Украина вновь хочет ограничить импорт белорусских нефтепродуктов

Украина вновь хочет ограничить импорт белорусских нефтепродуктов

Белорусские НПЗ все еще находятся под угрозой потерять часть привычной валютной выручки от поставок нефтепродуктов на Украину. Министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко снова проталкивает идею сокращения в стране доли импортных нефтепродуктов до 15%.

«У нас должно быть такое же соотношение, какое было в 2004 году — 15% импорта, все остальное — мы производили сами. Потому что переработка нефти в стране - это рабочие места, это налоги здесь, а закупка импортных нефтепродуктов — это подпитка экономики других государств», — заявил Бойко в интервью украинскому «5 каналу». И сообщил, что правительство Украины уже принимает соответствующие меры.

Для белорусских НПЗ, переживающих непростые времена, такое решение (если оно все-таки будет принято) окажется чрезвычайно болезненным. Ведь украинский рынок для них — один из самых прибыльных.

В 2010 году Беларусь экспортировала в Украину нефтепродуктов примерно на 2 миллиарда долларов США, что составило 25% от всего нашего объема поставок на внешние рынки. При этом доля белорусских нефтепродуктов на украинском рынке немногим превысила 20%. За январь-май 2011 года экспорт белорусских нефтепродуктов в Украину вышел на второе место как по объему поставок (935 тысяч тонн), так и объему полученной выручки (841,5 млн. долларов).

Директор консалтинговой компании А-95 (Киев) Сергей Куюн считает, у белорусских НПЗ есть все основания опасаться введения ограничений против их продукции. По его словам, заявление министра энергетики и угольной промышленности необходимо рассматривать в контексте ранее предпринятых попыток Минэнергоугля ввести импортные пошлины на бензины в размере 130 евро за тонну и на дизтопливо — 80 евро за тонну.

«За этим стоят серьезные силы в лице российских нефтяных компаний и местных финансово-экономических групп, поэтому есть риск, что данное решение может быть жестко пролоббировано», — говорит эксперт.

Такими мерами отдельные лоббисты преследуют главную цель: дать возможность украинским НПЗ потеснить импортеров, которым сегодня принадлежит более 50% рынка нефтепродуктов Украины. То есть, фактически речь идет о сокращении доли импортных нефтепродуктов более чем в три раза.

Паниковать белорусским НПЗ, конечно, не надо. Если украинские власти и пойдут на столь радикальные меры, то, вероятно, не скоро. Ведь даже в правительстве этой страны признают, что такое лоббирование интересов украинских НПЗ будет иметь негативные последствия.

«Никто не против того, чтобы украинские заводы повышали свою долю на рынке. Но есть масса чиновников, в том числе и в правительстве, которые считают: если уж защищать украинские НПЗ, то лишь после того, как они начнут производить более качественные нефтепродукты, аналогичные импортным. Конкурентная борьба должна быть равной, а не строиться на основе каких-то лоббистских решений. Иначе получится, что мы будем защищать наш рынок от более качественных нефтепродуктов», — подчеркивает Куюн.

А пострадают в результате украинские потребители. Они столкнутся с дефицитом качественного автомобильного топлива и с ростом цен минимум на 10%. «Ко всему прочему наши заводы будут лишены стимула для проведения модернизации, стимула совершенствовать свою работу, так как государство им и без этого поможет конкурировать», — отмечает эксперт.

Каковы будут последствия подобного решения, за примерами далеко ходить не надо. По словам аналитика, нынешние проблемы с нехваткой топлива в России вызваны в том числе и отставанием в модернизации заводов этой страны. «По этой причине крупнейший украинский производитель нефтепродуктов Лисичанский НПЗ, который принадлежит BNK-BP, можно сказать, ушел с внутреннего рынка. Еще с мая он начал поставлять 80% своей продукции в Россию из-за нехватки там топлива. В такой же ситуации может оказаться и сама Украина».

Белорусские НПЗ, разумеется, не заинтересованы в таком развитии событий. Они имеют долговременные планы в отношении украинского рынка. В частности, уже озвучено намерение перейти на мелкооптовую реализацию нефтепродуктов, арендуя для этого нефтебазы или выстраивая с владельцами нефтебаз другого рода партнерские отношения.

Чтобы все эти планы не полетели в тартарары, белорусским компаниям надо занимать более активную позицию. Отстаивать свои интересы перед украинским правительством, пояснять реальные причины популярности белорусских нефтепродуктов на украинском рынке, в конце концов, самим заняться лоббизмом.

«Козыри у них сильные — это прежде всего качество, низкая стоимость, но не в связи с получением более дешевой нефти из России, как некоторые у нас считают, а благодаря меньшим транспортным расходам. В нефтяной отрасли, где все решает логистика, низкая стоимость нефтепродуктов обусловлена объективными факторами. Плюс активная маркетинговая политика. Я вижу, как работают белорусские сбытовики. Это постоянная работа с клиентами, поиск компромиссных решений, тогда как наши НПЗ, по сути, сидят в своих офисах и ждут, пока покупатель сам придет к ним. В общем, белорусам есть за что бороться, просто нужно быть активнее», — констатирует Сергей Куюн.

В первой половине 2011 года белорусские НПЗ увеличили экспорт нефтепродуктов в 1,5 раза к уровню прошлого года — до 6 млн. 955,6 тысячи тонн. Однако при этом и Мозырский нефтеперерабатывающий, и ОАО «Нафтан», по данным экспертов, все равно сработали с убытками. Не помогло ни снижение акцизного налога на нефтепродукты на 10%, ни повышение цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке более чем на 50% с начала года.

К такому плачевному результату привели новые условия импорта российской нефти, и прежде всего - обязанность платить премию российским нефтяникам. В результате заводы не могут компенсировать затраты по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок продажей на экспорт.

Поэтому Беларусь намерена требовать от России пересмотра формулы цены на российскую нефть. С таким заявлением еще в июне выступил первый вице-премьер Владимир Семашко.

Если белорусским переговорщикам удастся этого добиться, то стимулов бороться за украинский рынок у них станет еще больше.

Андрей Кожемякин, Naviny.by

  • Дата публикации: 24.08.2011
  • 501

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться