Депутаты Палаты представителей ратифицировали протокол к соглашению о сотрудничестве с Россией в строительстве БелАЭС
17.04.2024
В Государственном пограничном комитете Беларуси считают нецелесообразным и далее ужесточать порядок вывоза топлива из республики, поскольку это может привести к потере привлекательности белорусского направления для автомобильного транзита.
Автоперевозчики вывозят топливо через Литву
"Показательно, что, несмотря на все принимаемые внутри Беларуси меры, сохраняется интерес физических лиц и автоперевозчиков к вывозу с территории республики автомобильного топлива и сигарет. Сейчас это основные факторы роста транспортных потоков, основные "двигатели" этой ситуации", - рассказал в беседе с корреспондентом агентства Интерфакс-Запад" представитель ГПК Беларуси.
Так, по данным комитета, за первое полугодие 2012 года через государственную границу Беларуси было пропущено более 12,4 млн человек, что на 2% больше показателя аналогичного периода 2011 года. При этом основной объем граждан был зафиксирован на украинском направлении. Рост активности также отмечался на авиарейсах и польском участке границы.
Прибалтийское направление у пересекающих границу в прошедшем полугодии не так популярно, как в минувшем году: в направлении Литвы количество пересекших границу граждан сократилось на 8%, в направлении Латвии - уменьшилось на 5%.
"Как показала практика, сегодня подавляющее большинство физлиц или автоперевозчиков, въезжающих в Беларусь из Евросоюза, пользуются польским направлением, хотя есть транзит и из Литвы, и из Латвии. Но вот выезд из Беларуси в ЕС идет практически в основном через Литву, и причина этого в одном: Литва единственная из граничащих с Беларусью стран ЕС, где нет никаких ограничений на ввоз автомобильного топлива", - заметил представитель ГПК.
В то же время собеседник агентства подчеркнул, что "меры по ограничению вывоза топлива из Беларуси несколько сбили темпы челночного туризма". Так, за 1 полугодие почти на 10% снизился уровень интенсивности транспортных потоков заграничного следования, в сравнении с аналогичным периодом 2011 года.
Всего за 6 месяцев текущего года через госграницу было пропущено около 4,5 млн транспортных средств. "Здесь опять наблюдается тенденция снижения активности на литовском (на 23% меньше), латвийском (спад на 12%) и польском (спад на11%) направлениях. А вот украинский участок и пересечение границы посредством авиаперевозок по транспорту опять в плюсе", - констатировал представитель ГПК.
Он заметил, что руководство ГПК регулярно информирует правительство о ситуациях с очередями на внешней границе Таможенного союза и с вывозом автомобильного топлива из республики в ЕС.
Он признал, что из-за "серого экспорта" белорусский бюджет несет потери в валютной выручке, поскольку топливо приобретается в республике по внутренним ценам, которые значительно ниже экспортных.
В то же время в комитете считают, что дальнейшее ужесточение порядка вывоза топлива не повлияет на ситуацию. "Мы четко видим: если сегодня топливный вопрос будет снят, к примеру, введением пошлин на вывоз бензина и дизтоплива, то с литовского направления автоперевозчики переместятся на российское, возникнут вопросы в логистике. Мы потеряем привлекательность в транзитном плане. Зачем ехать через Беларусь, где уже нельзя купить дешевое топливо и даром ввезти его в ЕС", - заметил собеседник агентства.
По его словам, в таком случае на российско-латвийских погранпереходах "могут возникнуть очереди в 2-3 тысячи фур, а такие очереди не ликвидирует ни один пункт пропуска". "На границе возникнет коллапс".
Решение проблемы лежит не на белорусской стороне
В данной связи представитель ГПК считает, что заниматься проблемой незаконного ввоза белорусского топлива в Евросоюз должны литовские власти.
"Подавляющие объемы этого топлива остаются в Литве, этот бензин создает в соседней с Беларусью страной серый рынок, наносит прямой ущерб официально работающим в Литве сетям АЗС", - заметил собеседник агентства.
Кроме того, он заметил, что ввоз в страну дешевого белорусского топлива приводит к нарушению правил конкуренции на рынке автоперевозок как в самой Литве, так и в Евросоюзе - в целом.
"Есть и еще один немаловажный момент. Если бы власти Литвы занялись этим вопросом, транспортные и транзитные потоки распределились бы равномерно, внешняя граница Таможенного союза функционировала бы нормально на всех участках. А так - все стремятся использовать для выезда литовское направление. Но вопрос этот не решается почему-то", - сказал представитель ГПК.
Он высказал предположение о существовании в Литве так называемого "бензинового лобби", которому выгодна сложившаяся ситуация.
Экспорт - серый, убытки - прямые
Между тем, как считают белорусские эксперты нефтяного рынка, такая схема экспорта топлива, которая сложилась в последнее время в приграничных регионах страны, наносит ущерб не только экономике Беларуси и Литвы, но и России.
"Если бы автомобильное топливо вывозилось законным путем, Беларусь получала бы валютную выручку, а экспортные пошлины, в соответствии со своими обязательствами в рамках ЕЭП, перечисляла бы в российский бюджет. Но если действуют серые схемы экспорта, этого, разумеется, не происходит, и вовсе не по вине белорусской стороны", - заметил собеседник агентства.
Кроме того, он отметил, что белорусские НПЗ в период сельскохозяйственных работ вынуждены отгружать топливо в первую очередь на внутренний рынок, в основном по заявкам сельхозорганизаций. "Такая ситуация несколько ограничивает возможности для экспорта, тем более, что существуют еще и АЗС концерна "Белнефтехим", которые также нужно обеспечивать топливом. А если вспомнить о том, что сейчас не менее 40% от всей первичной переработки обеспечивается давальческим сырьем, и давальцы распоряжаются готовой продукцией по собственному усмотрению, то понятно, насколько сложно НПЗ вовремя исполнять свои обязательства по экспортным контрактам", - заметил эксперт.
Он отметил, что сегодня в Беларуси топливо на 3-9% дешевле российского.
"То есть, маржа для того, чтобы осуществлялся серый экспорт физлицами в приграничные регионы РФ, существует, и она достаточно привлекательна. Но статистики по такому экспорту нет", - заметил эксперт.
В данной связи он отметил, что с экономической точки зрения было бы правильным повышать в Беларуси постепенно цены на внутреннем рынке, однако признал, что такая позиция "едва ли впишется в концепцию правительства и Нацбанка по сдерживанию инфляции".
"Хотя, скорее всего, если проблема с серым экспортом топлива решена не будет, нас ждет очередное повышение цен", - считает эксперт.
Справка:
Как ранее сообщалось, в Беларуси в начале второй декады июня 2011 года были введены ограничения на вывоз из страны автомобильного топлива. Данная мера была закреплена постановлением правительства N753 и предусматривала, что физическое лицо имеет право вывозить автомобильное топливо за пределы территории Таможенного союза не чаще 1 раза в 5 суток.
Таким образом, ограничение действовало при вывозе топлива в страны Балтии и Польшу, а также в Украину, но не касалось лиц, вывозящих его в Российскую Федерацию.
Позднее, в ноябре 2011 года, эта норма была пересмотрена: теперь такие поездки граждане могут совершать не чаще одного раза в 8 дней.
Между тем, ранее в концерне "Белнефтехим" были вынуждены констатировать, что ограничительные меры, как и многоразовое повышение цен на автомобильное топливо не принесли должного эффекта, и вывоз топлива из республики продолжается.
В то же время 15 февраля в Беларуси были сняты ограничения на покупку топлива для грузовых транспортных средств на АЗС.
Ранее, начиная с июня 2011 года, был установлен лимит в размере не более 200 литров на одно транспортное средство.
В апреле представители Государственного таможенного комитета (ГТК) Беларуси не исключали, что в республике могут быть введены дополнительные ограничительные меры на вывоз топлива за пределы Таможенного союза.
Тема дня 17.04.2024
Тема дня 15.04.2024
Тема дня 09.04.2024
Тема дня 09.04.2024
Новости компаний 27.03.2024
Технологии 08.04.2024
Технологии 12.02.2024
Аналитика 02.12.2021
Технологии 31.07.2019
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также