обоснованию методов диагностировани€ технического состо€ни€ электродвигателей

  обоснованию методов диагностировани€ технического состо€ни€ электродвигателей

ќсновной задачей диагностировани€ €вл€етс€ получение достоверной информации о техническом состо€нии электродвигателей и их отдельных узлов.

ѕроведение диагностировани€ создает возможность контрол€ и управле≠ни€ их техническим состо€нием в процессе эксплуатации.

ƒиагностирование примен€етс€ в практике эксплуатации сравнительно недавно, поэтому прежде при разработке конструкций электрооборудовани€ не учитывались требовани€ его приспособленности к диагностированию.   сожа≠лению, при разработке нового электрооборудовани€ конструкторы, стара€сь герметизировать основные узлы электрических машин и аппаратов, упускают из виду требовани€ обеспечени€ к ним достаточного доступа во врем€ эксплуа≠тации, что в большой степени затрудн€ет, а в некоторых случа€х делает невоз≠можным применение при диагностировании р€да приемов, обладающих боль≠шой информативностью и обеспечивающих высокую точность результатов при незначительных затратах.

Ќапример, конструкцией электрооборудовани€ не предусматриваютс€ места установки датчиков дл€ измерени€ обобщенных ди≠агностических параметров, встроенных датчиков дл€ контрол€ технического состо€ни€ основных узлов. ”становка встроенных датчиков дл€ контрол€ тех≠нического состо€ни€ особенно оправдывает себ€ в специальном электрообору≠довании, доступ к которому невозможен или затруднен (погружные электро≠двигатели и др).

ƒл€ определени€ технического состо€ни€ деталей и узлов электрообору≠довани€ разработан и использован на практике р€д методик.

–ассмотрев существующие методы контрол€, испытани€ и диагностики электродвигателей и отдельных узлов в плане задач контрол€ технического со≠сто€ни€ и перехода от регламентной формы планово-предупредительного ре≠монта по периодичности к новой форме - по техническому состо€нию, среди существующих методов и способов можно выделить три характерные группы.

I.  ћетоды комплексно-тестовой оценки технического состо€ни€. ќни
характеризуютс€ следующими основными особенност€ми:

1)тестовые испытани€ и диагностика;

2)  использование большого количества датчиков и измерителей пара≠метров двигател€;

3)  анализ статических и динамических характеристик двигател€, опреде≠ление конкретных дефектов, прогнозирование технического состо€ни€;

4)  использование Ё¬ћ дл€ расчета характеристик и представлени€ их в удобной форме.

Ёти методы примен€ютс€ дл€ испытаний двигателей массового произ≠водства на электромашиностроительных предпри€ти€х, а также в исследова≠тельских цел€х. ѕри этом из-за высокой стоимости методы комплексно-тестовой оценки экономически неэффективны.

II.‘ункциональные методы контрол€ (или методы контрол€ в рабочем
режиме). Ёти методы примен€ютс€ дл€ вы€влени€ развивающихс€ дефектов в процессе функционировани€ двигателей, что €вл€етс€ их значительным преимуществом. ќднако существующие функциональные методы, главным образом вибрационные и акустические, не нашли широкого практического применени€ из-за некоторых своих недостатков, к которым относ€тс€:

1)   зависимость от изменени€ параметров момента нагрузки и трудность учета их вли€ни€;

2)   вли€ние вибрации фундамента и рабочей машины, перекрытие спек≠тра шума помехами в производственных помещени€х.

III. ћетоды контрол€ отдельных узлов двигател€. ќни требуют, как пра≠вило, разборки аппарата, а также больших трудо- и временных затрат. ћетоды достаточно хорошо разработаны, но сами по себе не могут служить основанием дл€ ремонта двигател€ по фактическому состо€нию.

јнализ существующих способов контрол€ технического состо€ни€ элек≠тродвигателей показал, что в насто€щее врем€ не существует общеприн€тых методов, специально предназначенных непосредственно дл€ эксплуатационно≠го контрол€ их технического состо€ни€.  онтроль технического состо€ни€ не должен требовать больших затрат времени и ресурсов и должен соответство≠вать следующим услови€м:

-осуществл€тьс€ с использованием динамических свойств электродви≠гател€;

-  вестись по обобщенному диагностическому параметру;

-  давать только общую оценку технического состо€ни€;

-  общее количество средств контрол€ должно быть минимальным.

ќпыт эксплуатации электрооборудовани€ показывает, что система диаг≠ностики, опирающа€с€ на традиционный контроль в отключенном состо€нии, недостаточна эффективна.  онтроль в рабочем режиме решает две задачи - по≠лучение точных и надежных результатов испытаний и идентификацию серьез≠ности дефекта.

ќсновна€ сложность в решении актуальной задачи - создании методов и средств контрол€ технического состо€ни€ электродвигател€ в рабочем режиме заключаетс€ в трудности определени€ специальных информационных пара≠метров однозначно характеризующих его техническое состо€ние, с учетом вли€ни€ таких факторов, как изменени€ в процессе работы показателей качест≠ва электроснабжени€ и параметров нагрузки. ѕоэтому целесообразно создание методов контрол€ дл€ электродвигателей приводов конкретных групп машин и механизмов, отличающихс€ характерными особенност€ми режима работы.

ќдной из наиболее рациональных форм организации системы диагно≠стировани€ представл€етс€ посто€нна€ экспресс-оценка технического состо€≠ни€ двигател€ в рабочем режиме с последующей передачей его, в случае неис≠правности, в специализированные ремонтные мастерские или предпри€ти€. Ќаиболее перспективным видитс€ контроль по обобщенным параметрам. ƒл€ этого необходимо развивать функциональные методы контрол€ электродвига≠телей, несмотр€ на вышеприведенные недостатки. ¬ частности, дл€ контрол€ их технического состо€ни€ в рабочем режиме можно использовать метод ком≠плексного анализа электрических параметров электродвигателей с применени≠ем персональной Ё¬ћ. —ущность метода заключаетс€ в измерении электри≠ческих и механических величин в заданных интервалах времени, при различ≠ных режимах работы с дальнейшей обработкой и представлением в графической форме результатов измерений с помощью пакета прикладных программ. ¬се это создает возможность оперативного управлени€ процессом.

“аким образом, основной принцип диагностировани€ и развити€ систе≠мы контрол€ можно трактовать как переход от мониторинга отдельных харак≠теристик электродвигателей к мониторингу их состо€ни€. —истема диагностики должна учитывать коррел€цию между диагностическими признаками конкрет≠ных механизмов повреждени€ в конкретных конструкци€х.

¬. ». –усан, ќ.Ќ.  овальчук, »нститут энергетики јѕ  ЌјЌ Ѕеларуси

Ћитература:

1. “аран ¬.ѕ. ƒиагностирование электрооборудовани€.  иев: “ехшка. 1983. с. 200.


  • ƒата публикации: 12.01.2011
  • 1862
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150