Двадцать лет после распада Плюсы и минусы постсоветской независимости: попытка баланса

Двадцать лет после распада Плюсы и минусы постсоветской независимости: попытка баланса

В XX веке в мире произошли два важнейших геополитических события – революция 1917 года в России, с последующим образованием СССР, и в 1991 году распад Союза ССР на 15 суверенных государств.

Прошло 20 лет. Экономические связи бывших республик приобрели статус международных и с 1991 года стали оцениваться в долларах США.

Страны СНГ

Данные о том, как изменились объемы экономических связей России с государствами СНГ и странами Балтии, сведены в табл. 1. В целом по странам СНГ наша внешняя торговля сократилась в 1,5 раза, лишь с Республикой Беларусь в 1,5 раза увеличилась. Объемы товарооборота России со странами Балтии, напротив, увеличились за счет роста поставок энергоносителей.

Экономическое развитие постсоветских стран в 1991–2010 годах можно разбить на три этапа.

На первом этапе (1991–1995) союзные республики обретали политическую независимость, получали международное признание и правовое оформление, входили в международные организации и т.д. В эти годы во всех республиках резко упало производство валового внутреннего продукта (ВВП).

Второй этап (1996–2000) характеризовался укреплением политического суверенитета новых независимых государств, созданием самостоятельно функционирующих финансово-экономических систем со всеми государственными проявлениями – своей валютой, бюджетом, налоговой и таможенной политикой и т.д. На данном этапе наступает период относительной стабилизации экономики с резким снижением уровня инфляции. Причем из всех бывших союзных республик к 2000 году только Эстония по производству ВВП смогла превзойти уровень 1991 года, а Узбекистан отстал всего на 1%.

На третьем этапе (2001–2010) шло дальнейшее укрепление экономики всех бывших союзных республик, максимальное использование ресурсных возможностей, осуществление рыночных реформ на основе трансформации структуры хозяйства.

По объему ВВП в 2010 году превысили уровень 1991 года Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Туркменистан и все государства Балтии. Мировой финансово-экономический кризис (с конца 2008 года) замедлил темпы экономического развития, но уже к концу 2010 года ряд постсоветских стран начали преодолевать последствия кризиса.

Изменение основных социально-экономических показателей бывших союзных республик за без малого 20-летний период характеризует табл. 2.

Ряд республик сделали ставку на активное развитие топливно-энергетических комплексов. Так, Азербайджан, где извлекаемые потенциальные ресурсы нефти оцениваются в 4 млрд. тонн, за 20 лет увеличил душевое производство нефти почти в 3 раза. В республике также увеличилось душевое производство цемента, зерна и мяса.

Опережающими темпами за последние 20 лет происходит добыча нефти и природного газа в Казахстане. По сравнению с 1991 годом к концу 2009 года на душу населения здесь произведено в 3,1 раза больше нефти и в 1,5 раза больше газа соответственно. Казахстан также увеличил душевое производство зерна – с 731 до 1302 кг, или в 1,8 раза. Номинальная зарплата в месяц в республике возросла почти в 10 раз, а душевое производство ВВП занимало в 2010 году второе место среди стран СНГ.

Туркменистан входит в первую пятерку мировых производителей природного газа и в четверку крупнейших производителей нефти на территории бывшего СССР. После обретения независимости приоритет в развитии получили нефтегазовая отрасль и текстильная промышленность. Туркменистан сделал ставку на расширение объемов экспорта энергоносителей не только в Россию, но и в Украину, Иран, Китай и другие страны. Несмотря на сокращение производства природного газа почти в 2 раза к 2010 году, республика за счет расширения его экспорта смогла решить многие задачи социально-экономического развития.

Промышленная политика в суверенном Узбекистане на этапе преобразований была направлена прежде всего на обеспечение экономической независимости (в частности, энергетической безопасности страны), а также на преимущественное развитие капиталоемких отраслей добывающей промышленности, связанных с использованием богатых источников минерального сырья.

В 1991–1999 годах, на фоне падения темпов и натуральных объемов производства в нефтегазовой индустрии большинства стран СНГ, добыча нефти и газового конденсата в Узбекистане возросла в 2,9 раза, а газа – в 1,35 раза. В 1990 году обеспеченность собственной нефтью в Узбекистане составляла лишь 28%, но уже с 1996 года Узбекистан не только прекратил импорт нефти, но и увеличил ее экспорт в 3,3 раза. В целом производство нефти республика увеличила к 2010 году на 78% (5 млн. тонн).

