Согласится ли Турция на «Южный поток»?

Согласится ли Турция на «Южный поток»?

Украина рискует оказаться в «энергетических тисках». Это произойдет после завершения строительства «Северного» и «Южного» потоков. По крайней мере, Россия в ходе газовых переговоров с Украиной намекает на развитие именн.

Украина рискует оказаться в «энергетических тисках». Это произойдет после завершения строительства «Северного» и «Южного» потоков. По крайней мере, Россия в ходе газовых переговоров с Украиной намекает на развитие именно такого сценария.

Строительство «Северного потока» является почти совершенным фактом. Зато запуск «Южного потока» станет возможным лишь в случае предоставления Турцией разрешения на прокладку газопровода через ее территориальные воды.

Несмотря на активные дипломатические усилия Москвы, Турция откладывает предоставление такого согласия. Может ли эта страна изменить свое решение в пользу РФ?

Коридор США

Согласно прогнозным показателям, приводимые в отчете Еврокомиссии World Energy Outlook, доля импортируемого ЕС газа до 2030 года возрастет с 53% до 80%. Доля поставок из России и стран СНГ увеличится вдвое — с 32% до 56%.

В то же время доля газа, добываемого в ЕС, уменьшится с 60% до 29%. По оценкам, к 2030 году ЕС будет импортировать 45% нефти из Персидского залива.

Для предотвращения рисков, связанных с растущей энергетической зависимостью ЕС, и снижение конкуренции за ресурсы Ближнего Востока среди членов НАТО, США начали продвигать «Восточно-западный энергетический коридор» — ряд трубопроводов по доставке нефти и газа из Каспийского региона и Центральной Азии в Европу .

По данным департамента энергетики США, объемы доказанных запасов нефти только Каспийского региона составляют 40-50 миллиардов баррелей.

В 2005 году при поддержке США был построен нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» — БТД, а в 2007 году — газопровод «Баку-Тбилиси-Эрзурум» — БТЕ. Соединив Азербайджан, Грузию и ЕС через территорию Турции, эти трубопроводы частично снизили уровень энергетической зависимости Европы от России.

Активно рекламируемый сейчас США и ЕС проект «Набукко» с заявленной мощностью 31 миллиард кубометров газа в год, что составляет лишь 5% общеевропейского потребления газа, призван стать завершающим составляющей «Восточно-западного энергетического коридора».

Благодаря БТЕ и БТД Турция, будучи членом НАТО, усилила свои позиции. Кроме контроля над проходом грузов через Босфор и Дарданеллы — треть нефтяного экспорта России проходит через эти каналы — Анкара получила статус «энергетического моста», соединяющего Каспий и Центральную Азию с европейским рынком.

Взамен Россия потеряла многолетнюю монополию на поставки газа и нефти из этих регионов. Ее руководство, которое имеет выразительный гегемонистских менталитет и которой нужен дешевый азиатский газ для обеспечения внутренних потребностей, одновременно с экономическими дивидендами потеряло и часть своего внешнеполитического влияния.

Стратегия России

Пытаясь предотвратить дальнейшую потерю своих геополитических позиций, планировщики Кремля начали делать шаги.

В плане развития энергетической сферы на 2007-2030 годы, опубликованном Институтом энергетической стратегии, россияне хотят минимизировать зависимость от главных транзитных стран — Беларуси, Украины и Турции — при одновременном удержании контроля над поставками каспийского газа из Центральной Азии.

С построением Россией «Голубого потока», который доставляет в Турцию 10 миллиардов кубометров газа при ее ежегодном потреблении 20 миллиардов кубометров, Москва заполнила все мощности, которые могли быть использованы для транзита каспийского газа, и обеспечила надежность для прохода своих танкеров с нефтью через Босфор.

Руководство Турции, в свою очередь, получило действенный рычаг для сбалансирования влияния США и электоральные преференции, показав себя в глазах мусульманского мира как не очень преданного союзника этой страны.

После подписания Путиным в мае 2007 года соглашения о реконструкции прикаспийского трубопровода и долгосрочных контрактов по поставкам центральноазиатского газа с президентами Казахстана Назарбаевым и Туркменистана Бердымухамедовым Россия получила еще одну победу.

Она не только увеличила объем импорта центральноазиатского газа в Европу с 50 миллиардов кубометров до 90 миллиардов кубометров, но и сделала невозможным построение Транскаспийского газопровода, необходимого для наполнения «Набукко». Единственной альтернативой ЕС с его наполнения являются Иран, против чего выступают США.

Для окончательного нивелирования «Набукко» Россия продвигает «Южный поток».

Как заявляет российская власть, трубопровод мощностью 30 миллиардов кубометров в год пройдет от российского побережья Черного моря до побережья Болгарии, а оттуда будет разветвляться через Грецию по дну Адриатического моря в итальянский Отранто и через Болгарию, Румынию, Венгрию и Словению — в северную Италию.

Перспективы Турции

В случае реализации, достигнув греческого рынка в обход Турции, этот газопровод не только снижает роль «Набукко» и трубопровода «Турция-Греция-Италия", но и, привязывая Турцию в Россию, нивелирует роль этой страны как энергетического моста для транспортировки энергоносителей из Каспия и Центральной Азии в Европу.

В отдаленной перспективе данный проект делает призрачными шансы Анкары стать страной-транзитером энергоносителей с Ближнего Востока. Именно поэтому Турция не соглашается на прокладку этого маршрута в ее территориальных водах.

  • Дата публикации: 06.07.2011
  • 437

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться