«еленый Ц цвет опасности?

¬ большинстве развитых стран прин€то считать, что ветрова€ и солнечна€ энерги€ в сочетании с электромобил€ми Ц единственный вариант будущего дл€ энергетической отрасли. ќднако, по мнению независимого аналитика Ўалька  лоете (Schalk Cloete), из-за фундаментальных ограничений ¬»Ё-технологий это будущее может никогда не настать. ћирова€ энергетика остро нуждаетс€ в альтернативном сценарии развити€, без нынешнего упора на сложные и дорогосто€щие технологии.

«елЄный Ц цвет опасности

Ѕег с преп€тстви€ми

Ўальк  лоете начинает обзор с ревизии фундаментальных причин, ограничивающих распространение ветровой и солнечной энергетики, а также автомобилей на электрот€ге. ≈сли бы этих ограничений не было и существовал лишь некий рубеж, за пределами которого ЂзелЄныеї технологии безжалостно смели бы с лица земли ископаемое топливо, все были бы двум€ руками за.   сожалению, всЄ обстоит иначе.

»так, фундаментальные ограничени€, не позвол€ющие ветру и солнцу окончательно захватить рынок, свод€тс€ к следующим:

  • нестабильность этих источников энергии, привод€ща€ к резкому падению их ценности и посто€нной зависимости от субсидий;
  • †слаба€ коррел€ци€ между доступностью ветровой и солнечной энергии и плотностью населени€;
  • доступных ветровых и солнечных мощностей хватает лишь дл€ удовлетворени€ 22% мировой потребности в энергии


—тоимость и предельна€ полезность ветровой и солнечной энергии в зависимости от доли рынка

Ќагл€дна€ иллюстраци€ ограничений ветровой и солнечной энергии Ц на графике внизу, сравнивающем рост поставок Ђископаемогої и Ђвозобновл€емогої электричества в  итае по так называемым твЄрдым контрактам (primary energy). ќчевидно, что, несмотр€ на огромные усили€ властей, ветрова€ и солнечна€ энергетика, вместе вз€тые, в 2010-е годы растут вдес€теро медленнее угольной энергетики в 2000-х. Ёто различие становитс€ ещЄ очевиднее, если учесть, что в период бурного Ђроста угл€ї продуктивность китайской экономики была втрое меньше, чем в период роста ¬»Ё.

“акже стоит отметить, что проблемы интеграции ветровой и солнечной энергии в центральную сеть начались в  итае уже сегодн€, при их сравнительно небольшой доле в энергобалансе. “от же уголь стали ограничивать в развитии из-за его воздействи€ на экологию при значительно большей доле на рынке.


–ост ¬»Ё в  итае в 2010-х в сравнении с ростом угольной энергетики страны дес€тилетием ранее

‘ундаментальные факторы, ограничивающие распространение электромобилей, свод€тс€ к следующим:

  • на наиболее подход€щий дл€ внедрени€ электрот€ги сегмент рынка Ц легковые пассажирские автомобили Ц приходитс€ лишь 21% мирового потреблени€ нефти и 7% мировой эмиссии CO2;
  • низка€ экономическа€ привлекательность электрокаров дл€ дальних поездок;
  • труднодоступность и высока€ стоимость металлов, необходимых дл€ выпуска батарей

ќднако наибольша€ проблема, по мнению аналитика, заключаетс€ в том факте, что все ЂзелЄныеї технологии требуют огромных капиталовложений. —ледовательно, об€зательства по развитию ¬»Ё, прин€тые во многих странах, подразумевают внедрение множества капиталоЄмких инструментов поддержки. Ёто обсто€тельство делает возобновл€емую энергетику фундаментально неподход€щей дл€ поддержки быстрого экономического роста, представл€ющего дл€ 80% населени€ планеты существенно более значимый приоритет, чем устойчивое развитие.

„то может пойти не так?

Ќо что, если мы продолжим придерживатьс€ нынешней энергетической политики и напирать на ускоренное технологическое развитие отрасли? ¬о-первых, рост ¬»Ё, обусловленный господдержкой, привлечЄт в отрасль крупные инвестиции, которые можно было бы использовать множеством других способов, не менее полезных дл€ устойчивого развити€, но не столь зав€занных на дорогие и сложные технологии. ”читыва€, что от разработки до внедрени€ и коммерчески эффективного использовани€ новых технологических решений обычно проход€т дес€тилети€, складывать все €йца в одну корзину крайне опасно.

¬о-вторых, огромна€ инфраструктура, созданна€ дл€ поддержки ¬»Ё в рамках текущей энергетической стратегии, л€жет на отрасль неподъЄмных грузом, если ЂзелЄна€ї энергетика не заработает так, как от неЄ ожидают.   примеру, получа€ лишь 20% энергии от ветра и солнца, мы вынуждены полностью перестраивать энергосистему и инвестировать в Ђгибкиеї электростанции, в новые линии электропередачи, в системы регулировани€ спроса и энергохранилища. ≈сли мы в итоге поймЄм, что избавитьс€ в должной мере от вредных выбросов таким способом не удаЄтс€, переключитьс€ на альтернативные варианты будет крайне дорого, предупреждает эксперт.

¬-третьих, форсиру€ развЄртывание этих дорогосто€щих технологий, мы лишаем инвестиций другие инфраструктурные проекты, в которых так остро нуждаютс€ в развивающемс€ мире. Ёти средства критически важны дл€ повышени€ продолжительности и качества жизни, и преп€тствие этому развитию может привести к огромным гуманитарным издержкам. ¬ качестве примера аналитик оценивает величину положительного эффекта при стоимости тонны CO2 в $750.


—равнение гуманитарных издержек, св€занных с ограничением экономического роста из-за искусственного стимулировани€ ¬»Ё в »ндии, с пользой от снижени€ выбросов —ќ2

—уществует и ещЄ один фактор, который часто упускают из виду, Ц быстрое экономическое развитие напр€мую защищает людей от последствий изменени€ климата. —овершенствование домостроени€, канализации, медицинской защиты, санитарных условий и общей продуктивности существенно снижает воздействие климата на жителей развивающихс€ стран.  ак это ни парадоксально, объЄм CO2, выброшенный в атмосферу в результате этого масштабного строительства, в реальности снизит негативные последстви€ изменени€ климата дл€ большинства земл€н.

Ёкономическое развитие как защита от последствий изменени€ климата

Ќаконец, следует признать, что стремительный рост глобальной производительности существенно упростит задачу формировани€ углеродного бюджета к концу нынешнего века. ѕростой пример: общепризнано, что дл€ достижени€ наших климатических целей потребуетс€ масштабное развитие безуглеродных технологий. –ассмотрим наихудший сценарий, при котором нам понадобитс€ изъ€ть из атмосферы 2000 гигатонн —ќ2 с помощью биотехнологий, пр€мого захвата воздуха (direct air capture) и восстановлени€ лесов. ¬сЄ это обойдЄтс€ нам в среднем в $150 за тонну. ¬ результате получаетс€ сумма в $300 трлн Ц вдвое больше глобального ¬¬ѕ.

ќднако если мы сможем подн€ть производительность развивающегос€ мира до уровн€ развитых стран, обща€ стоимость проекта снизитс€ до половины мирового ¬¬ѕ Ц подъЄмна€ сумма, учитыва€ важность задачи.


“аким образом, любые экономически неэффективные усили€ по декарбонизации в развивающемс€ мире приведут к существенно большим затратам, чем приведЄнна€ выше цифра в $750 за тонну —ќ2. » да, любое принуждение к развитию технологий не эффективно по определению, добавл€ет Ўальк  лоете.

¬ долгосрочной перспективе, искусственное законодательное стимулирование развити€ ¬»Ё может принести больше вреда, чем пользы. Ёто заключение вдвойне актуально дл€ развивающихс€ стран, на которые в ближайшие дес€тилети€ придЄтс€ около 90% экономического роста, а значит и роста энергетических потребностей.  ритически важно, чтобы люди, которых волнует устойчивое развитие в 21 веке, прекратили спорить о том, какой технологический класс лучше. Ёто врем€ и усили€ стоило бы потратить более продуктивно, например, на создание равных условий дл€ всех ЂзелЄныхї технологий в энергетике. “ака€ нормативна€ база способствовала бы по€влению множества решений в сфере устойчивого развити€. ”читыва€ актуальность и значимость этой проблемы, мы больше не можем позволить себе упорствовать в стимулировании лишь идеологически привлекательных технологических решений.

  • ƒата публикации: 17.08.2018
  • 5099
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150