Электроосвещение в Минске начиналось на водокачке Либаво-Роменской железной дороги

Электроосвещение в Минске начиналось на водокачке Либаво-Роменской железной дороги
Приход электричества в Минск 118 лет назад в огромной степени отразился на жизни горожан. Первоначально было установлено 390 лампочек накаливания с силой света в 16 свечей и рабочим напряжением 100 вольт. Из них 140 – для освещения центральных улиц: Петропавловской – ныне ул. Энгельса, Преображенской – ныне Интернациональная, Губернаторской – ныне ул. Ленина, Захарьевской – ныне проспект Независимости, 80 – в зимнем театре, 60 – в летнем и 110 – у частных потребителей, в том числе дома губернатора города и архиерея, а также ряда частных домов высокопоставленных чиновников.

А первые опыты электроосвещения в Минске проводились на водокачке Либаво-Роменской железной дороги (Нижняя Ляховка) 21 декабря 1886 г. Посмотреть на эксперимент пришло много горожан: электромашина приводилась в движение паровым двигателем водокачки – это вызвало волну восторга и восхищения!

Для передачи тока потребителю по городу были установлены деревянные 6-аршинные столбы (1 аршин = 0,711 метра) с перекладинами и фарфоровыми изоляторами с расстоянием в 20 саженей друг от друга (1 сажень = 2,1336 метра), с натянутыми на них проводами. Общая протяженность электрических линий первой очереди освещения составляла около 15 км, а число опор - 317. Так появилась в городе первая воздушная линия электропередачи. Для поддержания надлежащего внешнего вида деревянные и металлические опоры периодически окрашивались и ремонтировались. Уже через три года в городе было 1100 лампочек накаливания: 240 на улицах, 420 в театрах и 430 в частном потреблении.

Какие именно лампы использовались первоначально для освещения минских улиц неизвестно (по проекту должны были быть от фирмы Габриэль и Анжено). Но установлено, что к концу XIX в это были лампы накаливания Нернста, сконструированные немецким физиком и химиком в 1897 г. и названные в его честь. Они считались высокоэкономичными, при этом их средняя продолжительность непрерывного горения не превышала 400 часов. Для стран Европы изготавливались заводом "Allgemeine Electricitats-Gesellschaff" (AEG) в Берлине.

В 1904 г. электростанцию и электрические сети реконструировали и перевели на напряжение 440 вольт по трехпроводной системе – 2х220 В. Новые динамо-машины установили в построенном в 1904 г. рядом с "Эльводом" здании.

После 1905 г. в городе появились и первые электролампы вольтовой дуги, которые периодически зажигались в театре, цирке, на гуляньях. К началу 1913 г. город освещался 121 электрическими (дуговыми) лампами. Помимо них широко применялось освещение и керосинокалильными фонарями, (которых насчитывалось 131 шт.). Окраины освещались обычными керосиновыми фонарями в количестве 417 шт.

Электричество проникало во все сферы городской жизни и становилось мерилом престижа, культуры, продвинутости горожан. Вначале "электрическую силу" использовали для освещения, затем ей нашли применение и в других сферах, прежде всего, в области связи и городского транспорта. К тому времени кроме организации освещения на ряде городских улиц, была электрифицирована и подача воды. Появлялись электротеатры, электротипографии, электролечебницы.

В 1896 г. в Минске демонстрировал свои опыты Яков Оттонович Наркевич-Иодко, известный как “электрический человек” (изобрел в 1891 году электрографию, позволяющую воспроизвести на фотопленке исходящее от живых организмов излучение). В его оборудованном "имении над Неманом", можно было принять электрованны, воспользоваться электромассажем.

С февраля 1907 года с электростанции начался отпуск электроэнергии для технических целей. Электродвигатели стали активно внедряться на фабриках, заводах, в мастерских. Стали появляться электротехнические конторы и бюро, осуществляющие проектирование, установку и обслуживание электрооборудования.

Число потребителей электроэнергии непрерывно росло. Неуклонно росло и число частных потребителей электроэнергии - "абонентов": Если в 1899 г. их было 50, то к концу 1913 г. – 1592.  Потребители жаловались, что городская электростанция не дает электричество для двигателей в любое время суток. Так, в 1912 г . число неудовлетворенных заявок на установку электроточек достигло 150.

Крупное переустройство электростанции произошло в 1911-1912 гг.: были установлены новая динамо-машина и дизель "новейшей системы, двухтактный двухцилиндровый лежачего типа" мощностью 500 лошадиных сил, часть воздушных проводов заменена подземными кабелями.

Первые электрические линии подземного исполнения (кабели) напряжением 440 В (2х220 В) постоянного тока протяженностью 7,2 км в Минске были проложены в 1911 г. Длина воздушных линий при этом составляла 81,5 км. К 1913 г. максимальная мощность электростанции достигла 1100 киловатт. Минская электростанция стала крупнейшей в Северо-Западном крае из числа муниципальных.

В 1912 г. значительно увеличился отпуск электроэнергии "для уличного освещения в виду постановления думы, чтобы город освещался до 4 часов утра". Какие же именно улицы освещались электричеством в городе?  Это: Михайловская, Нижне-Ляховская, Подгорная (К.Маркса) , Захарьевская (пр.Независимости) от моста через Свислочь до путепровода Либаво-Роменской железной дороги, Юрьевская, Крещенская, Преображенская ул. Интернациональная, Койдановская, Екатерининская, Немигская, Садовая, Полицейская (ул. Янки Купалы), Братский пер., Архиерейский пер., Скобелевская (ул. Красноармейская) до Подгорного пер., Петропавловская до Магазинной (ул. Кироваа), Губернаторская (ул, Ленина) до Магазинной, Соборная площадь, Козмо-Демьяновская, Школьная, Нижний Базар, Богадельная (ул. Комсомольская), Ново-Романовская до Немигской, Захарьевский пер., Серпуховская, Коломенская до Михайловской, Васильевская, Александровский сквер (сквер у Национального академического театра имени Янки Купалы), Губернаторский сад (парк имени Горького).

Таким образом, электричеством освещалось "27 улиц и все скверы, а также городской сад", причем "до 12 часов ночи 121 дуговой лампой, а после 12 часов 58 лампами".  Выработанная в 1913 г. электроэнергия распределялась по потребителям в такой пропорции: 68,5% - абонентам, 10,2% - на освещение улиц, 2,3% - на потребности городского управления, 18,7% - составляли потери.


Источники:
- "История Минска". Из-во АН БССР. Мн., 1957 г.
- Шибеко З.В., Шибеко С.Ф. "Минск: страницы жизни дореволюционного  
    города". Мн. "Полымя", 1990 г.
  - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XL-a, С.-Петербург,
     Типо-Литография И.А. Ефрона, Прачешный пер. № 6, 1896

  • Дата публикации: 18.01.2013
  • 666

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться