Эксперт: "Звездные войны" за каспийский газ

Эксперт: "Звездные войны" за каспийский газ

Успешное экономическое развитие некоторых стран Каспийского региона не дает покоя соседям, пытающимся сохранить и усилить политическое и экономическое влияние в регионе.

Проведение независимой экономической политики этими странами, в первую очередь повышает их безопасность и независимость в принятии решений, а также выводит их в лидеры региона, что, естественно, не нравится традиционным влиятельным игрокам Каспийского бассейна. Это порой приводит к нестандартным и зачастую неадекватно фантастическим заявлениям.

Не секрет, что основой экономики всех стран Каспия является энергетический сектор. Попытки оказать влияние на реализацию совместных проектов в этой отрасли, в частности, на Транскаспийский газопровод между Туркменистаном и Азербайджаном, ничем иным как желанием нанести удар по экономике назвать нельзя.

Последние заявления российских экономических экспертов о возможности военного воздействия на экономику, а именно на реализацию проекта совместного газопровода между Азербайджаном и Туркменистаном, иначе как маразмом назвать нельзя.

Понимая, что дипломатическое и экономическое давление на проект фактически провалилось, противники его реализации своими воинственными заявлениями пытаются поднять уровень рисков его осуществления для того, чтобы "отпугнуть" от него иностранные компании либо повысить стоимость его реализации за счет повышения инвестиционных рисков.

Фактически заявления российских экспертов это как "звездные войны" - война из области фантастики. Хороший сценарий для следующей серии "бондианы".

Если ранее о проекте Транскаспийского газопровода говорили как о чем-то нереальном с точки зрения экономики, то сегодня, выступая с "фантастическими" заявлениями о путях противодействия его реализации, эксперты фактически подтверждают не только его реальность, но и перспективность.

Накануне свою позицию по Транскаспийскому газопроводу высказали и представители Казахстана. Как сказал председатель правления АО "Национальная компания "КазМунайГаз" Болат Акчулаков, пока не будет определен правовой статус Каспия, "мы этим проектом не занимаемся".

Такого рода заявления Астаны в первую очередь исходят из-за отсутствия сегодня достаточной ресурсной базы для его осуществления. Сегодня у Казахстана нет достаточных объемов газа для поставок по этому маршруту. Не стоит забывать, что Казахстан и Азербайджан обсуждают проект транскаспийской транспортировки нефти, которая в будущем может привести к необходимости строительства подводного нефтепровода.

Стоит отметить, что в последнее время озвучивается все меньше и меньше заявлений, касающихся экологической составляющей Транскаспийского газопровода. Ранее об этом заявляла, в частности, Россия. Москва, которая в начале ноября сдала в эксплуатацию "Северный поток" - газопровод по дну Балтийского моря, неоднократно говорила о небезопасности прокладки подводного газопровода на Каспии.

Милитаристские заявления по противодействию сотрудничества на Каспии активизировались в последнее время в связи с важными событиями, произошедшими в рамках Транскаспийского проекта. В первую очередь это касается мандата, полученного Евросоюзом на проведение переговоров с Азербайджаном и Туркменистаном по Транскаспийскому проекту. Трубопровод также поддержан США, официальные лица которых, в частности спецпредставитель госдепартамента США по энергетическим вопросам в Евразии Ричард Морнингстар, заявляют о том, что если Брюссель, Баку и Ашхабад решат строить газопровод, то никто не сможет этому помешать.

И самое главное - о фактической возможности реализации проекта заявляют в Туркменистане, который станет основной ресурсной базой для этого проекта. Как сказал на встрече со спецпредставителем ЕС по странам Центральной Азии Пьером Морелем президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, "государство инвестирует огромные средства в крупномасштабные энергетические проекты, реализация которых служит своего рода гарантией строгого соблюдения взятых на себя партнерских обязательств".

По его словам, Туркменистан выступает активным сторонником новых подходов к обеспечению глобальной энергетической безопасности и "в этой связи предпринимает конкретные шаги по наращиванию своего экспортного потенциала [...] Европейское направление было и остается одним из главных приоритетов внешнеполитического курса Туркменистана ...".

Стоит также отметить, что и Россия, и Иран не просто противодействуют экспорту туркменского газа через Каспий и Азербайджан в Европу, но и предлагают свои маршруты для доставки этого газа на европейские рынки. Это фактически подтверждает то, что борьба идет на за границы на Каспии, а за конкретную экономическую цель - получить туркменский газ. Для России это укрепление монополии на рынке, для Ирана - возможность "отыграться" за применяемые в его отношении политические и экономические санкции.

Несмотря на противодействие проекту, Азербайджан неоднократно подтверждал, что готов гарантировать и предоставить свою территорию, транзитные возможности и инфраструктуру для осуществления Транскаспийского проекта.

Транскаспийский газопровод рассматривается в качестве части "Южного газового коридора" по доставке энергоресурсов Каспийского бассейна на европейские рынки. Он предполагает прокладку трубопровода протяженностью 300 км по дну моря из Туркменистана в Азербайджан. Основная сырьевая нагрузка в проекте ложится на Туркменистан, который является важным игроком на энергетическом рынке Каспийского региона, по запасам природного газа в мире страна занимает четвертое место после России, Ирана и Катара.

"Южный газовый коридор" является одним из приоритетных для Евросоюза энергетических проектов. Он призван диверсифицировать маршруты и источники энергопоставок и тем самым увеличить энергетическую безопасность ЕС. К проектам "Южного газового коридора" относятся газопровод Nabucco, Трансадриатический газопровод (TAP), ITGI.

Туркменистан с его запасами может претендовать на роль одного из ключевых поставщиков газа по этому коридору. Ашхабад уже начал строительство 1000-километрового внутреннего газопровода "Восток-Запад" стоимостью два миллиарда долларов. Его задача - связать в единую транспортную сеть запасы восточного региона страны - гигантского Елотенского и соседних месторождений с каспийским побережьем, откуда, проложив 300-километровую трубу по дну моря, через Азербайджан и Турцию можно выйти на европейский рынок.
 
Об этом пишет Сеймур Алиев, эксперт АМИ Trend.

Источник: "Нефть России"

  • Дата публикации: 23.11.2011
  • 399

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться