Туркменистан примеряется к большой нефти

Туркменистан примеряется к большой нефти
Туркменистан, наряду с позиционированием себя в качестве ключевого газодобывающего игрока Каспийского региона, не забывает озвучивать и достаточно серьезные амбиции как потенциально крупного производителя жидких углеводородов. Об этом пишет Артем Устименко, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ), как передает http://oilnews.kz.

В ближайшие годы в стране планируется значительно расширить добычу нефти и газового конденсата, главным образом за счет ввода в строй дополнительных шельфовых месторождений. В частности, согласно Национальной программы социально-экономического развития Туркменистана на 2011-2030 годы, уже к 2015 году Ашгабад ожидает прирост добычи жидких углеводородов до 20-25 млн тонн год, к 2030 году – до 67 млн тонн ежегодно. Для сравнения, в прошлом году производство нефти и конденсата находилось на уровне 10,9 млн тонн.

Стоит напомнить, что в расчете на сентябрь прошлого года общие геологические запасы нефти в республике официально достигли 20,8 млрд тонн, в том числе в туркменском секторе Каспийского моря – 11 млрд тонн без учета уже законтрактованных блоков. То есть объем запасов увеличился по сравнению с 2006-2007 годами практически вдвое. По данным госконцерна «Туркменгеология», в стране открыто 38 нефтяных месторождений, значительная часть из которых находится в разработке, однако фиксируется наличие значительного числа перспективных неразведанных блоков, особенно на шельфе.

Ведущим иностранным инвестором в отрасль остается Dragon Oil (ОАЭ), которая вложила в контрактную территорию Челекен (месторождения Джейтун и Джугалыбег) в туркменском секторе Каспия порядка 2,6 млрд долларов – в 2013-15 году потенциальные инвестиции компании оцениваются еще в 1 млрд долларов. Ряд других компаний также планирует масштабные вложения. Так, в ближайшие несколько лет немецкая RWE, которая является оператором оффшорного Блока 23, и российская Itera (Блок 21) намерены инвестировать по 6 млрд долларов каждая.

Вместе с тем, точная информация о коммерческих запасах нефти в Туркменистане отсутствует, что не позволяет объективно оценить обоснованность имеющихся среднесрочных прогнозов по увеличению добычи жидких углеводородов. Внешние наблюдатели придерживаются консервативных оценок относительно извлекаемых запасов нефти в стране. К примеру, в рамках обзора BP Statistical Review of World Energy (2012) извлекаемые запасы Туркменистана по нефти по-прежнему оцениваются только в 0,1 млрд тонн.

На этом фоне верхний «потолок» среднесрочного прогноза туркменского правительства (25 млн тонн) может рассматриваться как чрезмерно оптимистичный и, по всей видимости, будет корректироваться в сторону понижения. Независимые источники прогнозируют значительно более низкие показатели добычи нефти к середине текущего десятилетия. К примеру, агентство BMI оценивает производство нефти к 2016 году на уровне не более 17,5 млн тонн в год. Кроме того, стоит напомнить, что ранее Туркменистан прогнозировал значительно больший прирост нефти в ближайшие 20 лет. Так, согласно прежнему официальному прогнозу, Туркменистан планировал добыть к 2030 году до 110 млн тонн, однако в 2011 году данный показатель был понижен до упомянутых выше 67 млн тонн.

Это обусловливается не только недостоверностью первоначальных оценок извлекаемых запасов углеводородов и смещением приоритетов, в том числе инвестиционных, на производство природного газа, но и рядом других причин. В частности, по значительному числу месторождений отмечается низкое качество сырья, сложные геологические условия залегания и т.д., а преодоление связанных с этим рисков усложняется недостаточной доступностью для Туркменистана передовых технологических решений (горизонтальное и радиальное бурение, методы повышения нефтеотдачи пластов и др.) ввиду ограничений в проводимой инвестиционной политике. Туркменистан будет испытывать проблемы и с вводом в строй крупного оффшорного месторождения Сердар (оператор – канадская Buried Hill Ltd, запасы оцениваются в 50-100 млн тонн нефти и более 30 млрд куб. м газа) ввиду территориальных разногласий с Азербайджаном.

Вместе с тем, большой вопрос заключается в инфраструктурном обеспечении процесса расширения экспортных возможностей Туркменистана по нефти, прежде всего в контексте реализации трубопроводных проектов соответствующей мощности.

В частности, к 2020 году экспортный потенциал страны по сырой нефти может увеличиться на 7-9 млн тонн с текущего уровня, а к 2030 году – на 32-33 млн тонн, даже с учетом ожидающегося введения в строй к этому времени дополнительных перерабатывающих мощностей. На экспортную инфраструктуру дополнительное давление будут оказывать и экспортные поставки ГСМ. При этом ожидается, что все полномочия по экспорту нефти и нефтепродуктов, а также давальческой переработки сырья иностранных операторов шельфовых проектов, будут уже во второй половине текущего года переданы создаваемой государственной нефтеторговой компании. Это решение уже вызвало недовольство иностранных инвесторов, которые на текущий момент не заинтересованы в изменении отработанной схемы продаж.

Имеющиеся транспортные возможности ввиду существующих ограничений в нефтетрубопроводной и портово-перевалочной инфраструктуре в совокупности не превышают 6-8 млн тонн в год. Главным образом, это 2 порта на Каспийском море – Туркменбаши и Экерем.

С другой стороны, по итогам 2011 и 2012 годов объемы экспорта сырой нефти Туркменистаном составили только 2,7 млн и 3,1 млн тонн соответственно, причем нефть вывозят из страны в основном иностранные компании, представленные в ряде СРП. Так, в прошлом году увеличение объемов экспорта произошло в основном за счет поставок компании Petronas (Малайзия) с оффшорного Блока 1 (месторождения Магтымгулы, Диярбекир и др.), а также компаний Dragon Oil (ОАЭ) и Mitro International (Панама) с Блока 2 (Челекенская группа месторождений). В дополнение, на экспорт поставляется ежегодно в среднем около 2,5-3,1 млн тонн нефтепродуктов, производимых на НПЗ в Туркменбаши и Сейди.

С июня 2010 года поставки туркменской нефти осуществлялись преимущественно через нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД), по которому в первом квартале текущего года было перекачано 0,775 млн тонн, в 2012 году – 3,048 млн тонн и в 2011 году – 2,237 млн тонн. Небольшой объем жидких углеводородов транспортируется по нефтепроводу Баку — Новороссийск через Махачкалу. Осуществлявшиеся ранее компанией Dragon Oil нефтяные свопы с Ираном были прекращены в 2010 году ввиду ужесточения международных санкций против этой страны.

На сегодня нет информации о новых крупных нефтетрубопроводных и иных транспортных проектах экспортного характера. Известно только о проектировании в таможенном пункте Ымамназар (Лебапский велаят) нефтетерминала мощностью 540 тыс. тонн, через который будут осуществляться экспортные поставки углеводородов в направлении Афганистана по новой железнодорожной линии Атамырат — Ымамназар — Акина — Андхой (соглашение о ее строительстве было подписано между правительствами Туркменистана и Афганистана в 2011 году). В результате, вероятно, что Туркменистан будет приоритетно ориентироваться на расширение поставок именно через БТД путем активизации танкерных перевозок через Каспий.

Таким образом, в случае достижения договоренностей между Казахстаном и Азербайджаном относительно условий поставок крупных объемов нефти с Кашагана и Тенгиза, увеличение экспорта туркменской нефти по БТД, даже в случае расширения его пропускной способности, в состоянии рассматриваться в качестве неблагоприятного для казахстанских поставщиков фактора. Это касается и получения казахстанскими поставщиками тарифных льгот, которые Азербайджан мог бы предоставить в случае недостаточной загрузки БТД (общий транзит по нефтепроводу в 2012 году сократился на 8% по сравнению с 2011 годом, составив 29,67 млн тонн). В то же время необходимо учитывать, что к 2020 году планируется увеличение экспорта по БТД непосредственно и азербайджанской нефти.

Однако, по имеющейся информации, Туркменистан приоритетно ориентируется на расширение нефтеперерабатывающих мощностей и, как следствие, объемов экспорта ГСМ, что может снизить давление на будущую инфраструктуру экспорта сырой нефти. Так, уже к 2020 году ожидается увеличение переработки нефти до 20 млн тонн, к 2025 году – до 22 млн тонн, а к 2030 году – до 30 млн тонн, большая часть из которых будет поставляться на внешние рынки.

Для сравнения, на сегодня Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов и Сейдинский НПЗ, проектной мощностью 9 и 6 млн тонн соответственно, ввиду ресурсных и технологических ограничений способны перерабатывать не более 7,5 и 2 млн тонн нефти в год соответственно. На первом этапе расширения перерабатывающих производств планируется завершение модернизации Сейдинского НПЗ в целях доведения перерабатывающей мощности до 3 млн тонн нефти и 3 млрд куб. м природного газа. В 2015 году, по данным туркменского правительства, начнется строительство НПЗ примерной стоимостью до 4 млрд долларов и мощностью до 5 млн тонн нефти в год (на первом этапе в 2019 году – до 3 млн тонн) в находящемся на побережье Каспия порту Экерем.
  • Дата публикации: 03.05.2013
  • 1684
  • Источник:
  • "Нефть России"

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться