Применение УЗИП класса I+II
13.06.2022
Правительство Японии до последнего отрицало истинные масштабы катастрофы на атомной электростанции Фукусима, но правда все же постепенно выходит наружу. Что же на самом деле случилось на АЭС «Фукусима-1» и чего еще предстоит ожидать жителям Японии?
Йошио Ичида с болью вспоминает самый страшный день за все пятьдесят три года своей жизни – 11 марта, когда море поглотило его дом и лишило жизни многих близких ему людей. Простой японский рыбак, живший в префектуре Фукусима, находился в ванной, когда земля вздрогнула от страшного землетрясения, и он едва успел выплыть на своей лодке в открытое море, прежде чем через сорок минут на его дом обрушилась пятнадцатиметровая волна. Когда Йошио добрался до порта, его дома и всего знакомого ему окружения попросту не существовало. «Никто не помнит ни о чем подобном», – говорит Йошио.
Сейчас Йошио живет в центре для беженцев в разрушенном прибрежном городе Сома и пытается собрать свою жизнь заново, ни на день не забывая о ста своих друзьях, местных рыбаках, погибших в катастрофе. Каждое утро он с другими выжившими коллегами приезжает в опустошенное кооперативное здание местного рыбоводства и готовится к работе. А затем они просто смотрят на зараженное радиацией море и ждут. Это все, что им остается. «Мы знаем, что однажды нам снова будет позволено рыбачить. Мы все хотим в это верить».
Японская нация пережила одну из самых страшных природных и техногенных катастроф в истории человечества. Но именно расплавлениетопливных стержней трех реакторов атомной электростанции Фукусима, расположенной в сорока километрах от Сомы, безвозвратно изменило Японию. По всему северо-востоку страны миллионы людей день за днем сражаются с последствиями аварии, пытаясь найти если не чистую территорию, то хотя бы с безопасным уровнем радиации, которого на самом деле нет. Мнения экспертов относительно опасности для жизни и здоровья людей пугающе разнятся.
Некоторые ученые полагают, что авария на Фукусиме превзошла Чернобыльскую трагедию 1986 года, хотя они и делят максимальную седьмую позицию на скользящей шкале атомных катастроф. Одной из самых выдающихся среди этих ученых является доктор Хелен Калдикотт, австралийский физик и ярый противник атомной энергии, предостерегающий о «новых ужасах», которыми еще грозит Фукусима.
Крис Басби, профессор Университета Ольстера, известный своими радикальными взглядами на атомную энергетику, вызвал бурные дебаты во время своего визита в Японию, когда заявил, что авария повлечет за собой не меньше миллиона смертей.
«Фукусима продолжает испускать радиационное излучение по всей Японии, – заявил он. – Чернобыль нанес свой удар одним махом, вот почему Фукусима гораздо страшнее».
По другую сторону баррикад стоят положительно относящиеся к прогрессу ученые, настаивающие, что ситуация находится под контролем, а уровень радиации на большей части территории заражения безопасен. «Я полагаю, правительство Японии и Токийская энергетическая компания делают все, что в их силах», – отмечает Наото Секимура, заместитель декана аспирантуры факультета машиностроения Токийского университета. Впрочем ранее господин Секимура заверял жителей близлежащих от атомной электростанции районов, что радиационная катастрофа «маловероятна» и что им следует «сохранять спокойствие» - похоже, это заявление надо пересмотреть.
Медленно, но верно – и, как правило, запоздало, – правительство пересматривает прогнозы относительно последствий аварии на «Фукусима-1», причем, не в лучшую сторону. На прошлой неделе эксперты Агентства ядерной и промышленной безопасности сообщили, что в ходе аварии на АЭС произошел выброс 15 тысяч терабеккерелей канцерогенного цезия, что в 168 раз больше, чем после бомбежки Хиросимы в 1945 году – страшного события, ознаменовавшего собой начало ядерного века. По мнению же профессора Басби, выброс радиации из-за аварии на атомной станции хуже Хиросимы в 72 тысячи раз.