Однако некоторые положительные сдвиги в развитии топливно-энергетического комплекса республики кардинально не улучшили социально-экономическую ситуацию, которая остается напряженной. Средняя номинальная зарплата в месяц в Узбекистане меньше 200 долл., отмечается высокий уровень скрытой безработицы, часть трудоспособного населения вынуждена выезжать на заработки в Россию и другие страны.

Несмотря на снижение численности населения, Россия в постсоветский период сократила душевое производство ряда важнейших продуктов (в %): электроэнергии – на 4,3, нефти – 7,2, газа – 1,2, угля – 23,7, цемента – 35, проката черных металлов – 20, мяса (промышленной выработки) – на 40. Лишь производство зерна к 2010 году выросло на 14%.

В целом неплохо выглядела экономика Республики Беларусь за 1991–2010 годы. Здесь доля промышленности составляет около 1/3 национального продукта. Характерной чертой национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.

Беларусь за 20 постсоветских лет увеличила душевое производство нефти на 2,8%, природного газа – 22,7%, цемента – 96%, проката черных металлов – в 2,3 раза, зерна – на 44%.

Мировой финансовый кризис особенно больно ударил по экономике Республики Беларусь. В середине 2011 года здесь произошла девальвация национальной валюты, средняя зарплата упала на 25–30%, увеличился внешний долг.

Крупнейшая республика (после России) на постсоветском пространстве – Украина – за 20 лет самостоятельного существования не обеспечила нормального экономического развития. В последнее десятилетие в Украине значительно уменьшились запасы нефти и природного газа в результате их интенсивной добычи. Нынешнюю потребность в собственной нефти Украина покрывает пока на 10–12%, а газа – не больше 22%. Украина считается одной из богатейших в Европе по разнообразию и количеству минеральных ресурсов. Длительное время республика занимала ведущее место на континенте по добыче угля, железной руды и марганца.

Однако за 20 лет, несмотря на 12-процентное сокращение численности населения в Украине, душевое производство электроэнергии сократилось на 44%, нефти – 18%, угля – 54%, цемента – 51%, проката черных металлов – на 57%, мяса промышленной переработки – на 74%. Только производство зерна в республике увеличилось на 34%.

Другие европейские страны СНГ (Армения, Грузия, Молдова) за 20 лет независимости несколько ухудшили социально-экономическую ситуацию на своих территориях.

В Армении, преимущественно индустриальной республике с мощным научно-техническим потенциалом, к трудностям трансформационного периода добавились последствия землетрясения 1988 года и вооруженного конфликта с Азербайджаном. С начала 1990-х годов Армения оказалась в блокаде. Перестало действовать автомобильное и железнодорожное сообщение между Азербайджаном и Арменией, а из-за грузино-абхазского конфликта прекратилось движение по железной дороге, идущей через Грузию в Россию.

За 20 лет производство электроэнергии в расчете на одного человека в Армении сократилось на 53%. Почти на 70% сократилось производство цемента – основы строительной индустрии. В то же время в целях повышения продовольственной безопасности в республике увеличилось душевое производство зерна и мяса промышленной переработки. В социальной сфере номинальная средняя зарплата в 2010 году не превысила 280 долл.

Грузия сократила душевое производство всех основных продуктов, в том числе (в %): электроэнергии – на 42, угля – 31, цемента – 3, зерна – 14 и мяса промышленной переработки – на 93. Уровень средней номинальной зарплаты по республике составил около 250 долл.

С неудовлетворительными социально-экономическими итогами отметит 20-летие самостоятельного существования Республика Молдова. Вооруженный приднепровский конфликт 1992 года привел к фактическому отделению от нее Приднестровья, где сосредоточена большая часть экономического потенциала бывшей Молдавской ССР. Власти Приднестровья смогли сохранить многие значимые промышленные предприятия, продукция которых успешно конкурирует на мировом рынке. В основной Молдавии выпуск электроэнергии сократился за 20 лет на 90%, цемента – 45%, зерна – 20%, мяса промышленной переработки – на 93%. Номинальная зарплата в месяц – около 240 долл. Аграрный сектор – ведущая отрасль в республике – функционирует при катастрофическом износе техники, отсутствии инвестиционной поддержки, росте цен на энергоресурсы, минеральные удобрения.

