https://www.high-endrolex.com/35

 онсенсус после вашингтонского

 онсенсус после вашингтонского

 ак кризис повли€л на развитие.

‘рэнсис ‘уку€ма Ц ведущий научный сотрудник »нститута международных исследований ‘римена —польи при —тэнфордском университете.

Ќэнси Ѕердсолл Ц президент ÷ентра глобального развити€.

јвторы €вл€ютс€ редакторами книги ЂЌовые идеи развити€ после финансового кризисаї (Johns Hopkins University Press, 2011), на основе которой написано это эссе. ќпубликовановжурналеForeign Affairs, є 2 за2011 год. © Council on Foreign Relations, Inc.

јмериканска€ верси€ капитализма если и не потер€ла репутацию, то, по крайней мере, больше не €вл€етс€ доминирующей. «апад, и в особенности —Ўј, впредь не будет рассматриватьс€ как единственный центр инновационной социально-политической мысли. ј когда дело касаетс€ международных организаций, голоса и идеи —оединенных Ўтатов и ≈вропы доминируют все меньше.

Ќачавшийс€ в —Ўј глобальный кризис на этот раз не только потр€с мировую экономику, но и отрицательно сказалс€ на мировой политике. ¬ свое врем€ ¬елика€ депресси€ 1929Ц1933 гг. положила начало переходу от жесткого монетаризма и политики невмешательства государства к кейнсианскому регулированию спроса. Ѕолее того, в глазах многих людей капиталистическа€ система лишилась легитимности, были заложены основы дл€ роста радикальных и антилиберальных движений по всему миру.

¬ наши дни столь €вного отторжени€ капитализма не наблюдаетс€ даже в развивающемс€ мире. ¬ начале 2009 г., в самый разгар глобальной финансовой паники,  итай и –осси€, две бывшие некапиталистические державы, €сно дали пон€ть отечественным и зарубежным инвесторам, что не намерены отказыватьс€ от капиталистической модели. Ќи один из лидеров крупных развивающихс€ стран не отступил от приверженности принципам свободной торговли и глобальной капиталистической системы. Ќапротив, именно развитые западные демократии подчеркивали, как опасно чрезмерно полагатьс€ на рыночную глобализацию, и призывали к большему регулированию мировой финансовой системы.

ѕочему нынешний кризис вызвал гораздо менее экстремальную реакцию в развивающихс€ странах по сравнению с временами ¬еликой депрессии? ¬о-первых, в развивающемс€ мире обвин€ют в кризисе —оединенные Ўтаты. ћногие в этих странах готовы согласитьс€ с президентом Ѕразилии Ћуисом »насиу Ћула да —илвой, что Ђэтот кризис вызвали белые люди с голубыми глазамиї. ≈сли мировой финансовой кризис и стал проверкой на прочность какой-либо модели развити€, то именно рыночной, неолиберальной модели, котора€ отводит государству скромную роль в экономике, но делает акцент на дерегулировании, частной собственности и низких налогах. Ќемногие развивающиес€ страны могут считатьс€ полностью прин€вшими эту концепцию.

Ќа самом деле до кризиса в течение многих лет они дистанцировались от данного подхода. ‘инансовый кризис конца 1990-х гг. в ¬осточной јзии и Ћатинской јмерике дискредитировал целый р€д идей, ассоциирующихс€ с так называемым Ђвашингтонским консенсусомї, в особенности те из них, которые касаютс€ пр€мой зависимости от иностранного капитала.   2008 г. многие страны с развивающейс€ экономикой прикрыли двери перед иностранными финансовыми рынками, накопив значительные валютные резервы и создав систему регулировани€ своего банковского сектора. ѕодобна€ политика обеспечила защиту от глобальной экономической волатильности. Ёто подтвердил впечатл€ющий подъем соответствующих стран после недавнего кризиса: развивающиес€ экономики демонстрировали лучшие показатели роста, чем страны развитого капитализма.

“аким образом, американска€ верси€ капитализма если и не потер€ла репутацию, то по крайней мере больше не €вл€етс€ доминирующей. ¬ ближайшие 10 лет страны с развивающимс€ рынком и низким доходом, скорее всего, продолжат вносить изменени€ в свой подход к экономической политике. ќни будут жертвовать гибкостью и продуктивностью, ассоциирующимис€ с моделью свободного рынка, ради внутренней политики противосто€ни€ конкурентному давлению и глобальным экономическим потр€сени€м. »х станет заботить не столько свободный поток капитала, сколько минимизаци€ социальной нестабильности посредством программ социальной защиты и более активна€ поддержка национальной промышленности. » еще меньше, чем раньше, они будут склонны полагатьс€ на опыт развитых стран, счита€ Ц вполне справедливо, Ц что не только экономическа€, но и интеллектуальна€ мощь начинает распредел€тьс€ более равномерно.

‘етиш иностранных финансов

ќдна из главных особенностей старого, докризисного экономического консенсуса воплощалась в тезисе о том, что развитые страны могут рассчитывать на значительную выгоду от увеличени€ притока иностранного капитала. Ёкономист јрвинд —убраманиан назвал это Ђфетишем иностранных финансовї. »де€ о том, что беспреп€тственное движение капитала по всему миру, как и свободное обращение товаров и услуг, делает рынки более эффективными, в целом воспринималась в политических кругах как должное. ¬ 1990-х гг. —Ўј и такие международные финансовые институты, как ћеждународный валютный фонд, подталкивали заемщиков из развивающихс€ стран открывать свои рынки капиталов дл€ иностранных банков и отказыватьс€ контролировать курс валют.

¬ то врем€ как выгоды от свободной торговли подтверждались документально, преимущества полномасштабной мобильности капитала не столь очевидны. ѕричины кроютс€ в фундаментальных различи€х между финансовым сектором и Ђреальнойї экономикой. —вободные рынки капитала действительно добиваютс€ эффективного распределени€ капитала. Ќо крупные взаимосв€занные финансовые институты в отличие от крупных производственных фирм сталкиваютс€ с рисками, которые способны оказывать огромное негативное воздействие на остальную экономику.

ќдним из парадоксальных следствий финансового кризиса 2008Ц2009 гг., возможно, станет то, что американцы и британцы наконец осознают простую истину, известную в ¬осточной јзии уже более 10 лет. ј именно, что открытый рынок капитала в сочетании с нерегулируемым финансовым сектором Ц это бомба замедленного действи€. ѕо завершении финансового кризиса в јзии многие американские политики и экономисты стали вновь акцентировать внимание на быстротечной либерализации и продвигать идею Ђпоследовательностиї, т.е. либерализации только после того, как будет создана мощна€ система регулировани€ с адекватным надзором за банками. Ќо они не задумывались о том, способны ли некоторые развивающиес€ страны быстро ввести в действие такую систему или как будет выгл€деть оптимальный режим регулировани€. ќни упустили из виду взаимосв€зь между их новой идеей и их собственным случаем, а также забыли предупредить об огромном нерегулируемом теневом финансовом секторе, гроз€щем избыточной задолженностью, который возник в —оединенных Ўтатах.

ѕервым очевидным следствием кризиса, таким образом, стало падение фетиша иностранных финансов. “акие страны, как »сланди€, »рланди€ и государства ¬осточной ≈вропы, с большим энтузиазмом прин€вшие на себ€ брем€ данного фетишизма, пострадали особенно сильно, и их ожидает очень трудный период восстановлени€.  ак и дл€ ”олл-стрит, уверенный рост, который демонстрировали эти страны с 2002 по 2007 г., отчасти оказалс€ иллюзорным. ќн свидетельствовал о доступности кредитов и высокой доле заемных средств, а не о наличии прочного фундамента.

«абота о социальной защите

¬торое следствие финансового кризиса 2008Ц2009 гг. Ц нова€ прив€занность развивающихс€ стран к преимуществам разумной социальной политики. ƒо кризиса те, от кого зависит прин€тие политических решений, были склонны приуменьшать значение социального обеспечени€ и программ социальной защиты, отдава€ предпочтение стратеги€м, нацеленным на экономическую эффективность.

јмериканский президент –ональд –ейган и британский премьер-министр ћаргарет “этчер пришли к власти в конце 1970-х и начале 1980-х гг. на волне критики современного социального государства. ћногие их критические замечани€ вполне обоснованы: государственный бюрократический аппарат во многих странах был раздутым и неэффективным, а в менталитете населени€ закрепилс€ расчет на получение положенной социальной помощи. ¬ашингтонский консенсус не об€зательно отвергал применение социальной политики, но его сосредоточенность на эффективности и бюджетной дисциплине часто вела к сокращению социальных расходов.

ќднако кризис вы€вил нестабильность, свойственную капиталистическим системам Ц даже таким развитым и передовым, как в —Ўј.  апитализм Ц динамичный процесс, невинными жертвами которого регул€рно станов€тс€ люди, тер€ющие работу или лишающиес€ источника дохода. ¬ период кризиса и после него граждане ожидали, что их правительства обеспечат им определенный уровень стабильности на фоне общей экономической неопределенности. ѕолитические де€тели в развивающихс€ странах вр€д ли забудут этот урок; консолидаци€ и легитимность их хрупких демократических систем будет зависеть от способности обеспечить более высокий уровень социальной защиты.

–ассмотрим реакцию континентальной ≈вропы в сравнении с —оединенными Ўтатами. ƒо сих пор с учетом кризиса в еврозоне «ападна€ ≈вропа переживала менее болезненное восстановление благодар€ более развитой системе действующих автоматически антициклических социальных расходов, включа€ страхование на случай безработицы. ¬осстановление экономики без создани€ новых рабочих мест в —Ўј, напротив, делает американскую модель еще менее привлекательной дл€ тех, кто принимает стратегические решени€ в развивающемс€ мире. ќсобенно дл€ тех, кто подвержен политическому давлению и вынужден удел€ть внимание нуждам среднего класса.

яркий пример нового акцентировани€ социальной политики можно обнаружить в  итае. –еагиру€ на быстрое старение населени€, китайское руководство боретс€ за создание современной пенсионной системы, что знаменует собой переход от традиционной тактики, сосредоточенной только на создании новых рабочих мест, к поддержанию социальной и политической стабильности. ¬ Ћатинской јмерике те же проблемы решаютс€ иначе. — началом нового столети€ регион полевел, устав от либеральных реформ 1990-х гг., и новые правительства увеличили социальные расходы, чтобы сократить бедность и неравенство. ћногие страны, последовав успешному примеру Ѕразилии и ћексики, ввели схемы перевода денежных средств, предназначенных дл€ бедных семей (при этом получатели помощи должны отправл€ть детей в школу или выполн€ть другие услови€). ¬ Ѕразилии и ћексике этот подход впервые за многие годы способствовал заметному сокращению неравенства доходов и помог защитить беднейшие семьи от недавнего кризиса.

–азумеетс€, вопрос в том, смогут ли подобные программы, адресованные бедным (и потому не требующие значительных бюджетных затрат), с легкостью привлечь долгосрочную поддержку растущего в регионе среднего класса. ј также как эти и другие развивающиес€ экономики, в том числе  итай, справ€тс€ с финансовыми затратами на более универсальные программы социального обеспечени€, включа€ здравоохранение и пенсии. ѕреуспеют ли они в решении проблем, св€занных с недофинансированием универсальных социальных программ, Ц проблем, которые сейчас сто€т перед ≈вропой и —оединенными Ўтатами из-за старени€ населени€.

¬идима€ рука

“ретьим следствием кризиса стало начало нового раунда дискуссий об индустриальной политике Ц стратегии страны по развитию определенных секторов промышленности, традиционно получающих такие виды поддержки, как дешевые кредиты, пр€мые субсидии или государственное управление банками развити€. ѕодобна€ политика была признана опасной и несосто€тельной в 1980-е и 1990-е гг. из-за поддержки неэффективных отраслей промышленности путем огромных бюджетных затрат. Ќо кризис и адекватна€ реакци€ на него некоторых стран могут укрепить уверенность о том, что компетентные технократы в развивающихс€ странах способны эффективно управл€ть участием государства в производственном секторе. Ѕразили€, например, использовала финансируемый правительством банк развити€, чтобы быстро направить кредиты в определенные сектора в рамках первоначальной антикризисной программы, а  итай сделал то же самое с помощью государственных банков.

ќднако эта нова€ индустриальна€ политика не св€зана с вы€влением победителей или осуществлением крупных секторных сдвигов в производстве. ≈е задача Ц координаци€ решени€ проблем и устранени€ барьеров, которые мешают притоку частных инвестиций в новые отрасли и технологии, трудностей, с которыми рыночные силы не могут справитьс€ в одиночку. Ќапример, дл€ развити€ инновационного производства по пошиву одежды в «ападной јфрике правительства могли бы обеспечить посто€нные поставки текстил€ или субсидировать строительство портов, чтобы избежать затруднений с экспортом. “ем самым, вз€в на себ€ часть первоначальных финансовых и других рисков и более системно развива€ государственную инфраструктуру, правительства помогут частным инвесторам справитьс€ с высокими затратами при налаживании производства и внедрении инноваций во вновь возникающих секторах.

Ќа прот€жении последних 30 лет базирующиес€ в ¬ашингтоне институты развити€ придерживались точки зрени€, согласно которой некомпетентность правительства и коррупци€ представл€ют дл€ роста гораздо большую угрозу, чем крах рынка. »зменитс€ ли эта точка зрени€ сейчас, когда капитализм американского стил€ рухнул со своего пьедестала? ¬озобладает ли иде€ о том, что государство способно прин€ть на себ€ более активную роль? ƒл€ каждой в отдельности развивающейс€ страны ответ зависит от оценки возможностей государства и общего уровн€ управлени€. —ама€ строга€ критика промышленной политики всегда касалась политических, а не экономических аспектов, поскольку подчеркивалось, что прин€тие экономических решений в развивающихс€ странах не может быть защищено от политического давлени€.  ритики за€вл€ли, что политики будут придерживатьс€ протекционистских мер даже после того, как они выполн€т свою первоначальную задачу по обеспечению резкого рывка национальной промышленности. “акие виды индустриальной политики, как сокращение зависимости от импорта и продвижение новых отраслей, хот€ и критиковались позже в ¬ашингтоне, действительно способствовали достижению впечатл€ющего уровн€ экономического роста в 1950-е и 1960-е гг. в ¬осточной јзии и Ћатинской јмерике. ѕроблема, однако, заключалась в том, что правительства в странах Ћатинской јмерики были политически неспособны расширить этот протекционизм, поэтому их промышленность не смогла стать конкурентоспособной на мировом уровне.

ѕоэтому технократы в развивающемс€ мире должны учитывать политические аспекты своего намерени€ проводить промышленную политику. —уществует ли достаточно компетентна€ и независима€ от политического давлени€ бюрократи€? ’ватит ли средств, чтобы поддерживать такой курс? ’ватит ли сил дл€ прин€ти€ жестких решений, например, чтобы отказатьс€ от утративших свою эффективность политических решений? Ѕольшинство успешных примеров промышленной политики приходитс€ на ¬осточную јзию, где традиционно существует мощна€ технократическа€ бюрократи€. —транам, у которых отсутствует такое наследие, следует быть более осторожными.

«аставить бюрократию работать

ѕравительствам, вознамерившимс€ продвигать индустриальное развитие и обеспечивать социальную защиту населени€, придетс€ реформировать госсектор. ƒело в том, что четвертым следствием финансового кризиса 2008Ц2009 гг. стало болезненное напоминание о том, что произойдет, если этого не сделать. ¬ —Ўј регулирующие органы не получали достаточного финансировани€, не могли привлечь высококвалифицированных сотрудников и сталкивались с политическим противодействием. » это неудивительно: доктрина –ейгана и “этчер подразумевала, что рынки €вл€ютс€ приемлемой заменой эффективного правительства.  ризис продемонстрировал, что нерегулируемые или плохо регулируемые рынки могут обойтись очень дорого.

ѕравительства как развивающегос€, так и развитого мира с восхищением наблюдали за удивительной способностью  ита€ оправитьс€ от кризиса, в основе которой лежит жестко управл€емый, выстроенный сверху вниз механизм прин€ти€ решений. ќн позвол€ет избежать задержек, характерных дл€ сложного демократического процесса. —ледствием €вилось то, что политические лидеры развивающегос€ мира сейчас св€зывают эффективность и возможности с автократическими политическими системами. ѕри этом существует множество некомпетентных автократических режимов, на фоне которых  итай выдел€етс€ тем, что представл€ет собой бюрократию, котора€, по крайней мере на высшем уровне, способна осуществл€ть управление и координацию продуманной политикой. —реди стран с низким уровнем доходов это делает  Ќ– исключением.

—оздание и поддержание эффективного госсектора Ц одна из самых сложных проблем мирового развити€. “акие институты, как ¬семирный банк и британский ƒепартамент международного развити€, осуществл€ли программы по укреплению госсектора, продвижению ответственного госуправлени€ и борьбе с коррупцией на прот€жении последних 15 лет, но не добились особых успехов. “от факт, что даже финансовые регул€торы в —оединенных Ўтатах и ¬еликобритании не смогли использовать свои полномочи€, чтобы идти в ногу с быстро мен€ющимис€ рынками, лишний раз доказал: эффективный госсектор остаетс€ актуальным вызовом даже дл€ наиболее развитых стран.

ѕочему в укреплении госсектора в развивающихс€ странах удалось добитьс€ лишь незначительного прогресса? ѕерва€ проблема Ц бюрократи€ часто служит правительствам, которые, в отличие от идеального, обезличенного государственного аппарата представл€ют собой коалиции вз€точников, действующих в личных интересах. «арубежные доноры обычно не обладают необходимыми рычагами, чтобы заставить их изменитьс€. ¬ некоторых случа€х исключением служат такие механизмы, как процесс вступлени€ в ≈вросоюз. ¬тора€ проблема состоит в том, что эффективные институты должны развиватьс€ естественным путем, отража€ политические, социальные и культурные реалии страны. –азвитие обезличенной бюрократии на «ападе было продуктом длительного и болезненного процесса, при этом внешние факторы (такие как необходимость военной мобилизации) сыграли значительную роль в создании сильных государственных институтов (например, знаменитой прусской бюрократии). “акие институты, как верховенство закона, редко станов€тс€ работоспособны, если просто копируют зарубежный опыт, общество должно вникнуть в их суть. Ќаконец, реформа госаппарата должна происходить параллельно с процессом построени€ нации. ≈сли у общества нет четкого осознани€ национальной идентичности и общих государственных интересов, каждый отдельный человек будет демонстрировать большую принадлежность своей этнической группе, племени или приверженность своим покровител€м.

ƒвижение к многопол€рности

—пуст€ много лет историки вполне смогут назвать нынешний финансовый кризис окончанием американского экономического доминировани€ в мировой политике. Ќо тенденци€ движени€ к многопол€рному миру возникла гораздо раньше, а крах западных финансовых рынков и их неторопливое восстановление лишь ускорили процесс. ƒаже до кризиса международные институты, созданные после ¬торой мировой войны дл€ разрешени€ проблем в сфере экономики и безопасности, находились на пределе своих возможностей и нуждались в реформировании. ћ¬‘ и ¬семирный банк страдали от недостатков структуры управлени€, котора€ отражала устаревшие экономические реалии. Ќачина€ с 1990-х гг. и далее в наступившем столетии, институты Ѕреттон-¬удской системы оказались вынуждены предоставить больше прав голоса странам с развивающейс€ экономикой, таким как Ѕразили€ и  итай. ¬ то же врем€ ЂЅольша€ семеркаї Ц элитна€ группа, состо€ща€ из шести наиболее экономически значимых западных демократий и японии, оставалась неформальным мировым лидером, когда дело касалось глобальной экономической координации, несмотр€ на по€вление других центров силы.

‘инансовый кризис в конце концов привел к тому, что G7 утратила роль основного координатора глобальной экономической политики и к ее замене ЂЅольшой двадцаткойї. ¬ но€бре 2008 г. главы государств G20 собрались в ¬ашингтоне, чтобы выработать глобальную программу стимулировани€ экономики Ц встреча с тех пор переросла в официальный международный институт. ѕоскольку G20, в отличие от G7, включает развивающиес€ страны, такие как Ѕразили€,  итай и »нди€, подобное расширение экономической координации представл€ет собой запоздалое признание новой группы глобальных экономических игроков.

 ризис также вдохнул новую жизнь в ћ¬‘ и ¬семирный банк, подтвердил их легитимность. ƒо кризиса создавалось впечатление, что ћ¬‘ быстрыми темпами превращаетс€ в отжившую структуру. –ынки частного капитала обеспечивали страны финансовыми средствами на выгодных услови€х, не обставл€€ их требовани€ми, которыми часто сопровождались кредиты ћ¬‘. ‘онд с трудом финансировал собственную де€тельность и находилс€ в процессе сокращени€ персонала.

—итуаци€ изменилась в 2009 г., когда лидеры Ђдвадцаткиї договорились обеспечить институты Ѕреттон-¬удской системы дополнительными средствами в размере 1 трлн долларов, чтобы помочь странам пережить будущий финансовый дефицит. Ѕразили€ и  итай вошли в число доноров специальных фондов, которые в итоге помогли поддержать √рецию, ¬енгрию, »сландию, »рландию, Ћатвию, ѕакистан и ”краину.

ѕопросив развивающиес€ рынки вз€ть на себ€ более ответственную роль в международной экономической политике, западные демократии косвенно признали, что сами они уже не в состо€нии справитьс€ с мировыми экономическими проблемами в одиночку. Ќо то, что назвали Ђподъемом остальныхї (в отличие от Ђупадка «ападаї. Ц –ед.), касаетс€ не только экономической и политической мощи. ѕодразумеваетс€ также глобальна€ конкуренци€ идей и моделей. «апад, и в особенности —Ўј, больше не рассматриваетс€ как единственный центр инновационной социально-политической мысли. —хемы оказани€ денежной помощи на определенных услови€х, например, впервые были разработаны и введены в Ћатинской јмерике. «а последние 30 лет «апад внес скромный вклад в инновационное мышление в промышленной политике. „тобы увидеть успешные модели на практике, стоит обратитьс€ к примеру развивающихс€ стран, а не развитого мира. ј когда дело касаетс€ международных организаций, голоса и идеи —оединенных Ўтатов и ≈вропы доминируют все меньше. ѕри этом страны с развивающейс€ экономикой, ставшие крупными донорами международных финансовых институтов, приобретают более значительный вес.

¬се это говорит о конкретных изменени€х в программе развити€. “радиционно эта программа разрабатывалась развитым миром и затем вводилась (или, в действительности, часто нав€зывалась) в развивающемс€ мире. —Ўј, ≈вропа и япони€ по-прежнему останутс€ бесспорными источниками экономических ресурсов и идей, но развивающиес€ экономики выход€т на эту арену и станут крупными игроками. Ѕразили€,  итай, »нди€ и ёј– будут одновременно донорами и реципиентами ресурсов дл€ развити€ и способов их наилучшего использовани€. «начительна€ дол€ бедного населени€ планеты живет на территории этих стран, однако им удалось добитьс€ уважени€ на мировой арене в экономической, политической и интеллектуальной област€х. Ќа самом деле развитие никогда не €вл€лось чем-то, что богатые даруют бедным, скорее, бедные достигают этого самосто€тельно. ¬идимо, западные державы, наконец, осознали эту истину в свете финансового кризиса, который дл€ них отнюдь не окончен.

http://www.globalaffairs.ru/

  • ƒата публикации: 09.06.2011
  • 842
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150