“вердые бытовые отходы - альтернативное топливо дл€ производства цемента

“вердые бытовые отходы - альтернативное топливо дл€ производства цемента
¬ Ѕеларуси с твердыми бытовыми отходами (“Ѕќ) закапываетс€ на свалках ежегодно сотни тыс€ч тонн топлива в условном исчислении. ¬ переводе на каменный уголь это составл€ет пор€дка 800 тыс. тонн в год. «арубежный опыт  нагл€дно свидетельствует о технологических решени€х, способных извлекать из мусоропереработки  колоссальную пользу. » это особенно  видно на примере  производства строительных материалов.
— зарубежным опытом получени€ топлива из отходов  изучили сотрудники √ѕ Ђ»нститут Ќ»»—ћї Ћ.“уровский и ƒ. ¬олоткович.
—вой доклад они представили участникам ежегодной научно-технической конференции ЂЌаучно-технические проблемы перевода производства строительных материалов на альтернативные виды топливаї.
¬ качестве начального примера речь идет о выпуске цемента. ≈го производство, как известно, требует значительного количества энергии и затраты на энергоносители составл€ют в услови€х –еспублики Ѕеларусь 40-50%, причем дол€ топлива составл€ет 70% этой величины.
¬ насто€щее врем€ в республике топливом дл€ производства цемента €вл€етс€ в основном природный газ. — расширением производства цемента с 4,4 млн. тонн в 2009 году до 9-10 млн. тонн, как это предусматриваетс€ программой развити€ цементной промышленности, расход топлива существенно возрастет.
 роме технологических решений по снижению расхода топлива в производстве цемента, таких как перевод старых заводов на Ђсухойї способ и строительство новых заводов по Ђсухомуї способу, существуют альтернативные пути решени€ данной проблемы Ц это использование в качестве топлива различных топливосодержащих отходов с одновременным решением экологических проблем.
Ќапример, в ≈вропе существует целое направление мусоропереработки Ц производство альтернативного топлива (ј“) из бытовых отходов. ќно представл€ет собой измельченные легкие фракции мусора, в основном это полимеры и бумага, отдельное направление Ц это применение в качестве альтернативного топлива измельченных и неизмельченных изношенных автопокрышек. Ќа таком и других видах ј“ работает р€д цементных заводов в √ермании, јвстрии, Ѕельгии, ‘ранции и в других странах.
“ак, на цементном заводе Ђƒукерхофтї в г. Ћенгерих (√ермани€) дол€ альтернативного топлива составл€ет примерно 60% от общего расхода топлива, на цементном заводе Ђ–едерсдорфї (√ермани€) Ц до70%, на цементном заводе Ђ¬итерсдорфїт (јвстри€) Ц более 50%, а на цемзаводе Zementwerke Rrogbeumker (√ермани€) Ц 100%.
ѕриродный газ в европейской цементной промышленности используетс€ только как вспомогательное топливо Ц дл€ поддержани€ горени€ трудносгораемого топлива, топливосодержащих отходов и розжига печей.
ѕо данным јссоциации ѕроизводителей –езины —Ўј в 2006 году цементна€ промышленность использовала в качестве топлива 130 млн. изношенных покрышек из 290 млн., которые выбрасывались ежегодно. ¬ 2004 году 43 цемзавода получили административное одобрение на использование в качестве альтернативного топлива покрышек. ≈сть опыт обеспечени€ ј“ цементного завода мощностью 1,6 млн. тонн цемента в год с помощью мусороперерабатывающей установки, окупаемость которой составл€ет до 3 лет.
÷ементные заводы в ≈вропе получают горючие отходы даже с доплатой за их утилизацию, так как использование печей цементных заводов дл€ этой цели обходитс€ как местным власт€м, так и предпри€ти€м дешевле, чем вывоз мусора на свалку или утилизаци€ в специальных установках с дорогосто€щей технологией и значительными капитальными затратами на строительство.
ќборудование цементных заводов, в которых технологические процессы проход€т при температуре до 1700 градусов —, обеспечивает снижение до минимума содержание вредных веществ в отход€щих газах, а также химическое св€зывание в клинкерных минералах токсичных материалов, выдел€ющихс€ из отходов в процессе их переработки за счет более высоких температур, чем, например, в топках мусоросжигательных заводов, котельных и топках других промышленных производств.
»з чего же состоит технологи€ переработки твердых бытовых отходов (“Ѕќ) в альтернативное топливо дл€ цементных заводов?
“Ѕќ доставл€етс€ на завод ,например, в город ѕейц (√ермани€) автотранспортом. ¬начале мусор проходит стадию ручной сортировки на ленточных конвейерах, затем поступает в цех, где производитс€ автоматическа€ сортировка с целью выделени€ неорганических соединений ( стекло, камни), металла и батареек, пластика, пищевых отходов и биомассы.
ѕосле измельчени€ до кусков размером 20-50 мм полученное ј“ (бумага, картон, текстиль, древесина и др.) складируетс€ и автомобильным транспортом отправл€етс€ на цемзаводы или на “Ё÷ дл€ сжигани€. “акова технологи€, используема€ германской фирмой FFK и предложенна€ дл€ мусороперерабатывающего завода в г. √родно, и отвергнута€ местными власт€ми по непон€тным причинам.
јвтомобильные шины сжигаютс€ на цементных заводах в двух видах Ц с переработкой на куски размером до 20 мм и без переработки, т.е. шины диаметром до 1 метра и более отправл€ютс€ на сжигание в цементную печь целиком. ¬торой вариант сжигани€ отработавших шин на цемзаводах превалирует, поскольку сжигание шин без их измельчени€ проще и дешевле.
¬ Ѕеларуси с твердыми бытовыми отходами закапываетс€ до 700 тыс. тонн топлива в условном исчислении. Ёто столько, сколько затрачено, например, в 2008 году на производство в республике 4,4 млн. тонн цемента. — переработкой твердых бытовых отходов в альтернативное топливо дл€ цемзаводов, а это самый рациональный способ утилизации “Ѕќ, республика отстает от стран ≈— на 20 Ц25 лет. „тобы в корне пересмотреть технологию утилизации “Ѕќ, сложившуюс€ в Ѕеларуси,и перен€ть опыт стран ≈— в практическом применении отходоа в цементных печах, необходимо построить музороперерабатывающие заводы во всех крупных городах республики. »х технологи€ должна быть ориентирована на получение альтернативного топлива. ј цементные заводы должны быть оборудованы устройствами дл€ приемки и сжигани€ ј“ из твердых бытовых и других отходов, а также отработанных автомобильных шин. ѕри этом важно учесть соблюдение экологических норм, дл€ чего необходимы соответствующие технологии и система контрол€.


  • ƒата публикации: 03.12.2012
  • 4604
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150