К 2010 году значительно хуже по сравнению с советским периодом стало жить население Киргизии и Таджикистана. Революции, при которых менялась власть, и межнациональные конфликты в бывшей Киргизской ССР привели экономику страны к кризисному состоянию. На 42% сократилось душевое производство электроэнергии, уменьшились объемы производства в горнорудной промышленности, машиностроении и пищевой промышленности. Внешний долг, несмотря на значительное списание в рамках Парижского клуба, составляет около 2,7 млрд. долл. (более 60% от ВВП страны). В Киргизии почти самая низкая номинальная средняя месячная зарплата из стран СНГ (ниже только в Таджикистане) – 151 долл. в 2010 году; ВВП на душу населения – всего 840 долл.

В еще худшем социально-экономическом положении находится население Таджикистана. С 1992 по 1996 год шла гражданская война, которая привела почти к полному развалу экономики страны и унесла жизни почти 100 тыс. человек (что намного больше людских потерь республики в Великой Отечественной войне). Инвалидами стали мужчины преимущественно трудоспособного возраста. Война обошлась экономике Таджикистана более чем в 7 млрд. долл., которые нужно было изыскать для восстановления хозяйства страны. Спад производства был вызван также разрывом сложившихся хозяйственных связей и неэффективной экономической политикой рыночных преобразований. Стали убыточными и вскоре прекратили работать сотни больших и малых предприятий машиностроения, легкой и пищевой промышленности. В Таджикистане отмечается самый низкий среди постсоветских стран уровень номинальной зарплаты в месяц – 70 долл., а также наименьшее душевое производство ВВП – 745 долл.

Страны Балтии

Страны Балтии в постсоветский период оказались в лучшем социально-экономическом положении, чем государства – участники СНГ. В некотором роде им помогала и Россия.

Еще в 2001 году The New York Times писала: «Три прибалтийских государства получили значительные прибыли за прошедшее десятилетие за счет оплаты Россией пошлин за транзит нефти и иных грузов через Таллинский порт в Эстонии, Рижский и Вентспилсский порты в Латвии и другие порты. Согласно оценке российских экспертов, как минимум 25% экономик Латвии и Эстонии связаны с торговлей. Эти прибыли были получены за счет России».

По официальным данным, в 1998–2000 годах на экспорт услуг транзитного транспорта приходилось 18–20% ВВП Латвии. После обретения независимости в Латвии прошли кардинальные экономические реформы, был введен латвийский рубль, позднее замененный на латвийский лат, проведены приватизация и реституция. В 2000-е годы экономика Латвии стабильно поднималась на 5–7% в год (в 2006-м – 12,6%, 2007-м – 10,3%) до начала экономического кризиса 2009 года. В связи с кризисом в Латвии среднемесячная зарплата к 2009 году сократилась до 650 евро (или 929 долл.). К концу 2009 года безработными являются около 20% населения. Это один из самых высоких показателей в ЕС. В Латвии в 2010 году по сравнению с 1991 годом на 11% увеличилось производство электроэнергии на одного человека, на 53% выросло душевое производство зерна и 21% производства мяса промышленной переработки. К 2010 году ВВП на душу населения в Латвии составил около 10 тыс. долл.

В Литве ВВП страны в первые годы независимости был из-за финансовой нестабильности самый низкий в Балтии. Далее экономика показала стабильный рост ВВП с 2001 года; годовая инфляция упала с 8,7% в 1997 году до не более чем 2,5–2,7% в 2009-м. С 2001 по 2008 год среднемесячная зарплата в Литве повысилась с 270 до 620 евро. Из-за финансового кризиса к 2009 году она снизилась до 590 евро. В республике за 20 лет независимости на 46% сократилось душевое производство электроэнергии, в том числе за счет остановки Игналинской АЭС (по требованию ЕС). В соответствии с антикризисной программой Евросоюза Литва получила около 31% финансовой помощи от всех доходов своего бюджета в 2009 году. В 2010 году эта помощь увеличилась еще на несколько процентов, что позволило получить ВВП на душу населения 11 440 долл.

Эстония является наиболее экономически развитой среди постсоветских стран. Переход к рыночной экономике здесь осуществлялся с помощью быстрой либерализации, приватизации, структурной и институциональной реформ. Экономический спад 1991–1994 годов сменился уже к 1995 году ростом экономики, а с 2000 по 2006 год среднегодовые темпы роста составили, по разным данным, от 8,5 до 9,1%. К 2007 году Эстония занимала первое место по ВВП на душу населения среди бывших союзных республик СССР и третье место в Восточной Европе после Словении и Чехии. Мировой кризис привел в экономике Эстонии к негативным тенденциям. По итогам 2009 года ВВП Эстонии сократился на 14,1%. По данным Eurostat, уже в сентябре 2010 года по сравнению с сентябрем 2009 года промышленное производство Эстонии увеличилось на 31,1%. Рост ВВП в 2010 году составил 3,1%.

