Эксперт: Украина, Белоруссия и Польша ищут замену транзитной российской нефти

Эксперт: Украина, Белоруссия и Польша ищут замену транзитной российской нефти

 Старт в конце марта нефтепровода БТС-2 стал сигналом к дальнейшему снижению транзита российской нефти через Белоруссию в польские порты. В 2010 году белорусское ОАО "Гомельтранснефть Дружба" прокачало в целом 75,5 млн тонн нефти, а в 2011 - 72 млн тонн. С вводом БТС-2 компания прогнозирует падение объемов перекачки до 60-65 млн тонн в год, из которых 50 млн тонн будет идти транзитом в Польшу.
 
Зачем Белоруссии венесуэльская нефть...
 
Снижение объемов прокачки нефти означает падение доходов Белоруссии и Польши, что не может не вызывать недовольства в этих странах. Вряд ли случайно в польских и белорусских СМИ появились публикации о значительной угрозе экологии от перевалки нефти в порту Усть-Луга в связи с якобы недостаточной надежностью портовых сооружений. Агентство Reuters распространило информацию, что Россия в апреле пошлет в Чехию только около 80 тыс. тонн нефти, при этом нормальная месячная норма достигает около 400 тыс. тонн. Неизвестные эксперты заявили, что Россия сократила поставки нефти в Польшу и Германию, перенаправив объемы нефти на другие экспортные направления. Другие - это БТС-2.
 
Сообщения оказались дезинформацией, так как от покупателей российской нефти не поступало претензий о сокращении плановых объемов поставок. Дезинформацию о сокращении поставок в Чехию опровергли представители "Юнитпетрола", главного чешского получателя российского сырья. По их словам, проблемы с поставками нефти из России не наблюдаются, два нефтепровода на данный момент поставляют в страну достаточное количество нефти.
 
В этом году Белоруссия получит 21,5 млн тонн российской нефти на условиях лучше, чем в прошлом. Поэтому республика планирует в ближайшее время свернуть импорт венесуэльской нефти. Венесуэльская нефть поставлялась в Белоруссию из Венесуэлы танкерами через эстонский порт Мууга, далее на Новополоцкий НПЗ "Нафтан" сырье перевозилось железнодорожным транспортом. В 2011 году в Белоруссию ежемесячно поставлялся примерно один танкер с венесуэльской нефтью (около 80 тысяч тонн), в течение года было поставлено около 1,2 миллиона тонн. Кроме того, в прошлом году по своп-контрактам с Венесуэлой в Белоруссию было поставлено около 1 миллиона тонн азербайджанской нефти через нефтепровод "Одесса-Броды".
 
До конца 2012 года белорусы арендовали украинскую трубу за $60 млн, используя ее больше в политических целях, чем для реальной потребности. Можно напомнить, что в 2010 году на волне противостояния с России в Минске заявили о планах импортировать в 2011 году 10 млн тонн венесуэльской нефти и 4 млн тонн азербайджанской. Сейчас Минск тем более не испытывает потребности в импорте сырья через нефтепровод "Одесса-Броды". Однако сохранение аверсного режима украинского нефтепровода выгодно белорусам - в данном варианте исключаются поставки российской нефти на принадлежащие российским компаниям украинские НПЗ. А это оставляет рынок Украины свободным для продукции белорусских предприятий.
 
Что делать с пустой трубой?
 
По оценкам экспертов, в прошлом году поставки нефтепродуктов из Белоруссии на Украину составили порядка 8 млн тонн. Украинские власти не знают, что делать с пустой трубой. На днях инженер-технолог "Гомельтранснефть Дружбы" Владимир Воробьев сделал заявление для СМИ о том, что Белоруссия имеет все технологические возможности, чтобы обеспечить транзит азербайджанской нефти по магистральным нефтепроводам "Одесса-Броды" и "Дружба" из украинских портов через свою территорию в Польшу. О поставках азербайджанской нефти в Польшу давно говорят в Киеве, но хотят для этого достроить прямой отрезок трубы от Брод до Плоцка. Польская сторона этот проект не поддерживает.
 
Перекачка нефти в Польшу через Белоруссию менее выгодна Украине, но все же это лучше, чем ничего. Вот только у Азербайджана не хватает нефти для загрузки основной экспортной трубы Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Объем экспорта сырой нефти по БТД в 2011 году составил около 32,2 миллиона тонн, что на 13% меньше показателя 2010 года и в два раза меньше потенциальной мощности трубы. Малая загрузка вынудила владельцев БТД поднять стоимость прокачки с 4 до 5,5 доллара за баррель, после чего от использования нефтепровода отказался Казахстан. В январе-феврале загрузка трубы снизилась еще на 13,5%.
 
Все потребности Белоруссии в нефти сегодня удовлетворяет Россия. Ответ на вопрос, зачем Лукашенко сначала понадобилась венесуэльская нефть, а теперь азербайджанская, если рентабельность украинского трубопровода возникает только при объемах не менее 20 млн тонн, очевиден. Инициировав реэкспорт истинно белорусской нефти, как ее называет Лукашенко, под видом белорусско-венесуэльской-азербайджанской нефти, Белоруссия экспортирует иранскую нефть. В логистически дорогом экспорте нефти в Европу через Черное море и Украину может быть заинтересован только Иран, против которого США и Европа ввели экономические санкции. Маршрут через Азербайджан позволит иранской нефти "окраситься" в азербайджанской или туркменский цвета. Никакой другой нефти для экономически обоснованного наполнения трубы "Одесса-Броды" не просматривается. Единственная альтернатива Казахстан, давно разворачивает все свои нефтяные потоки в направлении Китая и даже США не в силах повлиять на это. Как только американцы хотели помешать процессу, у них начались проблемы на месторождениях, которые они разрабатывают совместно с казахами.
 
Заявления представителей Киева и Минска позволяют сделать вывод, что при поддержке Варшавы они готовы связаться с иранской нефтью, рискуя вызвать неудовольствие в Европе и США. Впрочем, на Украине не исключают возможности запуска нефтепровода "Одесса-Броды" в реверсном режиме, если Белоруссия не будет качать нефть с Черного моря. Но очередной реверс в сторону российских нефтяников будет выглядеть как-то уж очень неприлично.
 
Об этом пишет Дмитрий Парфенов, независимый эксперт ТЭК.

  • Дата публикации: 09.04.2012
  • 779

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться