Транскаспийский газопровод: почему медлит Туркменистан?

Транскаспийский газопровод: почему медлит Туркменистан?

Транскаспийская трубопроводная система является важным проектом, что свидетельствует о готовности Туркменистана к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами.

Об этом говорится в обращении президента Туркменистана к участникам прошедшей недавно и организованной туркменской стороной конференции "Глобальная интеграция энергетических рынков - обеспечение энергетической безопасности".

Конкретные решения по строительству Транскаспийского газопровода, если бы они были приняты, так же всколыхнули бы ситуацию вокруг вопроса доставки каспийского газа на рынки Европы, как это произошло после подписания транзитного соглашения между Турцией и Азербайджаном. Однако до сих пор в этом вопросе продолжают звучать лишь осторожные декларации с желанием не брать инициативу на себя. В первую очередь, это касается позиции Туркменистана, поскольку для Ашхабада это хорошая возможность иметь колоссальные доходы, получив доступ к надежному и растущему европейскому газовому рынку. В данной ситуации и в свете последних событий Азербайджану Транскаспийский трубопровод нужен в гораздо меньшей степени.

Главным препятствием для Ашхабада выйти на европейский рынок является позиция Москвы по этому поводу.

Являясь одним из видов международного бизнеса, транспортировка энергоресурсов по трубопроводам находится в зоне постоянно растущего спроса, считает президент Бердымухамедов. В свою очередь, это повышает спрос мировой экономики на энергетическое сырье, в особенности нефтегазовые ресурсы, которые в ближайшем будущем будут остро необходимы всей мировой промышленности. "Поэтому вполне обоснованно желание мощных энергетических держав мира, в том числе Туркменистана, увеличить экспортный потенциал, создать многовекторные, современные, эффективно функционирующие системы по транзиту и доставке потребителям энергоресурсов", - говорится в обращении президента. Все сказанное можно заменить одной фразой: "Мы очень хотели бы продавать вам (ЕС) газ".

"Именно в интересах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества должна быть обеспечена политическая стабильность в странах Евразии, должны быть созданы все благоприятные условия для гармоничного развития их экономик", - сказал туркменский руководитель. Другими словами, "если вы (ЕС) хотите покупать наш газ, гарантируйте нам условия, исключающие любую политическую дестабилизацию".

Часто озвучивая свою позицию о том, что газ может быть продан кому угодно, но только на границе, официальный Ашхабад также хочет продемонстрировать свой политический нейтралитет и показать, что действует исключительно из коммерческих соображений.

Международные инициативы Туркменистана, выдвинутые для обсуждения в ООН, это также попытка юридически обеспечить свою политическую безопасность в случае принятия конкретных решений по транзиту энергоносителей. Президент Туркменистана на сессиях Генассамблеи ООН несколько раз выдвигал предложение создать экспертную группу для подготовки рекомендаций по разработке будущего международно-правового документа по транзиту энергоносителей с учетом предложений заинтересованных сторон.

Трудно и неправильно упрекать Ашхабад в нерешительности, он просто вынужден учитывать возможные последствия ухудшения отношений с северным соседом. Поэтому если Европе действительно необходим туркменский газ, она должна взять на себя функцию главного переговорщика и договариваться об этом с Москвой.

Транскаспийский газопровод является частью проекта Nabucco, одного из проектов Южного газового коридора по доставке энергоресурсов каспийского бассейна на европейские рынки. Он предполагает прокладку трубопровода длиной 300 км по дну моря из Туркменистана в Азербайджан. Основная сырьевая нагрузка в проекте лежит на Туркменистане.

Об этом пишет Азер Ахмедбейли, эксперт аналитического центра АМИ Trend.

Источник: "Нефть России"

  • Дата публикации: 14.11.2011
  • 398

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться