Ёнергетический Ђпорогї и развитие сфер энергоэффективности и ¬»Ё в странах —Ќ√

Ёнергетический Ђпорогї и развитие сфер энергоэффективности и ¬»Ё в странах —Ќ√
¬ современную эпоху инноваций индустриальна€ система формата XIX – ’’ веков начинает замещатьс€ новыми принципами социально-технологической организации общества.

¬ектор трансформаций, затрагивающий все аспекты жизнеде€тельности человека, направлен на постиндустриальную систему хоз€йствовани€ и интегральный экономический строй многоукладной экономики (соедин€ющий частную инициативу и активность бизнеса, стратегически инновационную функцию государства и социальную ориентированность экономики). ¬ энергетике также запущен процесс формировани€ многоукладной структуры, котора€ подразумевает синтез централизованного и автономного энергообеспечени€, а кроме того – интеллектуального управлени€ производством, транспортировкой, хранением, распределением и потреблением всех видов энергоносителей.

–езкий рост кривой Ќ“ѕ обусловил разворачивание новой технологической революции, при этом индустриальна€ экономика подошла к пределу возможностей действующих энергетических технологий (энергетическому «порогу»), что стало причиной формировани€ услови€ дл€ очередного инновационного энергетического рывка (цепочка прежних энергоинноваций включала освоение таких энергоносителей, как: мускульна€ сила домашних животных – энерги€ ветра и падающей воды – энерги€ пара – электрическа€ энерги€ – энерги€ углеводородов – энерги€ атома) и перехода на следующую технологическую ступень, где особое место отведено возобновл€емым источникам энергии (в качестве переменной составл€ющей мирового энергообеспечени€, а на статус базовой претендует атомна€ энерги€).

¬ то же врем€ в современном обществе обозначилась тенденци€ расширени€ разрыва между объемом потребностей растущего населени€ «емли и физическими возможност€ми планеты по обеспечению этих потребностей.

¬ середине XXI века передовые страны, двигающиес€ к постиндустриальному способу производства и 6‑му технологическому укладу, прошли первую «точку невозврата» по масштабному внедрению энергоэффективных и энергосберегающих, а также ¬»Ё-технологий во всех секторах экономики. ѕри этом руковод€щей и направл€ющей силой по расширению спроса на указанные технологии было и остаетс€ государство при активной поддержке большинства слоев общества и деловых кругов. ¬ дальнейшем темпы этого процесса будут нарастать, пока снова не накоп€тс€ сдерживающие противоречи€, которые будут преодолеватьс€ уже на новом уровне развити€ экономики и общества.

¬ конце XX века страны —Ќ√ были отброшены назад в своем развитии и были вынуждены искать пути выживани€ в новых услови€х, поэтому сфера энергоэффективности не €вл€лась дл€ них приоритетной. ¬ наступившем веке внимание государств —одружества к этим секторам усилилось, поскольку они €вл€ютс€ необходимым условием дл€ обеспечени€ дальнейшего экономического роста.

¬ 2000-х годах страны —Ќ√ разработали соответствующие меры и приступили к их реализации, причем в р€де экономик активную помощь в этих вопросах оказывали и продолжают оказывать ведущие экономики мира и в первую очередь —Ўј. “ак, программа јгентства —Ўј по международному развитию (USAID), по внедрению энергоэффективных технологий в ÷ентральной јзии (CAEESP) предполагает предоставление различных видов поддержки, в том числе финансовой. ”казанна€ региональна€ программа осуществл€етс€ организацией ICF International в таких государствах, как  азахстан, “аджикистан,  иргизи€, “уркмени€ и ”збекистан. ¬ рамках CAEESP производ€тс€ следующие виды работ:

  • оценка ситуации и расстановка приоритетов;
  • повышение уровн€ осведомленности заинтересованных лиц и обучение существующим подходам в области энергоэффективности и энергосберегающих технологий;
  • разработка проектов по энергосбережению и содействие в привлечении финансировани€;
  • поддержка частных энергосервисных компаний;
  • региональный анализ и рекомендации в области энергоэффективности (http://centralasia.usaid.gov/ru/kazakhstan/1205)

Ќеобходимо подчеркнуть, что государства —одружества по мировым меркам обладают масштабным потенциалом возобновл€емых энергетических ресурсов, а в р€де экономик относительный показатель, характеризующий долю ¬»Ё в структуре энергобаланса, находитс€ на таком высоком уровне, который промышленно развитые страны, при масштабной концентрации финансовых и иных ресурсов, могут достичь лишь к середине текущего столети€.

јзербайджан

÷ел€ми страны на перспективу до 2020 года €вл€ютс€ достижение 20‑процентной доли ¬»Ё в расходной части энергобаланса и снижение на 20 процентов выбросов парниковых газов в атмосферу к уровню 1990 года (аналогично европейской программе «20‑20‑20»). Ќеобходимо подчеркнуть, что дл€ реализации намеченных показателей ≈— оказывает государству финансовую помощь.

¬ 2004 году в јзербайджане была прин€та государственна€ программа по развитию альтернативной энергетики, в 2009 году – создано соответствующее агентство при ћинистерстве промышленности и энергетики, которое в июне 2012 года было преобразовано в независимую государственную компанию «√осударственное агентство по альтернативным и возобновл€емым источникам энергии».

¬ сферу об€занностей этой организации входит решение вопросов, св€занных с разработкой проектов, закупкой оборудовани€, строительством ¬»Ё-энергетических объектов, эксплуатацией энергетического оборудовани€ и развитием инфраструктуры, необходимых дл€ расширени€ использовани€ ¬»Ё. (http://abc.az/eng/news/71383.html)

јзербайджан стремитс€ к снижению энергетических затрат. ¬ 2007‑2012 годах в электроэнергетике экономи€ условного топлива стабильно составл€ла около 1,7 миллиона тонн в год (на “Ё— в основном используетс€ природный газ в объеме около 5 миллиардов кубометров в год, потери при генерации оцениваютс€ в 1 процент суммарной выработки электроэнергии). ¬ итоге к 2012 году дл€ производства 1 к¬т-ч электроэнергии было затрачено в среднем 131,8 г т. у. т., что на 12 процентов меньше, чем в 2009 году. ѕредполагаетс€, что в дальнейшем в генерирующем секторе выработка электроэнергии расширитс€ за счет ввода в эксплуатацию объектов ¬»Ё, при этом производство электроэнергии может вырасти на 2,6 миллиарда к¬т-ч в год. “аким образом, ¬»Ё-электростанции позвол€т экономить дополнительно до 1 миллиона т. у. т. первичной энергии в год.

¬ насто€щее врем€ национальна€ энергосистема имеет значительный потенциал энергосбережени€ в секторе транспортировки. ѕо итогам 2011 года сетевые потери (ЋЁѕ) составили 4,59 процента суммарного объема транспортируемой электроэнергии (в 2010 году – 4,79 процента), в распределительных сет€х данный показатель был гораздо выше – примерно 16 процентов.

ѕравительство страны предполагает, что в дальнейшем прин€тые меры позвол€т расширить экспорт электроэнергии до 8‑10 миллиардов к¬т-ч в год. (ћатериалы конференции «Ёнергоэффективность: экономические и институциональные аспекты и перспективы», но€брь 2012 года// http://www.contact.az/docs/2012/Economics&Finance/112100018898ru.htm)

јрмени€

ѕравительство разработало национальную программу по энергосбережению и внедрению ¬»Ё и соответствующий план ее реализации.

¬ указанной программе определены приоритетные сферы, в которых эти меры будут внедр€тьс€ в первую очередь:

  • производство и распределение электрической и тепловой энергии;
  • водоснабжение;
  • освещение;
  • горнодобывающа€ промышленность;
  • химическа€ промышленность;
  • информационно-коммуникационный сектор;
  • продовольственный сектор.

ѕрограмма National Program on Energy Saving and Renewable Energy of Republic of Armenia предполагает расширение использовани€ ¬»Ё (гидроэнергии, биомассы, энергии —олнца и ветра). ќсновные характеристики этих видов возобновл€емых ресурсов (величина потенциала и его географическа€ структура) определены в главе 8 программы.

Ѕелорусси€

¬ стране разработана подробна€ стратеги€ развити€ энергетического потенциала –еспублики Ѕеларусь (утверждена постановлением —овета министров от 9 августа 2010 года), основной целью которой €вл€етс€ «инновационное и опережающее развитие отраслей “Ё а, обеспечивающее производство конкурентоспособной продукции на уровне мировых стандартов при безусловном надежном и эффективном энергообеспечении всех отраслей экономики и населени€» (http://www.minenergo.gov.by/ru/legislation/postanivlenia).

—огласно документу, к 2015 году снижение энергоемкости ¬¬ѕ к уровню 2005 года должно составить не менее 50 процентов (к 2020 году – 60 процентов), при этом достижение поставленной цели должно быть обеспечено за счет:

  • совершенствовани€ организационно-экономической политики энергосбережени€;
  • повышени€ коэффициента полезного использовани€ энергоносителей на всех стади€х производства (преобразовани€), транспортировки и потреблени€;
  • увеличени€ в топливном балансе республики доли местных “Ё–, вторичных энергоресурсов, возобновл€емых источников энергии.

¬ секторе возобновл€емой энергетики предусмотрено использование следующих видов энергоносителей:

  • биомассы (дрова, отходы древесины, быстрорастуща€ древесина, отходы растениеводства, в том числе путем производства жидкого и газообразного биотоплива);
  • энергии воды (√Ё— различной мощности);
  • энергии ветра (на территории республики вы€влено 1840 площадок дл€ размещени€ ветроустановок с теоретически возможным энергетическим потенциалом более 1600 ћ¬т);
  • энергии —олнца (с учетом климатических условий основными направлени€ми использовани€ данного ресурса станут гелиоводонагреватели и различные гелиоустановки дл€ интенсификации процессов сушки и подогрева воды в сельскохоз€йственном производстве и других бытовых целей; энергетический потенциал использовани€ солнечной энергии оцениваетс€ в 10 тыс€ч т. у. т. в год);
  • энергии коммунальных отходов (потенциальна€ энерги€ равноценна 470 тыс€чам т. у. т. в год);
  • геотермальной энергии, в том числе низкопотенциального тепла земли.

ћолдави€


¬ конце 2012 года в стране была прин€та энергетическа€ стратеги€ на 2012‑2030 годы. ƒокумент предполагает, что государство должно закрепить статус надежной транзитной страны и обеспечить возможность транспортировки электроэнергии во всех направлени€х, а также максимально использовать внутренний потенциал дл€ выработки собственной электрической энергии.

¬ газовой сфере планируетс€ укрепить существующие св€зи и обозначить новые альтернативы поставки природного газа.

ѕериод 2012‑2020 годов обозначен в документе как переходный этап, в течение которого планируетс€ постепенно внедр€ть первые (и менее затратные) меры по повышению эффективности и использованию возобновл€емых источников энергии. (»нформационное агентство «ћолдова», http://www.newsmoldova.ru/economics/20121030/192402488.html)

¬ числе главных целей энергетической стратегии:

  • обеспечение энергетической безопасности страны;
  • создание конкурентных рынков и их интеграци€ в региональный и европейский рынки;
  • обеспечение устойчивости окружающей среды и борьба с изменени€ми климата.

ѕланируетс€, что поставленные задачи будут выполнены за счет реализации мер по внедрению эффективных технологий, модернизации энергетической инфраструктуры, более активного использовани€ возобновл€емых источников энергии, а также интеграции в европейский энергорынок.

¬ частности, к 2020 году дл€ обеспечени€ взаимоподключени€ электроэнергетических и газовых систем ћолдавии и соседних стран поставлена задача построить 139 километров высоковольтных ЋЁѕ и 40 километров газопроводов, а в расходной части энергобаланса – увеличить долю ¬»Ё к 2015 году до 10, к 2020-му – до 20 и к 2030-му – до 25 процентов.

ѕредполагаетс€, что на транспорте дол€ биотоплива в общем объеме используемого моторного топлива составит к 2015 году 4 процента, к 2020 году – 10 процентов.

¬ электроэнергетике к 2020 году суммарна€ мощность генерирующих объектов может вырасти на 800 ћ¬т, к 2030 году – еще на 200 ћ¬т, при этом дол€ ¬»Ё должна составить к 2020 году 10 процентов, к 2030 году – 15 процентов (Ќезависимый информационный портал «NOI», http://www.noi.md/ru/news_id/14565.)

 азахстан

¬ стране проводитс€ взвешенна€ планова€ политика, направленна€ на сохранение темпов экономического развити€, которое, по мнению руководства государства, невозможно без внедрени€ самых современных и низкоуглеродных технологий. ¬ стратегии « азахстан-2050: Ќовый политический курс состо€вшегос€ государства» в числе дес€ти основных вызовов современному человечеству п€тым пунктом указана глобальна€ энергетическа€ безопасность. ѕри этом в документе подчеркиваетс€, что «развитые страны увеличивают инвестиции в альтернативные и «зеленые» энергетические технологии и уже к 2050 году их применение позволит генерировать до 50 процентов всей потребл€емой энергии. ќчевидно, что постепенно подходит к своему концу эпоха углеводородной экономики. Ќаступает нова€ эра, в которой человеческа€ жизнеде€тельность будет основыватьс€ не только и не столько на нефти и газе, сколько на возобновл€емых источниках энергии». (—тратеги€ « азахстан-2050: Ќовый политический курс состо€вшегос€ государства», http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-lidera-natsii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazakhstana.)

¬ стратегии также сказано, что «ее главной целью €вл€етс€ достижение устойчивого развити€ страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий дл€ перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике».

“аким образом, на современном этапе национальна€ энергетическа€ стратеги€ не рассматриваетс€ отдельно от процесса модернизации страны, а встроена в общегосударственную стратегию индустриально-инновационного развити€  азахстана и ув€зана в комплекс мер по формированию экономики сервисно-технологической направленности, дальнейшего развити€ государственных институтов и общества.

¬опросы, касающиес€ сферы ¬»Ё, энергоэффективности и энергосбережени€, наход€тс€ под контролем ћинистерства индустрии и новых технологий –еспублики  азахстан, созданного еще в 2004 году. (http://www.mint.gov.kz)

—огласно данным указанного министерства, дл€ территории  азахстана наиболее перспективными €вл€ютс€ следующие виды возобновл€емых источников энергии:

  • ветроэнергетика;
  • энерги€ воды (малые √Ё— – менее 25 ћ¬т);
  • энерги€ —олнца (фотогальванические установки и солнечные коллекторы).

ѕри этом их суммарный потенциал весьма значителен и оцениваетс€ более чем в 1 триллион к¬т-ч в год.

ƒл€ продвижени€ возобновл€емой энергетики в стране создана необходима€ нормативно-правова€ среда, котора€, на наш взгл€д, на пространстве —Ќ√ €вл€етс€ наиболее совершенной и благопри€тной.

¬о-первых, это базовые документы:

1) конституци€ –еспублики  азахстан;

2) закон –еспублики  азахстан «ќ поддержке использовани€ возобновл€емых источников энергии» от 4 июл€ 2004 года (http://www.mint.gov.kz/index.php?id=207&lang=ru);

3) закон –еспублики  азахстан «ќ внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты –еспублики  азахстан по вопросам поддержки использовани€ возобновл€емых источников энергии».

¬о-вторых, это основные программы развити€:

1) √осударственна€ программа по форсированному индустриально-инновационному развитию –еспублики  азахстан (http://ru.government.kz/resources/docs/doc12);

2) ќтраслева€ программа развити€ электроэнергетики на 2010‑2014 годы (http://www.mint.gov.kz/index.php?id=124&lang=ru).

¬-третьих, это р€д подзаконных нормативных правовых актов:

1) план размещени€ объектов по использованию возобновл€емых источников энергии;

2) правила осуществлени€ мониторинга за использованием возобновл€емых источников энергии;

3) правила покупки электрической энергии у квалифицированных энергопроизвод€щих организаций;

4) правила определени€ ближайшей точки подключени€ к электрическим или тепловым сет€м и подключени€ объектов по использованию возобновл€емых источников энергии;

5) правила, сроки согласовани€ и утверждени€ технико-экономических обоснований и проектов строительства объектов по использованию возобновл€емых источников энергии.

 роме того, в рамках проекта « азахстан – инициатива развити€ рынка ветровой энергии» в стране был разработан информационный справочник «ќ пор€дке подготовки, согласовани€, утверждени€ и реализации проектов строительства объектов по использованию возобновл€емых источников энергии в –еспублике  азахстан», предназначенный дл€ обсто€тельного информировани€ потенциальных инвесторов и специалистов данного сектора.

¬се указанные документы преследуют следующие базовые цели:

  • расширение выработки энергии на базе ¬»Ё;
  • поддержка и создание комфортных условий дл€ потенциальных инвесторов при реализации ¬»Ё-проектов;
  • повышение прозрачности ¬»Ё-рынка и снижение бюрократических барьеров дл€ его участников.

Ќациональна€ законодательна€ база предусматривает меры по развитию рынка возобновл€емых источников энергии, а именно:

  • резервирование и приоритет при предоставлении земельных участков дл€ строительства объектов возобновл€емых источников энергии;
  • об€зательства энергопередающих организаций по покупке электроэнергии, произведенной с использованием возобновл€емых источников энергии;
  • освобождение возобновл€емых источников энергии от платы за транспорт электроэнергии по сет€м;
  • поддержка при подключении объектов по использованию возобновл€емых источников энергии к сет€м энергопередающей организации;
  • предоставление физическим и юридическим лицам, осуществл€ющим проектирование, строительство и эксплуатацию объектов по использованию возобновл€емых источников энергии, инвестиционных преференций в соответствии с законодательством –еспублики  азахстан об инвестици€х.

 роме того, дл€ энергетических ¬»Ё-объектов нормативна€ база регламентирует пор€док внедрени€ фиксированных тарифов, которые подлежат утверждению правительством на определенный гарантированный период, что позволит инвесторам снизить риски по возврату вложенных средств. –уководство  азахстана понимает, что сфера ¬»Ё требует высоких капитальных затрат и без определенных гарантий привлечь инвесторов в данную область будет затруднительно.

Ќа основе обзорного материала »нтернет-источника www.eprussia.ru
  • ƒата публикации: 24.06.2013
  • 1776
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150