Эстонский Союз работодателей в сентябре 2010 года опубликовал манифест, в котором утверждалось, что уровень занятости в республике повысился до предкризисного 2008 года, страна имеет низкий уровень налогообложения, высокую эффективность производства и характеризуется ростом производительности труда. В Эстонии работает около 30 предприятий топливно-энергетического комплекса на основе добычи и использования горючих сланцев, в химической индустрии – около 60 предприятий, машиностроении – 20, промышленности строительных материалов – 23, легкой и пищевой промышленности – свыше 150. К 2010 году по сравнению с 1991 годом в Эстонии на 21% повысилось производство зерна и на 16% – производство мяса промышленной переработки.

Общие итоги

Последствия распада СССР можно разделить на, во-первых, политические, во-вторых, экономические и, в-третьих, социальные, относящиеся к русскоязычному населению.

Политические последствия для всех бывших союзных республик только положительные. Приобретение государственности и международного признания значительно повысило статус национальных элит. Президенты, премьер-министры, министры, послы и другие престижные должности новых независимых государств оказались в руках титульных наций и людей, близких к бывшему руководству республик. Во многом из их же состава формируется новая бизнес-элита, включая банкиров и руководителей (хозяев) крупных предприятий. После распада СССР перед независимыми государствами возникли проблемы новых взаимоотношений, коренного переустройства экономики и укрепления национальной государственности. На первом этапе формирования новых государств не все из них успешно справились с возникшими политическими проблемами. В ряде новых стран СНГ возникли как внутренние, так и межгосударственные конфликты (Грузия, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Молдова, Узбекистан, Киргизия), что свидетельствует о недостаточной политической зрелости новых элит, отсутствии практики выработки взвешенных договоренностей и компромиссов.

Что касается экономических последствий, то здесь ситуация для новых независимых государств довольно неоднозначная. Анализ практики экономического функционирования стран СНГ и Балтии за 20-летний период показал, что только Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Россия и Туркменистан, а также страны Балтии несколько улучшили свое экономическое положение по сравнению с 1990–1991 годами. В этих государствах достигнуто производство ВВП на душу населения на уровне 6–9 тыс. долл., а в странах Балтии – 10 тыс. Увеличилась средняя номинальная зарплата в месяц – до 400–600 долл., в Балтии – до 800–1100 долл. Правда, эти цифры довольно условные и не отражают колоссального расслоения населения по доходам, особенно в России и Казахстане, где 10% богатейших людей имеют до 80% доходов страны.

В Армении, Грузии, Киргизии, Молдове, Таджикистане, Узбекистане и Украине ухудшилась экономическая ситуация по сравнению с советским периодом. В этих государствах отмечен довольно низкий показатель душевого производства ВВП на уровне 880–2500 долл., а средняя номинальная зарплата в месяц еле дотягивает до 300 долл. В определенной мере на формировании этих цифр отражается и воздействие мирового экономического и финансового кризиса, который в большей мере затронул экономики данных стран.

Важным общим негативным последствием распада Союза ССР является ухудшение положения русскоязычного населения в бывших союзных республиках. В 1991 году в них проживало всего около 24 млн. русских.

К сожалению, когда подписывалось соглашение о создании СНГ, никто из руководства новой России не подумал о судьбе соотечественников в созданных государствах. С приходом к безраздельной власти местных вождей положение русских стало ухудшаться, поэтому многие из них пытались вернуться на родину, которая их особенно не ждала. По ориентировочным расчетам, к 2010 году в странах СНГ и Балтии осталось проживать около 10 млн. русскоязычного населения. Часть из них из-за возраста уже не пытается перебраться в Россию, другие как-то приспособились к новым условиям, третьи надеются на либерализацию законодательства в России для беженцев из постсоветских стран, а четвертые поглядывают на Запад как на будущее возможное место для проживания. Политика России по отношению к соотечественникам в бывших союзных республиках должна быть направлена на их поддержку в социальной и экономической сферах, создание благоприятных условий для их переезда на родину и адаптации к российской действительности.

Сейчас в ряде публикаций как один из сценариев развития Российской Федерации рассматривается вариант ее распада на самостоятельные, независимые государства. Подобному ходу событий может способствовать дальнейшее расслоение населения России по доходам, ухудшение социально-экономического положения населения большей части территории страны, несправедливое распределение природных богатств и ценных основных фондов, бездумная национальная политика. В России пока нет объединяющей силы, которая консолидировала бы общество. Множество религий на территории Российской Федерации не имеют объединяющего характера. Поэтому весомыми факторами консолидации должны выступать политика повышения социально-экономического благополучия народов России, равенство всех перед законом, выравнивание экономического положения субъектов РФ, создание нормальных условий для организации и ведения предпринимательства, реальная борьба с коррупцией, разумное налогообложение, эффективная социальная политика в отношении пенсионеров и малоимущих, поддержка науки, образования и культуры.

Таблица 1 Торговля России со странами СНГ и Балтии (объем товарооборота в год, млн. долл.)

           
 

1991 г.

2010 г.

Изменение товарооборота (2010 к 1991) в %

 

Товарооборот

В том числе экспорт РФ

Товарооборот

В том числе экспорт РФ

Азербайджан

6904

3400

1948

1562

–3,5 раза

Армения

4270

2890

859

701

–4,9 раза

Белоруссия

18 750

11 900

27 874

18 058

+1,5 раза

Грузия

5450

3495

249

211

–21,8 раза

Казахстан

18 085

11 820

15 274

10 796

–1,2 раза

Киргизия

3028

1700

1379

992

–2,2 раза

Молдавия

5736

2975

1532

1111

–3,7 раза

Таджикистан

2847

1785

886

673

–3,2 раза

Туркменистан

3600

1530

906

759

–3,7 раза

Узбекистан

14 723

7820

3446

1890

–4,3 раза

Украина

54 705

35 700

37 187

23 143

–1,5 раза

В целом по СНГ

138 096

85 005

91 291

59 685

–1,5 раза

Страны Балтии

Литва

1690*

1010

4521,8

3559,1

+2,6 раза

Латвия

1786*

1100

6565,1

5892,9

+3,7 раза

Эстония

1030*

695

2274,2

1715,6

+2,2 раза

* Расчет автора. Источник: Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сборник, 2010 г.

 

Таблица 2 Изменение основных социально-экономических показателей республик в постсоветский период

Численность населения 2010 г. к 1990 г, %

 

Душевое производство 2009 г. к 1991 г. в % долл. (2010 г.)

Номинальная зарплата в месяц в среднем, долл. в 2010 г. 

  ВВП на душу населения 2010 г. 

ВВП на душу населения, по ППС,

Электроэнергия

Нефть

Газ естественный

Уголь

Цемент

Прокат черных металлов

Зерно

Мясо (промышленная переработка)

                         

Страны СНГ

                         
                         

Азербайджан

126,2

63,9

296,3

0,98

108

-

105

283

407

11000

5790

Армения

100,0

47,4

33

143

142

211

5800

2885

Белоруссия

92, 5

84, 8

102, 8

122, 7

196

231

144

96

415

13 400

5639

Грузия

80, 7

58, 1

69, 0

97

86

7

340

4800

1240

Казахстан

95, 8

90, 9

312, 1

146, 6

75, 7

80

102

179

16

452

12 500

9125

Киргизия

123, 6

58, 3

106, 0

124, 1

43

122

1, 5

151

2200

840

Молдавия

82, 6

7, 3

 

55

86

6, 2

240

2500

1661

Россия

95, 8

95, 7

92, 8

98, 8

76, 3

65

81

114

60

622

15 900

10 557

Таджикистан

142, 8

60, 5

161

14

294

47

70

2000

745

Туркменистан

198, 9

46, 3

101

46, 3

44

335

71

221

7400

3103

Узбекистан

138, 0

64, 1

134, 2

0, 84

0, 52

85

14

292

24

184

3100

1335

Украина

88, 3

66, 1

82, 6

150, 6

46, 0

49

43

134

26

30, 0

6700

2603

Страны Балтии

Латвия

85, 2

111, 0

76

153

121

929

14 500

10 600

Литва

88, 7

53, 3

84

130

130

730

15 900

11 440

Эстония

82, 2

88, 2

81

121

116

1140

19 000

12 000

 

Вячеслав Алексеевич Вашанов - руководитель Центра исследований экономических проблем СНГ Совета по производительным силам Минэкономразвития России и РАН, доктор экономических наук, профессор.


Источник: «Независимая газета» (Россия)

  • Дата публикации: 11.11.2011
  • 272

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться