√аз Ц альтернатива бензину и электромобилю

√аз Ц альтернатива бензину и электромобилю

—егодн€ многие автомобильные гиганты создают или уже создали электромобили и их модификации, названные гибридами.

 

Ќынешний всплеск интереса к электромобилю €вл€етс€ ответом на резкое подорожание нефти и продуктов ее переработки, на прогнозы ближайшего истощени€ мировых запасов нефти, на загазованность атмосферы городов продуктами выхлопа автомобил€, на угрозу глобального потеплени€ климата «емли из‑за выбросов в атмосферу промышленных отходов, в том числе выхлопных газов автомобилей.

Ёлектромобиль создавал впечатление решени€ этих проблем. ƒействительно, казалось, что нет ничего проще перей-ти на электрическую т€гу, все элементы которой хорошо известны и отработаны в стационарных машинах; перейти на электрическую т€гу и тем самым избавитьс€ от нефт€ной зависимости, ибо все перечисленные проблемы автомобил€ были и есть следствием использовани€ нефт€ного топлива.

“ак казалось, так виделось…

—егодн€, по прошествии дес€тилети€ со времени по€влени€ первых электромобилей (первых – в наши дни, так как иде€ электромобил€ имеет давнюю историю), все выгл€дит совсем не так просто и очевидно.

¬о-первых, пришлось вспомнить, что автомобиль – изделие массового производства и переход на электрическую т€гу потребует переделать коренным образом всю силовую его часть, а это будет стоить огромных затрат. —казанное относитс€ в полной мере к созданию новой инфраструктуры обслуживани€ электромобил€.

¬о-вторых, сегодн€шн€€ цена электромобил€ (речь идет о легковом автомобиле, о грузовых пока даже не упоминают) – около 40 тыс€ч долларов —Ўј; в этой цене около 13 тыс€ч составл€ют затраты на аккумул€торные батареи. ј их срок службы – семь лет. „ерез семь лет хоз€ин машины будет вынужден вложить в свой автомобиль еще 13 тыс€ч долларов.

¬-третьих, электрическа€ энерги€ дл€ перезар€дки аккумул€торов беретс€ из сети. ƒл€ того чтобы было что брать из сети, потребуетс€ чуть ли не вдвое увеличить производство электроэнергии, и это тоже огромные затраты (р€д российских специалистов утверждает, что оте-чественна€ энергосистема пока не готова справитьс€ с ростом нагрузки в случае массового перехода на электромобили).

¬-четвертых, оказалось, что утилизаци€ отработавших аккумул€торов представл€ет отдельную проблему, решение которой пока не видно. «десь уместно заметить, что, кроме аккумул€торных батарей, могут быть использованы несколько других источников электричества, например топливные элементы, но до их практического применени€ настолько далеко, что не видно горизонта.

“ут перечислены основные проблемы, св€занные с реализацией массового производства электромобилей.

Ќет, € не против электромобил€. Ѕолее того, € считаю, что ему принадлежит будущее. Ѕудущее, возможно, отдаленное.



∆ить по средствам

√овор€т, что политика – поиск возможного. “о же самое можно сказать и о де€тельности инженера, о его поиске приемлемых решений. Ёто поиск экономически оправданных решений, решений, соответствующих насто€щему уровню техники.

”важаемый читатель! “ы задумывалс€, почему произошел недавний экономический кризис, почему √реци€ оказалась перед дефолтом, почему то же самое угрожает »спании, ѕортугалии и некоторым другим странам? я открою тебе секрет: экономический кризис в этих странах произошел из‑за того, что они жили и хот€т дальше жить не по средствам, жить шикарно, не задумыва€сь о том, что, откуда и почему беретс€, работать поменьше или вовсе не работать, ездить на дорогих автомобил€х, в том числе на электромобил€х. ќказалось, что это невозможно. Ќедавно јнгела ћеркель, канцлер √ермании, сказала об этом открыто: «Ўикарна€ жизнь закончилась навсегда». Ќе будет у людей электромобил€. Ёто им сегодн€ не по карману.

’очу привести мое доказательство этого утверждени€. ѕо€вление электромобил€, его захват рынка угрожает производителю нефт€ного топлива. ѕочему же не видно, чтобы этот торговец нефт€ным топливом был обеспокоен де€тельностью по€вившегос€ конкурента? ƒа потому, что он не видит в нем серьезного противника, не верит в широкое применение электромобил€.

„то же будет? “ак и будем коптить небо выхлопами сгоревшего бензина и сол€рки?

ќказываетс€ – нет. ≈сть альтернатива, она состоит в давно известном и широко примен€емом в некоторых странах переводе автомобил€ на питание горючим газом. Ќапомним свойства газа как топлива дл€ автомобил€, благодар€ которым мы (и не только мы) рассматриваем его как альтернативу продуктам из нефти и электромобил€м.

“оксичность выхлопных газов при работе на газе на 90 процентов ниже токсичности выхлопных газов бензиновых двигателей.

Ќекоторые авторы считают, что недостаток газа состоит в том, что в выхлопных газах двигател€, работающего на газе, содержание парникового углекислого газа такое же, как его содержание в выхлопных газах автомобил€, работающего на бензине. “аким образом, утверждают эти авторы, угроза опасного изменени€ климата «емли из‑за парникового эффекта не уменьшаетс€ при переводе автомобилей на газ. Ёто мнение опровергаетс€ исследовани€ми, проведенными швейцарским научно-исследовательским институтом EMPA. ¬ результате этих исследований показано, что содержание углекислого газа в выхлопных газах двигател€, работающего на газе, на 21 процент меньше, чем его содержание в выхлопе двигател€, работающего на бензине. ѕри использовании непосредственного впрыска этот показатель составл€ет около 16 процентов. ¬ дизел€х этот показатель оказываетс€ 12 процентов, а при установке в дизель катализатора этот показатель снижаетс€ до примерно 5 процентов. “аким образом, можно подвести неутешительный итог. ¬ наибольшей степени за процесс изменени€ климата «емли ответственны самые распространенные на сегодн€шний момент бензиновые двигатели, они составл€ют около 80 процентов всех автомобилей.

ƒвигатели, работающие на газе, позвол€ют добиватьс€ более высоких мощностных и топливно-экономических показателей, чем у аналогичных бензиновых двигателей. —пециально сконструированные газовые двигатели по удельным показател€м мощности превосход€т бензиновые, а по топливной экономичности близки к дизельным; при переходе с жидкого топлива на газообразное срок службы двигател€ до капитального ремонта возрастает в полтора раза, а сроки смены масла увеличиваютс€ в два раза…

 оэффициент полезного действи€ ( ѕƒ) газовых двигателей достигает 38‑40 процентов в широком диапазоне режимов. ƒл€ сравнени€ укажем, что  ѕƒ бензинового двигател€ составл€ет лишь 30‑35 процентов и только на наиболее экономичных режимах работы.

ќсобенно усложнено приготовление смеси дл€ бензиновых двигателей при низких температурах атмосферного воздуха вследствие того, что бензин в этих услови€х плохо испар€етс€. ѕри газовом топливе приготовление равномерной смеси не вызывает труда…

»спользование газа в автомобильных двигател€х;
• увеличивает срок службы свечей до 85 тыс€ч километров;
• нет испарени€ топлива, не образуютс€ паровоздушные пробки в топливоподающей системе;
• улучшаютс€ услови€ смазки трущейс€ пары гильза – поршневые кольца, так как газовое топливо не смывает масло со стен гильзы;
• уменьшаетс€ нагарообразование в головке блока и на поршн€х.



’ватит ли газа?

ƒоказанные запасы газа в мире составл€ют около 173 триллионов кубических метров; если к ним прибавить еще и не открытые запасы, которые, по предварительным расчетам, составл€ют около 120 триллионов кубических метров, в сумме получаетс€ около 300 триллионов кубических метров.

√азовым топливом €вл€етс€ также метан угольных пластов. ќн содержитс€ в угленосных отложени€х и €вл€етс€ причиной взрывов в угольных шахтах. Ётот метан может добыватьс€ как самосто€тельное ископаемое топливо и попутный продукт в процессе дегазации шахт. ≈го запасы оцениваютс€ в 240 триллионов кубометров.

»сточником газообразного топлива дл€ автомобилей €вл€етс€ также каменный уголь. ≈го разведанные запасы составл€ют около 1000 триллионов тонн, намного больше запасов нефти и природного газа вместе вз€тых. ѕри сжигании каменного угл€ в атмосферу выбрасываетс€ большое количество углекислого газа, сажи, золы и других отходов. Ёто обсто€тельство существенно снижает ценность угл€ как топлива. ѕоэтому актуальна переработка угл€ в другие виды топлива (например, в горючий газ, среднетемпературный кокс и другие).

Ќетрудно заметить, что в этом кратком обзоре ничего не говоритс€ об огромных запасах горючего газа в сланцах и о по€влении новой высокоэффективной технологии добычи газа из сланцев. ћы также не упом€нули об открытых в последнее врем€ месторождени€х газа в —редиземном море вблизи от берегов »зраил€, не упом€нули о публикаци€х, в которых прогнозируютс€ дальнейшие открыти€ крупных месторождений газа в —редиземном море.

