Похоже, что еврозона готова распрощаться с Грецией и Португалией

Похоже, что еврозона готова распрощаться с Грецией и Португалией

Великобритания и Чехия, в отличие от остальных 25 стран, отказались на саммите Евросоюза поддержать фискальный пакт, устанавливающий единую бюджетную дисциплину. Кроме того, согласован договор о создании Европейского стабилизационного механизма. Наиболее срочный вопрос о том, что делать с Грецией, остался за рамками встречи.

Европейские лидеры пытаются с новой силой преодолеть долговой кризис, охвативший Старый Свет. Открывая в Брюсселе встречу в верхах – 17-ю за последние два года, – председатель Европейского совета Херман ван Ромпей определил ее цель следующим образом: «На этом совете мы должны найти путь к надежде». Судя по итогам саммита, надежда покоится на Европейском стабилизационном механизме (ЕСМ) – постоянном стабфонде, который вступит в силу 1 июля.

Задуманный как продолжение и в то же время усовершенствованный вариант Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС), ЕСМ должен был плавно прийти на смену последнему летом 2013 года. Но в условиях разрастания долгового кризиса в Брюсселе сочли, что запускать EСМ следует как можно раньше.

Сколько продлится одновременное существование двух стабфондов, пока непонятно. Зато известно, что ЕСМ будет обладать собственным капиталом, и это сделает его нормальной международной финансовой организацией. У ЕФФС же никаких денег в запасе нет – средства, которые он в виде кредитов предоставил Ирландии и Португалии, были взяты в долг у частных инвесторов путем выпуска облигаций.

Собственный капитал EСM составит 80 млрд. евро. Наряду с «живыми» деньгами он будет располагать гарантиями стран еврозоны на 420 млрд. евро. Выходит, ЕСМ сможет выдавать особенно нуждающимся в помощи государствам кредиты на общую сумму 500 млрд. евро. 17 стран еврозоны будут вносить свои доли в капитал EСМ пятью ежегодными траншами. Доля Германии самая большая – 22 млрд. евро, или 27% всей суммы.

Но хватит ли запланированных денег, если еще более острые финансовые проблемы начнут испытывать Италия и Испания? Глава МВФ Кристин Лагард предложила расширить финансовые возможности EСM, объединив его с EФФС. Идею передать в распоряжение нового стабфонда не израсходованные пока резервы действующего подхватили премьер-министр Италии Марио Монти и заместитель главы Еврокомиссии Олли Рен, отвечающий за валютные вопросы.

Однако канцлер Германии Ангела Меркель рассматривать вопрос о предоставлении EСМ дополнительных средств пока не готова. У нее сейчас другие приоритеты – прежде всего претворение в жизнь фискального пакта, призванного повысить финансовую дисциплину в странах еврозоны и в целом в ЕС. С его условиями – дефицит бюджета стран не должен превышать 0,5% от ВВП, иначе против них будут автоматически применяться санкции – согласились 25 из 27 стран.

Условия пакта отвергла Великобритания, которая еще в декабре прошлого года заявила о своей негативной позиции. А вот отказ присоединиться к пакту Чехии стал неожиданностью. Чешский премьер-министр Петр Нечас объяснил это тем, что без полноправного участия в переговорах о судьбе еврозоны этот договор его стране ничего не дает: «Мы обеспокоены дальнейшим участием в саммитах еврозоны стран, не входящих в зону евро, – сказал он. – И особенно тех стран, которые поддержали договор или которые, как и мы, делают взносы в МВФ. Почему эти страны не должны принимать участие в саммитах еврозоны?»

Между тем Польша и Евросоюз преодолели разногласия по аналогичному вопросу: Варшава требовала предоставить странам, не входящим в еврозону, права участвовать в саммитах 17 стран, где в качестве валюты принято евро. Теперь их присутствие на заседаниях будет в компетенции председательствующей в ЕС страны. В пакт внесена формулировка о том, что приглашение странам – нечленам еврозоны «будет направляться при необходимости по крайней мере раз в год». Предполагается, что документ будет подписан на саммите ЕС 1 марта.

По сравнению с предыдущими встречами в верхах на этот раз в Брюсселе больше говорили о необходимости обеспечения экономического роста и создания рабочих мест. ЕС готов выделить на это 82 млрд. евро из неиспользованных фондов общего бюджета за 2007–2013 годы. Ставка сделана на три приоритета: стимулирование занятости, особенно среди молодежи, единый рынок как главный двигатель экономического роста и финансирование малых и средних предприятий. То есть те сферы, которые считаются самыми чувствительными показателями экономического здоровья. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил в связи с этим решением: «Некоторые из этих предложений могут быть реализованы быстро, и уже скоро можно будет ощутить их результаты».

Чего не скажешь о переговорах Греции с частными инвесторами о списании части ее долга. Из-за того, что они затянулись, участникам саммита пришлось отказаться от рассмотрения вопроса о выделении Афинам второго транша финансовой помощи. А без нее Греции не избежать дефолта – до марта она должна выплатить более 14 млрд. евро в погашение долга.

Чтобы дать шанс греческой экономике, ван Ромпей призвал инвесторов прийти к соглашению с Афинами к концу этой недели. Их уговаривают согласиться на 50-процентные убытки с греческих бондов с целью сократить общий объем задолженности страны до 120% ВВП к 2020 году. По неподтвержденной информации, ситуации в Греции может быть посвящен специальный саммит ЕС в середине февраля.

Итоги саммита ЕС «НГ» прокомментировал замдиректора Института Европы РАН Валентин Федоров: «Похоже, что еврозона готова распрощаться с Грецией и Португалией. Эти страны – гиря на ее ногах».

Как отметил эксперт, «ЕС надо развивать конкуренцию на мировом рынке. Иначе он навсегда отстанет от США, Японии и стран БРИКС. Страны, которые не соблюдают финансовую дисциплину, не позволяют поднять уровень эффективности экономики всей Объединенной Европы. Там сконцентрировались на валютно-финансовых проблемах и мало что предпринимают для экономического роста. Меркель говорит, что 90% рабочего времени посвящает проблематике долгового кризиса. Но какие бы усилия на валютно-финансовом фронте ни предпринимались, дальше будет еще хуже. Ведь сокращение расходов на потребление – это прямое изъятие из экономического роста. Ради спасения Европы, ей придется освободиться от балласта».
 

  • Дата публикации: 01.02.2012
  • 365
  • Источник:
  • ng.ru

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться