Готовое решение: солнечные электростанции на базе инверторов серии ECO
20.07.2021
Когда‑то единственным источником энергии для человека были обычные дрова. И теперь, после технических революций и многовекового научного прогресса, люди вновь приходят к выводу, что неплохо было бы вернуться к опыту предков. С каждым годом в мире все активнее используется биотопливо.
У биотоплива как у альтернативного, неископаемого источника энергии есть немало достоинств. В отличие от нефти и газа, этот вид топлива – возобновляемый. Кроме того, он гораздо меньше загрязняет окружающую среду. Основные виды биотоплива относятся к разряду СО2‑безопасных, то есть их использование не угрожает парниковым эффектом и соответствует пунктам Киотского протокола. Поэтому ничего удивительного в том, что именно «зеленой» энергии, получаемой на основе сжигания биотоплива, уделяется все больше внимания в щепетильной к загрязнениям атмосферы Европе. Более того, в больших количествах этот вид энергоносителя производится в США, которые, кстати, Киотский протокол не поддержали.
Два кило за литр
У биотоплива много разновидностей, но наиболее популярны в мире так называемые гранулы, или пеллеты. Они обычно представляют собой прессованные цилиндры диаметром 4‑10 миллиметров и длиной 2‑5 сантиметров. Выпускают гранулы и больших размеров – брикеты. Изготавливают чаще всего их из отходов лесопереработки: древесных опилок, стружки, коры и т. д. Считается, что в двух килограммах таких гранул содержится столько же энергии, сколько в литре жидкого топлива.
Цена на гранулы, предназначенные для отопления жилых помещений, колеблется от 140 до 160 евро за тонну. Промышленные пеллеты, с большим содержанием коры, почти в два раза дешевле. Цены на гранулы, как и на другие товары, подвержены колебаниям. В 2006 году цены на экспортные топливные гранулы поднялись на 30‑40 процентов, а в начале 2007 года упали на 40 процентов. Сейчас происходит постепенный рост, несмотря на падение цен на нефть в три раза. Но на энергетическом рынке эти товары не заменяют друг друга, поскольку с помощью гранул генерируется «зеленая» электроэнергия, на которую существуют свои цены.
Европа на опилочной игле
Сегодня в мире производится порядка 8‑10 миллионов тонн топливных гранул. Традиционно в последние годы лидерами на европейском рынке пеллет были датчане, но сейчас пальма первенства перешла к Швеции, которая, кстати, строит два завода по производству гранул и в России. Пеллеты производят Австрия, Бельгия, Франция, Нидерланды.
Модное поветрие подхватили и другие развитые страны мира. Первый крупный завод мощностью около 250 тысяч тонн гранул в год недавно появился в Австралии. В прошлом году на европейский рынок начали поступать гранулы из ЮАР. Но мировым лидером производства пеллет считается завод во Флориде производительностью 550 тысяч тонн в год. Вообще, США и Канада вместе взятые производят основные мировые объемы топливных гранул, в то время как Европа пока потребляет этой продукции больше, чем производит: в ЕС ежегодно используется 6 миллионов тонн, а производится 4‑5 миллионов тонн пеллет. Недостаток топлива покрывается за счет производителей Северной Америки.
В Европе применение гранул активно стимулируется государством. В Швеции, например, пеллеты сейчас используются на теплоэлектростанциях, в котельных и в частных домах. Здесь до 2008 года было принято несколько законодательных актов, способствующих развитию этого энергетического направления: увеличение налога на выброс углекислого газа, введение «зеленых сертификатов» и разнообразных программ. При переводе котельных с угля или нефтепродуктов на топливные гранулы государство субсидирует от 30 до 70 процентов стоимости такого перехода.
Весьма показателен и пример Германии, планирующей к 2015 году ввести 1 миллион котельных, которые будут работать на топливных гранулах. Правительство Германии анонсировало грант в размере 1500‑2000 евро, который выдается каждому домовладельцу, устанавливающему котел на топливных гранулах.
Заменит нефтегазовый экспорт?
В 2008 году объем производства топливных гранул в России оценивался на уровне 500‑600 тысяч тонн, то есть примерно в 20 раз меньше, чем во всем мире. И это – при огромных ресурсах. Но биоэнергетика для нас – совсем новое направление. Первые заводы по производству гранул появились в России всего 5 лет назад и работали, главным образом, на экспорт. Еще 3‑4 года назад доля внутреннего рынка производимых в России гранул составляла около 5 процентов от общего объема, сегодня – не менее 30 процентов. Рост внутреннего сбыта дает меньшую зависимость от ценовых колебаний на мировом рынке. На российском рынке появляются новые инвесторы, начали проявлять интерес к этому направлению крупные дерево-обрабатывающие предприятия.
Примечательно, что производство пеллет, идущих на экспорт в Европу, рентабельно даже в удаленной от потребителя Сибири. В условиях кризиса и сокращения издержек подобные проекты необходимы для выживания предприятий.
Развитие производства топливных гранул в России могло бы протекать и более бурными темпами, но существует ряд затруднений. Во-первых, у нас до сих пор существует лишь один стандарт для твердого биотоплива, и называется он – «дрова». Никаких других нормативных документов – для гранул или брикетов – в России пока не разработано.
Вторая проблема – сырьевая. Несмотря на огромные запасы ресурсов, пригодных для биотоплива, – продуктов лесопереработки и прочих, они по большей части идут на удобрение почвы путем естественного разложения. Их заготовка и использование далеко не всегда могут приносить прибыль в наших условиях. Даже трудно представить, сколько ценного сырья пропадает на свалках и лесных делянках, – комментирует исполнительный директор Национального Биоэнергетического союза кандидат экономических наук Ольга Ракитова:
– Мы можем заменить наш нефтяной и газовый экспорт экспортом биотоплива, потому что Россия является лидером по запасам как древесной биомассы, так и агропромышленной биомассы, которая, к сожалению, не используется. В сельском хозяйстве эти ресурсы просто запахиваются, закапываются в землю, в лесном хозяйстве не вывозятся из леса. Лишь 25 процентов всего, что может использоваться в лесном комплексе, на сегодняшний момент используется. От 20 до 60 процентов каждого дерева идет на отходы. Например, в фанерной промышленности продукцию получают лишь из 40 процентов используемой древесины. Я не говорю о порубочных остатках: они просто не вывозятся из леса, потому что это нерентабельно. И государство пока не поддерживает вывоз этой продукции, хотя это миллионы и миллиарды рублей, и в частности этот продукт мог бы стать экспортным – в виде топливных гранул и брикетов.
Спящий потенциал
Действительно, интерес к «зеленой» энергии растет, а в Европе, с другой стороны, нет необходимых запасов биомассы. А в России – есть. Немаловажно, что, в отличие от углеводородов, лес и агропромышленная биомасса – это быстровозобновляемые источники энергии. Если для восстановления леса требуется несколько десятков лет, то для сельскохозяйственного биотоплива – всего несколько лет, иногда всего год.
Сегодня для того, чтобы избежать штрафов за загрязнение окружающей среды, европейские теплоэлетростанции вынуждены искать биотопливо – источник «зеленой» энергии, и нынешних 10 миллионов тонн в год им явно не хватает. Древесина по Киотскому протоколу считается СО2‑нейтральным видом топлива, и выбросы от него приравниваются к нулю. Поэтому спрос на него будет расти, пока идет борьба за сохранение климата.
Однако важна и экономическая составляющая использования гранул, поскольку во многих регионах биотопливо использовать выгоднее, чем другие источники энергии, – считает Ольга Ракитова:
– Использование биотоплива внутри России зачастую намного дешевле, чем использование даже газа. Субсидирование завоза мазута или угля в лесные регионы – это абсурд, который не может понять ни один иностранец, но в России это так. И это выгодно региональным властям, потому что им выделяют деньги на закупку угля или мазута, хотя они сами сидят рядом с ресурсом, который намного дешевле, но так сложилась конъюнктура, что этот ресурс не используется.
По оценкам экспертов, уже через 10‑15 лет в мире будет требоваться порядка 200 миллионов тонн топливных гранул ежегодно. Сегодня производится лишь 10 миллионов. Потенциал для развития огромен. Американцы и канадцы давно почувствовали это, а поскольку лесов у них тоже немало и они далеко ушли вперед в технологическом отношении, то нам еще их предстоит упорно догонять. Но если производство биотоплива будет развиваться в России, то спрос на эту продукцию всегда найдется.
Остается подвести законодательную и экономическую базу, без которой наша страна вряд ли сможет стать крупным экспортером гранул, даже несмотря на то, что российские запасы биомассы сравнимы с запасами ископаемых видов топлива, если не превышают их.
Необходимо решить проблему утилизации древесных отходов, нужно сделать так, чтобы их вывоз из леса стал выгодным – давать субсидии или установить минимальную плату за вывоз. На Западе такие прецеденты есть, можно применить этот опыт и в России.
Дмитрий ЛУКАШЕВ
Источник: «Энергетика и промышленность России»
Тема дня 02.10.2024
Новости компаний 30.09.2024
Тема дня 24.09.2024
Новости компаний 23.09.2024
Новости компаний 01.10.2018
Традиционная энергетика 01.09.2024
Технологии 02.10.2021
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также