“аким образом, мировые запасы газа таковы, что снимают остроту опасени€ о гр€дущем вскоре энергетическом кризисе.

“ехнологи€ перевода автомобил€ на газ отлично освоена, соответствующее оборудование выпускаетс€ серийно, так что нет проблем с его закупкой и применением.

ѕримен€ютс€ два варианта технологий перевода на газ: так называема€ универсальна€ система питани€ двигател€, при которой сохран€етс€ система питани€ бензином и есть возможность легко
перейти с питани€ бензином на питание газом или обратно поворотом крана в кабине водител€. —тоимость применени€ универсальной системы в зависимости от примененного оборудовани€ составл€ет от 130 до 400 долларов.

Ѕолее глубокое изменение конструкции двигател€, состо€щее в увеличении степени сжати€ до 11‑13. Ёто дает дополнительную экономию.

—пециально поставленные опыты показали, что расход топлива на 100 километров при движении автомобил€, работающего на газе, со скорост€ми в пределах от 25 до 50 км/час в два раза меньше, чем у того же автомобил€ в тех же услови€х, работающего на бензине.

ѕо действующим ценам на бензин и газ эксплуатаци€ автомобил€ на газе приносит около 40 процентов экономии.



√осударственный подход

ѕеревод автотранспорта на питание газом – задача, непосильна€ отдельному собственнику автомобил€. —омнительно, чтобы это было доступно даже крупной компании. «десь требуетс€ участие государства, что мы и наблюдаем в р€де стран, где имеютс€ определенные успехи в этом деле.

ѕриоритетность природного газа как наиболее перспективного экологически чистого моторного топлива очевидна дл€ многих стран мира. ¬  анаде, Ќовой «еландии, јргентине, »талии, √олландии, ‘ранции и других странах успешно действуют национальные программы перевода автотранспорта, в первую очередь городского, на газомоторное топливо. ƒл€ этого разработана соответствующа€ нормативно-законодательна€ база: ценова€, налогова€, тарифна€, кредитна€. ¬ результате налицо €вный прогресс.

¬ Ќидерландах более 50 процентов всего автотранспорта используют в качестве топлива газ, в »талии – более 20 процентов (около двух миллионов автомобилей). ¬ √ермании число автомобилей, использующих газ, достигает 500 тыс€ч, а в японии – миллиона. 95 процентов автобусного парка ¬ены и 87 процентов парка ƒании работают на газе. ¬ јргентине 1,2 миллиона машин используют в качестве топлива газ.

¬ странах «ападной ≈вропы дл€ стимулировани€ газификации автотранспорта предусматриваетс€ существенное уменьшение налогов на автомобили, использующие газовое топливо. ¬ среднем эта разница составл€ет полтора-два раза, кроме того, автовладельцы после конверсии автомобил€ освобождаютс€ от налоговых выплат на три года. — 1996 года в ¬еликобритании и ‘ранции существенно уменьшены налоги на автомобили, использующие газовое топливо. ¬ √ермании эта разница составл€ет полтора раза, в Ќидерландах – 1,7 раза.
 

 

јбрам  –ќѕѕ

 

ѕо действующим ценам на бензин и газ эксплуатаци€ автомобил€ на газе приносит около
40 процентов экономии.

  • ƒата публикации: 03.02.2012
  • 1053
–Ю–Ю–Ю ¬Ђ–Ф–Х–Ы–Ю–Т–Ђ–Х –°–Ш–°–Ґ–Х–Ь–Ђ –°–Т–ѓ–Ч–Ш¬ї
–Ю—В—А–∞—Б–ї–µ–≤–Њ–є –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ-–∞–љ–∞–ї–Є—В–Є—З–µ—Б–Ї–Є–є –њ–Њ—А—В–∞–ї, –њ–Њ—Б–≤—П—Й—С–љ–љ—Л–є —Н–љ–µ—А–≥–µ—В–Є–Ї–µ –С–µ–ї–∞—А—Г—Б–Є. –Р–Ї—В—Г–∞–ї—М–љ—Л–µ –љ–Њ–≤–Њ—Б—В–Є –Є —Б–Њ–±—Л—В–Є—П. –Я–Њ–і—А–Њ–±–љ–∞—П –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –Њ –Ї–Њ–Љ–њ–∞–љ–Є—П—Е, —В–Њ–≤–∞—А—Л –Є —Г—Б–ї—Г–≥–Є.
220013
–†–µ—Б–њ—Г–±–ї–Є–Ї–∞ –С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М
–Ь–Є–љ—Б–Ї
—Г–ї. —Г–ї. –С. –•–Љ–µ–ї—М–љ–Є—Ж–Ї–Њ–≥–Њ, 7, –Њ—Д–Є—Б 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

191611654
5
5
1
150
150