Ни одна страна ветряками не обошлась"

Замминистра энергетики: "Ни одна страна ветряками не обошлась"

Замминистра энергетики Беларуси Михаил Михадюк находился в командировке в Санкт-Петербурге, целью которой было совместно с проектным институтом "Атомэнергопроект" и генеральным подрядчиком ЗАО "Атомстройэкспорт" выработать технологию строительства белорусской АЭС, чтобы продолжить проектирование производственной базы, а также обсудить другие моменты, касающиеся рабочего проектирования атомной электростанции.

Комментируя реализацию проекта по строительству АЭС, замминистра энергетики отметил: "Сейчас мы осуществляем подготовительный этап: строится подъездная железная дорога, производственная база, практически завершено строительство автомобильной дороги. Сооружение котлована под реактор тоже относится к подготовительному этапу. Заливкой первого бетона в котлован под ядерный корпус будет начато собственно строительство АЭС".

По словам Михаила Михадюка, в настоящее время совместно с российской стороной ведется отбор белорусских предприятий и технологий, оборудования, которые можно применить при строительстве атомной электростанции. "И специалисты "Атомстройэкспорта" с удовлетворением отметили, насколько высок технический потенциал в республике", - сказал замминистра. Михаил Михадюк напомнил, что межправительственным соглашением по строительству АЭС ввод первого блока станции предусмотрен в 2017 году, а второго - в 2018-м.

Для строительства белорусской атомной электростанции выбран российский проект последнего поколения ("три плюс" АЭС-2006), который отвечает самым современным требованиям безопасности. "Он вобрал в себя оптимальный набор пассивных и активных систем безопасности, которые позволяют безопасно эксплуатировать атомную электростанцию. И если бы эти системы были у "Фукусимы", аварии там не было бы, даже несмотря на землетрясения и цунами. Системы позволили бы станции автономно работать, штатно остановиться. Но "Фукусима", к сожалению, - это станция с технологиями 60-х годов", - отметил замминистра энергетики. Прототипами белорусской атомной электростанции являются Балтийская АЭС в Калининградской области и Ленинградская АЭС-2, где используются решения, апробированные на Тяньваньской АЭС в Китае, первые два блока которой также были построены по проекту ОАО "Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт "Атомэнергопроект" и успешно эксплуатируются с 2007 года.

Сравнивая предыдущие и современные технологии строительства АЭС, Михаил Михадюк провел аналогии с эволюцией автомобиля. "Когда-то автомобиль тоже был опасным, но сегодня вон сколько систем безопасности и как они стали надежны. Поэтому ядерные технологии сегодня отработаны со всех точек зрения. Конечно, какие-то технические инциденты могут быть, но глобальные катастрофы на станциях третьего поколения практически исключены", - подчеркнул Михаил Михадюк.

Замминистра отметил значение сотрудничества с МАГАТЭ в реализации проекта по строительству АЭС. "Мы с МАГАТЭ работаем с первого дня, когда в стране было принято решение строительства станции. У нас состоялось уже много миссий МАГАТЭ по этой теме, начиная от выбора площадки и подготовки кадров до подготовки вообще национальной структуры к реализации этого проекта", - сказал он. По словам Михаила Михадюка, сегодня с МАГАТЭ заключены договоры технической помощи и эти программы успешно работают. "Конечно же, МАГАТЭ будет на каждом этапе строительства участвовать в контрольных делах, но в первую очередь нам надо самим выстроить эту работу, и мы обязаны это сделать, чтобы не допустить промаха ни на каком этапе", - сказал он.

Говоря о необходимости развития атомной энергетики в Беларуси, Михаил Михадюк отметил: "Есть люди, которые не могут летать на самолете. Но это не говорит о том, что авиация не должна развиваться и внедряться. Так и ядерная энергетика. Ей альтернативы сегодня просто нет, как в Беларуси, так и в мировой практике. Многие из тех стран, которые имеют в достаточном количестве газ и нефть, все равно приступили и разрабатывают программы развития ядерной энергетики. Газ и нефть - это не бесконечно, и однозначно понятно, что эти продукты будут дорожать", - пояснил он.

Главная причина строительства АЭС - экономическая. Однако, по мнению замминистра, не надо забывать и об экологической составляющей энергетики. К примеру, белорусская АЭС снизит выбросы в атмосферу парниковых газов на 7-10 млн т в год. "А это сегодня, когда остро стоит экологическая проблема, тоже немаловажно", - подчеркнул он. Таким образом, критические оценки строительства АЭС в Беларуси не всегда аргументированы и справедливы, считает Михаил Михадюк. "Очень много популизма, и некоторые недобросовестные на этом просто зарабатывают очки и деньги. А зачем нужна Беларуси АЭС? Обойдемся ветряками! Ни одна страна ветряками не обошлась", - отметил он. По словам замминистра, несмотря на то, что по использованию местных ресурсов Беларусь сегодня работает даже активнее других стран (20,6% в топливном балансе занимают местные и возобновляемые виды топлива), проблему большой энергетики в целом это не решает. "Нам нужна электроэнергия в необходимом количестве и максимально дешевая, ведь в настоящее время 80% энергоресурсов мы импортируем. Поэтому наша задача, чтобы энергоносители для народного хозяйства, для населения были приемлемыми по стоимости. Но при этом энергетика тоже должна развиваться и иметь средства на свое развитие, поэтому в базе должна работать АЭС, а все остальное - сверху", - сказал Михаил Михадюк.

По его мнению, помимо очевидной экономической выгоды строительство АЭС - это еще и значительный скачок в развитии страны. "Потому что в страну приходят совершенно новые технологии, под них будет работать наша экономика, а это другие люди, другое мышление, другие технологии. Это можно сравнить с тем, когда страна становится, допустим, космической державой", - отметил замминистра.

  • Дата публикации: 31.05.2011
  • 267

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться