Использование ВИЭ в Беларуси: уравнение со многими неизвестными?

Использование ВИЭ в Беларуси: уравнение со многими неизвестными?

Авторы: Семен Кундас, ректор Международного государственного университета им. А.Д. Сахарова

Олег Кучинский, начальник информационно-издательского отдела Международного государственного университета им. А.Д. Сахарова

На современном этапе нашей стране пока не удается задействовать на полную мощность потенциал в области использования ВИЭ. Но не из-за отсутствия стремления к развитию энергетики через расширение использования возобновляемых источников, а в силу того, что у нас нет «исторического» опыта, и мы ограничены в деньгах.

Тем не менее, мировой опыт в данном направлении представляет собой неоспоримый практический интерес. Плодом изучения этого опыта является сегодня белорусская законодательная база, а также разного рода стимуляторы в использовании ВИЭ. Каковы же возможности стимулирования и перспективы дальнейшего развития этого актуального для нашей страны направления?

В последнее десятилетие во всем мире отмечается заметный прогресс в использовании возобновляемых источников энергии – энергии солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, древесного топлива, других видов биомассы. По имеющейся информации , к началу 2010 года в более чем 100 странах мира были установлены различного рода стратегические цели и/или политики для стимулирования ВИЭ (в 2005 г. – 55 государств).

Причинами такого поворота к возобновляемой энергетике являются ее значительный потенциал, возможности снижении выбросов парниковых газов как главной причины глобального изменения климата, исчерпание углеводородных видов топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, постоянный рост цен на энергоносители на мировых рынках и непрекращающиеся войны в ряде регионов, где содержатся их концентрированные запасы, возможности создания новых рабочих мест и наконец, экономическая выгодность таких проектов для инвесторов при наличии реально работающих механизмов стимулирования, закрепленных на законодательном уровне.

Республика Беларусь, не обладая значительными запасами топливно-энергетических ресурсов, вынуждена импортировать более 80% энергоносителей, 30% из которых расходуется на отопление зданий и сооружений, что поглощает до 90% валютных резервов страны. В этой ситуации развитие возобновляемой энергетики наряду с энергосбережением и повышением энергоэффективности во всех отраслях народного хозяйства может стать решающим фактором в обеспечении энергетической и политической независимости страны.

Возобновляемая энергетика в мире

На конец 2009 г. доля возобновляемых источников энергии составляла 19% от общемирового потребления конечной энергии. Эта величина включает в себя традиционное использование биомассы, “большую” гидроэнергетику, а также иные виды ВИЭ. Из этих 19 % на использование традиционной биомассы приходится 13%, причем с течением времени изменяется незначительно или даже уменьшается в отдельных регионах, уступая место более технологичным ВИЭ.

В период 2004-­2009 гг. ежегодный рост мощности ВИЭ составил 10-60%, а для некоторых технологий, например ветровой энергетики, рост только за 2009 г. превысил аналогичный показатель за период 2004-2008 гг.

Суммарные инвестиции в ВИЭ составили в 2009 году 150 млрд долл. США (в 2008 г. – 130 млрд). Германия и Китай стали лидерами на рынке инвестиций – каждая из этих стран вложила в ВИЭ по 25-30 млрд долл. США, опередив США, занявшие 3-е место – 15 млрд долл.

Как показывает мировой опыт, без эффективной государственной поддержки, выраженной в наличии законодательно установленных механизмов стимулирования производителей энергии из ВИЭ – тарифных систем, систем квот и “зеленых сертификатов”, налоговых льгот и надбавок и т.п. – успешное развитие ВИЭ практически невозможно, так как себестоимость энергии, получаемой от возобновляемых источников, оказывается чаще всего выше энергии от традиционных источников.

Пример Германии – одного из мировых лидеров в этой области, где соответствующий закон вступил в силу 1 апреля 2000 года. [3], – свидетельствует, что реализация принципов, заложенных данном законе – гарантированного приобретения энергии энергетическими компаниями; фиксированных в течение 20 лет цен, определяемых условиями на момент ввода в эксплуатации; дифференциации тарифов для разных видов ВИЭ; дегрессия тарифов – периодического снижения цен на приобретаемую энергию для вновь вводимых мощностей с целью стимулирования более раннего введения в эксплуатацию объектов ВИЭ; наличия системы бонусов для различных видов ВИЭ – стала ключевым фактором быстрого развития этого сектора экономики в этой стране.

Современное состояние ВИЭ в Республике Беларусь

Важнейшим событием в развитии возобновляемой энергетики в 2010 году стало принятие Закона Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» от 27.12.2010 № 204-З.

Закон «О возобновляемых источниках энергии», большинство положений которого вступает в силу в 2011 году, устанавливает основные принципы и направления государственного регулирования государственной политики в сфере использования возобновляемых источников энергии; полномочия различных органов государственного управления; права и обязанности производителей энергии из возобновляемых источников энергии; принципы формирования цен на возобновляемые источники энергии и тарифов на энергию, производимую из ВИЭ.

Закон предусматривает гарантированное приобретение государственными энергоснабжающими организациями всей предложенной энергии, произведенной из ВИЭ и поставляемой ими в государственные энергетические сети. Тарифы на возобновляемую энергию, приобретаемую государственными энергоснабжающими организациями, устанавливаются на уровне тарифов на электрическую энергию для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВ·А с применением повышающих коэффициентов, дифференцированных в зависимости от вида ВИЭ, в первые десять лет со дня их ввода в эксплуатацию [1].

К другим нормативным документам, определяющим реализацию государственной политики в области ВИЭ и энергосбережения в Республике Беларусь, относятся:

  • Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» от 15.07.1998 № 190-З.
  • Директива Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» от 14.06.2007 № 3.
  • Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года (Указ Президента Республики Беларусь от 15.11.2007 № 575).
  • Республиканская программа энергосбережения на 2006-2010 гг. (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2006 г. № 137).
  • Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2010 № 1180)

В указанных документах содержатся следующие задачи в сфере повышения энергоэффективности, использования местных и возобновляемых энергоресурсов в Республике Беларусь.

1. Снизить энергоемкость ВВП к уровню 2005 года:не менее чем на 31% в 2010 году;не менее чем на 50% – в 2015 году;не менее чем на 60% – в 2020 году.

2. Обеспечить экономию энергоресурсов (в сопоставимых условиях):не менее 7,55 млн. т у.т. в 2006-2010 гг.;не менее 7,0 млн т у.т. – в 2011-2015 гг.;не менее 5,2 млн. т у.т. – в 2016-2020 гг.

3. Обеспечить использование собственных энергоресурсов в балансе для производства тепловой и электрической энергии: не менее 20,5% в 2010 году;не менее 25,0% – в 2012 году; не менее 28,0% – в 2015 году; не менее 32,0% – в 2020 году.

Для реализации указанных выше программ инвестиции в использование собственных энергоресурсов, в том числе ВИЭ только за 2009 год в Республике Беларусь составили 122,5 млрд долл. США.

По результатам 2009 года, доли ВИЭ в валовом потреблении ТЭР и котельно-печного топлива в Беларуси в 2009 году составили 7,2 и 5,1% соответственно (3,3 и 4,5% в 2000 г.). Как видно из рис. 3, на котором представлен баланс ВИЭ по состоянию на конец 2009 года, основная часть приходится на топливную древесину (70,3%), древесные отходы (15,2%) и топливную щепу (9,0%); доля иных видов ВИЭ, в том числе энергии ветра и воды незначительна. Анализ данных показателей свидетельствует о том, что потенциал имеющихся в стране возобновляемых ресурсов используется далеко не в полной мере.

 Потенциал различных видов возобновляемых источников энергии и перспективы их использования в Республике Беларусь

Современные данные о потенциале ВИЭ в нашей стране содержатся в Стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь на 2011-2015[4].

Древесная биомасса. Общая площадь лесного фонда Беларуси составляет 9248 тыс. га (38% территории), запас древесины – 1340 млн куб. м., ежегодный средний прирост – 25 млн куб. м.

На сегодняшний день в стране функционирует 7 мини-ТЭЦ и около 3000 котлов на древесном топливе.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2010 № 1076 «Об утверждении Государственной программы строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010-2015 годах» предусматривает строительство 161 объекта, в том числе 26 мини-ТЭЦ, работающих на древесном биотопливе.

Биогаз. В Беларуси действует свыше 51 комплексов крупнорогатого скота (КРС), свыше 69 свиноводческих и 65 птицеводческих комплексов.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2010 № 885 «Об утверждении Программы строительства энергоисточников, работающих на биогазе, на 2010-2012 годы» предусматривает строительство 39 новых биогазовых энергоисточников.

Энергия ветра. В Беларуси выявлено 1840 площадок для размещения ветроустановок, Суммарный потенциал составляет 1600 МВт с годовой выработкой электроэнергии 6,5 млрд кВт·ч.

Список планируемых проектов включает: в Витебской области – ветропарки в Городокском районе (до 50 МВт), в Лиозненском районе до 60 МВт; в Гродненской области – ветропарки в Новогрудском районе (до 25 МВт), в Ошмянском районе (25 МВт), в Сморгонском районе (до 15 МВт); в Минской области – ветропарки в Воложинском районе (до 60 МВт); в Логойском районе (до 100 МВт) и в Дзержинском районе до 160 МВт.

Энергия воды. Установленная мощность действующих в стране 30 ГЭС составляет около 13 МВт, ежегодно вырабатывается 28 млн кВт·ч электроэнергии. Потенциальная мощность водотоков Беларуси составляет 850 МВт, технически доступная – 520 МВт, экономически целесообразная – 250 МВт. К наиболее значимым из планируемых в этой сфере проектам относятся строительство каскада из 3 ГЭС на р. Западная Двина (Бешенковичская ГЭС – 30,5 МВт, Верхнедвинская ГЭС – 29 МВт, Витебская ГЭС – 40 МВт установленной мощности) и каскада из 6 ГЭС на р.Днепр (Виляховская ГЭС – 2,8 МВт, Жлобинская ГЭС – 9 МВт, Могилевская ГЭС – 15 МВт, Оршанская ГЭС – 5,65 МВт, Речицкая ГЭС – 4,6 МВт, Шкловская ГЭС – 4,9 МВт).

Коммунальные отходы. Потенциальная энергия, заключенная в коммунальных отходах, образующихся на территории Беларуси, равноценна 470 тыс. т.у.т. При их биопереработке в целях получения биогаза эффективность составит не более 25%, что эквивалентно 120 тыс. т.у.т.

Солнечная энергия. Основными направлениями использования энергии солнца в республике являются гелиоводонагреватели и различные гелиоустановки для интенсификации процессов сушки и подогрева воды в сельскохозяйственном производстве и других бытовых целей.

Геотермальная энергия. В республике имеются две территории в Гомельской и Брестской областях с запасами геотермальных вод плотностью более 2 т.у.т./кв.м и температурой 50оС на глубине 1,6 км и 90–100оС на глубине 4 км. Перспективным является также использование низкопотенциальной энергии земли с помощью тепловых насосов.

Отходы растениеводства. Общий потенциал отходов растениеводства оценивается до 1,46 млн. т у.т. в год. В соответствии с балансом использования соломы в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь за 2009 год из 8 000 тыс. тонн, полученных из зерновых и зернобобовых культур, свободные ресурсы соломы составили 957,1 тыс. тонн, что эквивалентно 230 тыс. т.у.т. Наиболее эффективным является брикетирование или пилетирование соломы перед сжиганием.

Как видим, в Республике Беларусь созданы достаточно благоприятные условия для использования потенциала ВИЭ. В стране имеется развитая централизованная электросеть и большое количество свободных площадей, не занятых субъектами хозяйственной деятельности. Существующая законодательная база также позволяет достаточно эффективно стимулировать инвесторов вкладывать средства в проекты, связанные с ВИЭ.

Вместе с тем, на пути массового внедрения ВИЭ стоит ряд проблем, которые необходимо решать в ближайшее время. Возможности массового приобретения оборудования для возобновляемой энергетики весьма ограничены вследствие ее высокой стоимости (например, стоимость возведения фирмой Enertrag (Германия) ветропарка в Дзержинском районе (160 МВт) составит 350 млн евро), а в ряде случаев – отсутствия достаточного выбора оборудования, соответствующего климатическим условиям Беларуси. Другой проблемой является слабая инфраструктура по проектированию, внедрению и эксплуатации подобной техники и, соответственно, практического опыта и квалифицированных кадров. Решению последней проблемы будет содействовать подготовка специалистов в области возобновляемых источников энергии и энергосбережения, которая проводится в рамках специальности «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент» (БНТУ и МГЭУ им. А.Д.Сахарова) и специализация «Менеджмент возобновляемых энергетических ресурсов» (МГЭУ им. А.Д.Сахарова). В МГЭУ имеется для этого необходимая лабораторная база, создана единственная на сегодняшний день демонстрационная площадка ВИЭ.

Литература

1. О возобновляемых источниках энергии: Закон Республики Беларусь от 27 дек. 2010 г. №204-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – №2. – 2/1756

2. Renewables 2010 Global Status Report [Electronic Resource] // REN21. – Mode of access: http://ren21.net/REN21/Portals/97/documents/REN21_GSR_full_revised%20Sept2010.pdf. –Date of access: 01.02.2011.

3. Кундас, С. П. Возобновляемые источники энергии: монография / С.П. Кундас, С. С. Позняк, Л.В. Шенец. – Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2010. – 315 с.

4. Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1180 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – №198. – 5/32338.


  • Дата публикации: 01.03.2011
  • 1764

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться