Развитие возобновляемых источников энергии в Республике Беларусь

Развитие возобновляемых источников энергии в Республике Беларусь

В последнее время в интернет-источниках стала появляться информация, что ГПО «Белэнерго» якобы препятствует развитию возобновляемой энергетики и отказывается развивать энергетику по европейскому пути. Мы развеем этот миф.

Сразу нужно отметить, что, как правило, данные информационные вбросы инициируются лицами и организациями, которые утратили возможность получения сверхприбыли на энергетическом поприще за счет средств потребителей республики — населения и промышленных предприятий — и сейчас любыми способами пытаются вернуть возможность ее получения.

Учитывая, что данные «деятели» не могут убедить энергетиков в благородности своих намерений и любви к природе, так как опытным специалистам понятно, на чем зиждется их благородство и любовь, они избрали новый способ давления — через средства массовой информации.

Все чаще в Министерство энергетики поступают обращения с просьбой согласовать, в виде исключения, заключение инвестиционного договора на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии с нарушением действующего порядка, определенного Указом Президента Республики Беларусь от 18 мая 2015 г. № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии».

Энергетика достаточно сложная сфера деятельности, и неудивительно, что лоббистам возобновляемой энергетики очень легко убедить неспециалистов в области энергетики, что создание в области или районе установок по использованию ВИЭ является одним из основных способов по выполнению доведенного показателя по привлечению инвестиций и созданию рабочих мест.

Чтобы понять, почему имеется столько желающих развивать возобновляемую энергетику, следует привести несколько примеров.

Затраты на производство электроэнергии на собственных источниках энергоснабжающих организаций по прогнозу на 2017 г. составляют 4,55 цента/кВт.ч, а с учетом затрат на покупку электроэнергии (включая импорт и покупку ее от блок-станций), а также передачу, распределение и сбыт электроэнергии — 7,07 цента/кВт-ч. При этом средневзвешенный тариф, по которому государственные энергоснабжающие организации покупают электроэнергию, произведенную установками по использованию ВИЭ, составляет около 22 центов за кВт-ч. Заметим, что продавцы этой энергии ее только производят, а затраты на передачу, распределение и сбыт энергии потребителям несут энергоснабжающие организации.

Учитывая такое соотношение цен на производство и покупку электрической энергии, очень сложно убедить государственные энергоснабжающие организации в том, что им выгоднее покупать электрическую энергию от ВИЭ по цене 22 цента за кВт.ч, чем производить на импортируемом природном газе.

Государственные энергоснабжающие организации никак не могут идти на поводу у лоббистов возобновляемой энергетики, так как в этом случае никогда не смогут выполнить поручение Президента Республики Беларусь по сокращению издержек на производство тепловой и электрической энергии. Естественно, что с ростом количества установок по использованию ВИЭ издержки будут только увеличиваться.

Отдельно следует остановиться на развитии в республике ветроэнергетики.

В настоящее время в Беларуси насчитывается порядка 47 объектов, на которых эксплуатируются ветроустановки суммарной установленной мощностью 84 МВт, из них в РУП «Гродноэнерго» — мощностью 9 МВт.

Затраты на производство электрической энергии от ветроэлектростанции РУП «Гродноэнерго» составляют немногим более 4 центов США за кВт-ч. Средневзвешенный тариф, по которому государственные энергоснабжающие организации покупают электрическую энергию, произведенную на других ветроэлектростанциях, составляет около 14,9 цента за кВт.ч, то есть более чем в три раза дороже.

При этом следует отметить, что РУП «Гродноэнерго» эксплуатирует новые энергоэффективные ветроустановки, а остальные юридические лица — привезенные из Европы бывшие в употреблении и давно отработавшие свой ресурс.

Окупаемость новой ветроэлектростанции в зависимости от мощности составляет около 6 лет, окупаемость б/у ветроэлектростанции — до 3 лет.

Убедиться в достоверности вышеизложенной информации можно на сайте, где размещена информация о стоимости б/у ветроустановок.