В хаосе часто противоречивой информации, многие жители Японии пытаются найти собственную путеводную звезду, тех, кому они могут верить. Йошио Ичида со своими друзьями рыбаками уже давно не верит сообщениям представителей атомной промышленности и тем, кто уверяет, что Фукусима больше не представляет опасности. Но они надеются на результаты правительственных радиационных исследований и ждут, что скоро снова смогут начать лов.
Это большая ошибка, считают скептики, не забывающие о последовательной политике вранья, замалчивания и умышленного затягивания исследований. Только на прошлой неделе официальные лица признали то, о чем давно говорили независимые эксперты: что тысячи людей, живших неподалеку от разрушенной электростанции, еще несколько десятилетий не смогут вернуться в свои дома. «Мы не можем исключать возможность того, что в отдельные районы жители не смогут вернуться еще очень долгое время, – признал генеральный секретарь кабинета министров Юкио Эдано. – Нам очень жаль».
26 августа сотням бывших жителей Футаба и Окума, двух ближайших к атомной электростанции городов, было позволено посетить свои дома – возможно, в последний раз – и забрать некоторые вещи. В масках и костюмах химзащиты они проехали через двадцатикилометровую зону отчуждения, где повсюду можно было видеть погибших и уже полуразложившихся на солнце животных, и впервые за долгое время вошли в свои дома, где природа уже оставила свой след. «Трудно поверить, что когда-то мы здесь жили», – шокировано делится один из бывших хозяев.
В некоторых районах к северо-западу от АЭС Фукусима появились города-призраки, опустевшие после эвакуации – запоздалой, как считают многие жители, полагающие, что в первые недели после аварии получили опасные дозы радиационного облучения. «Мы не имеем ни малейшего понятия, когда сможем вернуться назад», – говорит Кацузо Шоджи, выращивавший рис и капусту и державший небольшое стадо коров недалеко от Итате, живописной деревеньки в сорока километрах от атомной электростанции.
Хотя деревня находится за пределами зоны отчуждения, ветер и дождь приносят сюда радиацию, которая оседает в этой гористой местности, отравляя урожай, воду, школьные игровые площадки. Молодые люди, матери, беременные женщины и состоятельные члены общества уехали в Токио и другие считающиеся безопасными города. Затем, после того, как правительство признало, что уровень радиации превысил безопасный лимит, была эвакуирована большая часть из оставшихся шести тысяч человек.
Шок семидесятипятилетнего господина Шоджи сменился яростью, затем ему на смену пришло отчаяние, когда правительственные службы сказали, что ему придется уничтожить весь свой урожай, убить своих шестерых коров и переехать с семидесятитрехлетней женой Фуми в небольшую квартиру в город Кирияма, расположенный в двадцати километрах. «Мы слышали, что можно будет вернуться через пять, может, десять лет, но некоторые говорят, это чересчур оптимистично, – говорит он со слезами на глазах. – Может, я смогу вернуться в свой дом перед смертью». Он получил первоначальную компенсацию в размере миллиона иен от компании «Tepco» (около 12,3 тысяч долларов) и 350 тысяч иен от правительства Японии (около 4 тысяч долларов).
Самые серьезные вопросы вызывает судьба людей, живущих за пределами зон эвакуации. Родители города Фукусима, расположенного в 63 километрах от полуразрушенной АЭС, объединились в своих требованиях к правительству усилить меры по защите ста тысяч детей, проживающих в городе. В школах запретили игру в футбол и другую внеклассную деятельность, окна постоянно закрыты. «Нас просто бросили здесь выживать самостоятельно, – сетует Мачико Сато, одна из пожилых жительниц Фукусимы. – Это ужасно меня злит!»
Многие родители уже отправили своих детей жить к родственникам или друзьям за сотни километров от пострадавшего региона. Некоторые считают, что правительство должно эвакуировать все два миллиона жителей префектуры Фукусима. «Они требуют права на эвакуацию, – говорит активист против использования ядерной энергии Айлин Миоко Смит, оказывающий поддержку родителям в пострадавших регионах. – Другими словами, если они уедут из этого региона, они хотят, чтобы правительство их поддержало».
Пока же власти утверждают, что в эвакуации нет необходимости. Официальная позиция заключается в том, что активность излучения на АЭС Фукусима спадает и уровень радиации за пределами зоны эвакуации и в некоторых выявленных очагах является безопасным. Однако многие специалисты считают, что кризис столько начинается. Профессор Тим Муссо, биолог, более десяти лет изучавший генетические последствия радиационного излучения в Чернобыле, боится, что в Фукусиме люди просто «прячут головы в песок». Его исследование по Чернобылю выявило сокращение биологического разнообразия на зараженных территориях, исчезновение некоторых видов насекомых и признаки генетических мутаций у птиц – к примеру, уменьшение размеров их головного мозга.
«Дело в том, что у нас нет полной и подтвержденной информации о долгосрочном эффекте радиационного излучения, – говорит профессор Муссо. – Однако мы можем в уверенностью сказать, что долговременная подверженность радиационному излучению с очень большой вероятностью приведет к серьезным и долгосрочным последствиям для здоровья».
А Йошио Ичида из Сомы говорит, что все бесконечные разговоры о радиации сбивают его с толку: «Все чего мы хотим – вернуться к работе. Есть много разных способов умереть, и ничего не делать – один из них».
Сравнение Чернобыля и Фукусимы
- Экономические затраты.
Фукусима: по оценкам правительства Японии на восстановление страны после землетрясения, цунами и ядерной катастрофы потребуется около 303,5 млрд. долларов.
Чернобыль: оценки экономического ущерба разнятся, но общая сумма равняется приблизительно 232,5 млрд. долларов.
- Безопасность.
Фукусима: ликвидаторам разрешено работать на разрушенной станции при уровне радиационного излучения, не превышающем 250 милизивертов.
Чернобыль: людей эвакуировали при уровне радиационного излучения, равном 350 милизивертам. В большинстве стран мира максимальный годовой показатель излучения для работников атомных станций составляет 20 милизивертов. Разрешенная доза для живущих рядом с атомной электростанцией не должна превышать 1 милизиверт в год.
- Общее число погибших.
Фукусима: двое рабочих погибли в самой АЭС. Некоторые ученые предрекают, что от рака умрет около одного миллиона человек.
Чернобыль: трудно сказать, сколько человек погибло в день катастрофы из-за политики государственной безопасности, но, по оценкам «Гринписа», от вызванных радиацией раковых заболеваний за двадцать пять лет с момента Чернобыльской аварии скончалось 200 тысяч человек.
- Зона отчуждения.
Фукусима: правительство Японии установило вокруг поврежденного реактора двадцатикилометровую зону отчуждения.
Чернобыль: начальная зона отчуждения была установлена в радиусе 30 километров от станции – двадцать пять лет спустя она все еще на месте.
- Компенсационные выплаты.
Фукусима: после аварии стоимость акций компании «Tepco» существенно снизилась, в основном, в связи с выплатами компенсации пострадавшим – приблизительно 16 тысяч долларов на человека.
Чернобыль: не существенны. Сообщалось, что в 1986 году пострадавшим из Армении было предложено в качестве компенсации около 10 долларов.
- Помощь пострадавшим.
Фукусима: Департамент ООН по координации гуманитарных акций сообщил, что финансовая помощь Японии составит приблизительно 95 млн. долларов.
Чернобыль: через двенадцать лет после аварии на Чернобыльской АЭС президент Украины Леонид Кучма пожаловался, что его страна по-прежнему ожидает помощи от мирового сообщества.
DavidMcNeill, theInependent, перевод с английского – Наталья Коношенко
Тема дня 02.10.2024
Новости компаний 30.09.2024
Тема дня 24.09.2024
Новости компаний 23.09.2024
Новости компаний 01.10.2018
Традиционная энергетика 01.09.2024
Технологии 02.10.2021