Недавно в интернете появилась статья одного из руководителей ассоциации «Возобновляемая энергетика», в которой он обвинял ГПО «Белэнерго» в издании приказа, запрещающего государственным энергоснабжающим организациям выдавать технические условия на присоединение установок по использованию ВИЭ к электрическим сетям.

Представитель ассоциации «Возобновляемая энергетика» преподнес данную информацию в удобном для него виде и недостоверно.

Действительно, 13 июля 2017 г. ГПО «Белэнерго» направило в государственные энергоснабжающие организации информационное письмо, в котором рекомендовало временно, до внесения изменений в Указ №209, приостановить выдачу технических условий на присоединение электроустановок по использованию ВИЭ, которые создаются вне выделенных квот.

Проект изменений в Указ №209 был направлен Министерством энергетики на согласование в органы государственного управления в июне текущего года.

Данное письмо не затронуло интересы инвесторов, создающих установки по использованию ВИЭ в рамках выделенных квот, а также позволяет без особых сложностей продлить ранее полученные технические условия на присоединение к электрическим сетям установок по использованию ВИЭ, которые создавались на основании инвестиционных договоров, заключенных до вступления в силу Указа №209.

Письмо ГПО «Белэнерго» затронуло только интересы лиц, которые якобы решили создавать установки по использованию ВИЭ исключительно для энергетического обеспечения своей хозяйственной деятельности, при этом хозяйственная деятельность у таких лиц либо отсутствовала, либо потребность в электрической энергии была намного меньше мощности установки по использованию ВИЭ.

В качестве примера можно привести компанию, зарегистрированную в Могилевской области, которая, имея в собственности мастерскую по изготовлению памятников с годовым потреблением 10 195 кВт.ч, решила для своей хозяйственной деятельности установить ветроустановки с годовой выработкой электрической энергии в объеме 6 904 902 кВт.ч. В случае реализации данного проекта выработка электрической энергии ветроустановками более чем в 670 раз превысила бы фактическое электропотребление мастерской, при этом практически вся электроэнергия продавалась бы энергоснабжающим организациям по цене 8,4 цента за 1 кВт.ч. Окупаемость такого проекта при использовании б/у ветроустановок составляет около 9 лет.

Фактически некоторые предприимчивые люди отыскали лазейку в нормах Указа №209 и нашли способ нарушать законодательство и создавать установки по использованию ВИЭ не для энергетического обеспечения своей хозяйственной деятельности, а для продажи государственным организациям, тем самым увеличивая затраты на отпуск тепловой и электрической энергии. Все это в конечном счете привело бы к росту тарифов на электрическую энергию.

Следует отметить, что ГПО «Белэнерго» отозвало информационное письмо после предписания МАРТ, и в настоящее время государственные энергоснабжающие организации руководствуются рекомендациями объединения, подготовленными на основании разъяснений Министерства энергетики.

В завершение следует отметить, что установки по использованию ВИЭ имеют резко-переменный режим работы и не могут обеспечивать надёжность работы энергосистемы и бесперебойность электроснабжения потребителей электрической энергии без мероприятий по их резервированию (создания каких-либо накопителей и пиково-резервных источников). Надежность и бесперебойность, а также резервирование генерации на ВИЭ сегодня вынуждены обеспечивать традиционные тепловые электростанции энергоснабжающих организаций ГПО «Белэнерго», которые работают всегда, а не только когда светит солнце, дует ветер и даже в самую морозную ночь с полным штилем.

Вопросы развития ВИЭ регламентированы Законом Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 204-З «О возобновляемых источниках энергии», Указом Президента Республики Беларусь от 18 мая 2015 г. № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии», другими подзаконными актами.

К 2020 году в рамках заключенных инвестиционных договоров, распределяемых квот, намерений собственников осуществить строительство установок ВИЭ исключительно для энергообеспечения собственной хозяйственной деятельности планируется увеличение их мощности до 790 МВт, или более чем в 5 раз по отношению к 2016 году. При этом должны быть учтены интересы как производителей, так и потребителей возобновляемой энергии — она должна стать доступной для всех.

  • Дата публикации: 29.11.2017
  • 262

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться