ћир большого нул€

ћир большого нул€

Ќовый экономический клуб будет порождать конфликты, а не способствовать сотрудничеству

Ќуриэль –убини Ц профессор экономики на факультете бизнеса имени —терна в Ќью-…оркском университете, председатель совета директоров компании Roubini Global Economics и соавтор книги Ђ ризисна€ экономикаї.

»эн Ѕреммер Ц президент √руппы Ђ≈врази€ї, консалтинговой компании, оценивающей политические риски, и автор книги Ђ онец свободного рынкаї.

–езюме: —егодн€ мы живем в мире ЂЅольшого нул€ї, в котором ни у одной отдельно вз€той страны или группы стран нет политико-экономических рычагов или воли, чтобы решать значимые международные проблемы. Ёкономики всего мира сид€т на огромных запасах наличности, выжида€ окончани€ нынешней эпохи политической и экономической неопределенности. ћногим из них ждать придетс€ долго.

ќпубликовано в журнале Foreign Affairs, є 2 за 2011 год. © Council on Foreign Relations, Inc.

ћы больше не живем в мире ЂЅольшой двадцаткиї. ¬ последние несколько мес€цев ведущих экономик мира нарушила концерт наций, сбившись на какофонию конкурирующих голосов. Ёто произошло после того, как острота финансового кризиса снизилась, и обнаружились несовместимые политические и экономические ценности. Ќе существует и жизнеспособной ЂЅольшой двойкиї Ц американо-китайского решени€ насущных транснациональных проблем, поскольку не в интересах ѕекина взваливать на себ€ брем€, неотделимое от роли мирового лидера. Ќе впечатл€ет и альтернатива в виде ЂЅольшой тройкиї Ц —Ўј, ≈вропа и япони€, в которой мир потенциально мог бы найти спасение.

—егодн€ у —оединенных Ўтатов не хватает потенциала дл€ того, чтобы оставатьс€ главным поставщиком мировых общественных благ. ≈вропа всецело поглощена спасением еврозоны. япони€ также св€зана по рукам и ногам сложными внутриполитическими и экономическими проблемами. ” правительств этих стран нет ни времени, ни ресурсов, ни внутриполитического капитала дл€ того, чтобы стать новыми международными т€желовесами. ћежду тем дать адекватный ответ на транснациональные вызовы сегодн€ невозможно без пр€мого участи€ формирующихс€ новых держав, таких как Ѕразили€,  итай и »нди€. ќднако они слишком зан€ты проблемами внутреннего развити€ и не желают взваливать на себ€ дополнительное брем€ решени€ насущных вопросов мировой повестки дн€.

—егодн€ мы живем в мире ЂЅольшого нул€ї, в котором ни у одной отдельно вз€той страны или группы стран нет политико-экономических рычагов или воли, чтобы решать значимые международные проблемы. ¬ результате на мировой арене будут усиливатьс€ конфликты по таким жизненно важным вопросам, как макроэкономическа€ координаци€ на глобальном уровне, реформа финансового регулировани€, торгова€ политика и изменение климата. Ётот новый пор€док имеет далеко идущие последстви€ дл€ глобального хоз€йства, поскольку экономики всего мира сид€т на огромных запасах наличности, выжида€ окончани€ нынешней эпохи политической и экономической неопределенности. ћногим из них ждать придетс€ долго.

 луб старой гвардии

ƒо середины дев€ностых G7 была тем международным форумом, где шел основной торг. ≈е члены имели общие ценности и верили, что демократи€ и рыночный капитализм способны обеспечить длительный мир и процветание.

¬ 1997 г. ЂЅольша€ семеркаї, в которой доминировали —Ўј, превратилась в ЂЅольшую восьмеркуї после того, как американские и европейские политики пригласили в свой клуб –оссию. Ёто изменение не отражало никакого реального сдвига в мировом балансе сил, а представл€ло собой попытку поддержать хрупкую российскую демократию и не допустить сползани€ этой страны назад в коммунизм или шовинистический милитаризм. ѕереход от G7 к G8 не поставил под сомнение добродетели представительной демократии или истину о том, что чрезмерное государственное вмешательство в управление экономикой представл€ет опасность.

Ќедавний и крах мирового рынка стали гораздо более серьезным потр€сением дл€ системы международных отношений, чем событи€, последовавшие за развалом советского блока. ¬ сент€бре 2008 г. опасени€ по поводу того, что глобальна€ экономика находитс€ на грани катастрофы, ускорили неизбежный переход к формату G20, включающий крупнейшие экономики мира и самые важные формирующиес€ национальные рынки. Ќа первых встречах этого клуба Ц в но€бре 2008 г. в ¬ашингтоне и в апреле 2009 г. в Ћондоне Ц было достигнуто соглашение о совместной монетарной и фискальной экспансии, увеличении финансировани€ ћеждународного валютного фонда и новых правилах функционировани€ финансовых учреждений. Ётих успехов удалось добитьс€ в основном потому, что все члены клуба одновременно чувствовали одну и ту же угрозу.

Ќо когда началось экономики, чувство опасности в некоторых странах притупилось.

—тало €сно, что  итай и другие крупные развивающиес€ экономики понесли менее существенный урон и восстанов€тс€ быстрее богатейших государств мира.  итайские и индийские банки в наименьшей степени пострадали от банкротства крупнейших финансовых учреждений —оединенных Ўтатов и ≈вропы. Ѕолее того, валютные места, сн€в опасени€ по поводу того, что падение потребительского спроса в —Ўј и ≈вропе может породить массовую безработицу и дестабилизировать ситуацию в  Ќ–.

ѕо мере восстановлени€  ита€ и других быстроразвивающихс€ стран на «ападе еще больше усилились страхи и уныние. ¬ысокий во многих странах Ц от √реции до »рландии, от государств Ѕалтии до »спании.

“ем временем Ѕразили€,  итай, »нди€, “урци€ и другие развивающиес€ страны двинулись вперед, не обраща€ внимани€ на забуксовавшие экономики развитого мира. »рони€ в том, что единственна€ развивающа€с€ страна, где экономики идет с большим трудом, Ц это нефтегазовый гигант –осси€ (перва€ страна, приглашенна€ в клуб G7). ѕо мере того как интересы богатых и развивающихс€ государств начали расходитьс€, ЂЅольша€ двадцаткаї и другие международные организации перестали осознавать насущную и безотлагательную необходимость координации усилий дл€ проведени€ последовательной многосторонней политики.

«ападные политики, оказавшиес€ под огнем критики, поскольку не смогли обеспечить энергичного восстановлени€ экономики, стали искать козлов отпущени€ в других странах. ¬ течение последних нескольких мес€цев существенно возросло напр€жение в отношени€х между —оединенными Ўтатами и  итаем.  Ќ– по-прежнему игнорирует призывы ¬ашингтона отпустить курс юан€ и позволить ему значительно укрепитьс€. ѕекинские политики настаивают на том, что им необходимо защитить свою страну на важном этапе развити€, в то врем€ как вашингтонские законодатели более решительно настроены на введение санкций против китайской торговой и валютной политики, которую они считают несправедливой. ¬ последние три года резко возросло количество дел, которые —Ўј и  итай возбуждают друг против друга на уровне двусторонней торговли и во ¬семирной торговой организации. ћежду тем ЂЅольша€ двадцаткаї перерождаетс€ из умеренно эффективной международной организации в площадку дл€ болезненного вы€снени€ отношений.

ћесто водител€ пустует

¬ этих взаимных упреках и бездействии нет ничего нового. “ак, спуст€ четыре дес€тилети€ после подписани€ ƒоговора о нераспространении €дерного оружи€ основные €дерные державы так и не договорились о том, как построить и поддерживать действенный режим нераспространени€, который сможет остановить расползание самого опасного оружи€ и технологий по всему миру. ‘актически международна€ оборонна€ политика всегда была, по сути, игрой с нулевой суммой, поскольку одна страна или стран работают над максимальным наращиванием своих оборонных возможностей таким образом, чтобы (сознательно или неосознанно) поставить под сомнение военное превосходство потенциальных противников.

ћирова€ торговл€ Ц это совсем друга€ игра, поскольку от нее могут выиграть все игроки. ќднако расхождение экономических интересов после завершени€ финансового кризиса подрывает международное сотрудничество и вставл€ет палки в колеса глобализации. ¬ прошлом мирова€ экономика полагалась на гегемона (¬еликобританию в XVIII и XIX веках и —оединенные Ўтаты в XX веке), который создавал рамочную структуру безопасности, необходимую дл€ защиты свободных рынков, свободной торговли и движени€ капиталов. ќднако уникальное сочетание слабеющего вли€ни€ —Ўј на международной арене, с одной стороны, и резких политических разногласий (как между развитыми и развивающимис€ странами, так и между —оединенными Ўтатами и ≈вропой) Ц с другой, создают вакуум мирового лидерства как раз в тот момент, когда оно больше всего нужно.

¬ последние 20 лет, несмотр€ на все разногласи€ по вопросам безопасности, у правительств крупных развитых и развивающихс€ стран были общие экономические цели. –ост китайской и индийской экономики обеспечивал западным потребител€м доступ к самым быстрорастущим рынкам мира и помогал американским и европейским политикам сдерживать инфл€цию путем импорта недорогих товаров и услуг. —Ўј, ≈вропа и япони€ помогают развивающимс€ экономикам создавать места, экспортиру€ их товары в больших объемах и поддержива€ относительную стабильность в международной политике.

Ќо в течение следующих 20 лет переговоры по экономическим и торговым вопросам, скорее всего, будут проникнуты тем же духом соперничества, какой наблюдалс€ в ходе недавних дебатов о нераспространении €дерного оружи€ и изменении климата. –аунд торговых переговоров в ƒохе так же мертв, как и дронт, и ¬семирна€ торгова€ организаци€ не способна противосто€ть всплеску протекционистского давлени€, спровоцированного замедлением мировой экономики.

 онфликты по поводу либерализации торговли в последнее врем€ вспыхивали между —оединенными Ўтатами, ≈вросоюзом, Ѕразилией,  итаем, »ндией и другими быстроразвивающимис€ экономиками, поскольку каждое правительство стремитс€ защитить своих рабочих и промышленность Ц часто за счет интересов других стран. „иновники во многих европейских государствах сетовали на слишком низкие ставки налога на корпорации в »рландии, и в прошлом году вынудили ирландское правительство прин€ть план спасени€, который был нужен этой стране, но который правительство не хотело принимать. Ќемецкие избиратели недовольны тем, что им приходитс€ оказывать материальную поддержку более бедным государствам ≈—, а граждане стран ёжной ≈вропы критикуют нежелание своих правительств и дальше жить не по средствам.

ѕеред последней встречей стран ЂЅольшой двадцаткиї в —еуле (в но€бре прошлого года) бразильские и индийские официальные лица поддержали своих американских и европейских коллег к  итаю, обвин€€ его в манипулировании курсом национальной валюты. ќднако, когда американцы подн€ли этот вопрос на самом форуме, министр финансов Ѕразилии высказал мнение, что политика Ђколичественного см€гчени€ї, проводима€ ¬ашингтоном Ц это така€ же несправедлива€ практика, а немецкий министр иностранных дел охарактеризовал американскую политику как Ђнеумнуюї.

—реди других трудноразрешимых разногласий можно отметить споры по поводу субсидий фермерам в —Ўј и ≈вропе, вопросы защиты прав интеллектуальной собственности, прин€ти€ антидемпинговых мер и компенсирующих пошлин. Ѕеспокойство в св€зи с поведением фондов национального благососто€ни€ ограничило возможность некоторых из них зан€ть ведущее в западных компани€х, особенно американских. ј стремление  ита€ блокировать надежный, долговременный доступ к природным ресурсам, которое заставл€ет ѕекин прибегать к агрессивной скупке полезных ископаемых в јфрике, Ћатинской јмерике и на других развивающихс€ рынках Ц еще больше подливает масла в огонь разгорающегос€ конфликта с ¬ашингтоном.

‘инансовый другой компании, чтобы иметь возможность управл€ть несколькими американскими портами, и это также вызвало негодование политического истеблишмента —оединенных Ўтатов. Ёти событи€ были лишь предвестниками аналогичных про€влений инвестиционного протекционизма в ≈вропе и јзии. Ќа самом деле на международной арене существует мало руковод€щих принципов в отношении пр€мых зарубежных инвестиций Ц практически не выработано четкого определени€, например, того, что следует считать Ђкритически важной инфраструктуройї. Ёто одна из тех мировых политических проблем, которую вр€д ли удастс€ решить в ближайшее врем€.

—амым важным источником конфликтов служат дебаты о том, как не допустить в будущем повторени€ глобального экономического краха. ћеждународна€ монетарна€ и финансова€ стабильность в будущем потребует более тесной координации на мировом уровне, прин€ти€ единых норм регулировани€ и контрол€. ¬ конечном итоге, возможно, придетс€ создать наднациональную регулирующую инстанцию с учетом того, что мобилен и не признает границ, а политика регулировани€ проводитс€ исключительно на национальном уровне. ќднако по этому вопросу имеютс€ глубокие разногласи€. ѕравительства многих развивающихс€ государств опасаютс€, что прин€тие более строгих международных правил в отношении де€тельности финансовых компаний будет означать их более жесткую прив€зку к финансовым системам тех самых западных экономик, которые они обвин€ют в провоцировании последнего кризиса. Ќо и между развитыми экономиками нет единства во взгл€дах на пути реформировани€ системы регулировани€ и наблюдени€ за финансовыми учреждени€ми.

ƒисбаланс в мировой торговле остаетс€ существенным и продолжает увеличиватьс€, а вместе с ним растет и валютных войн Ц не только между —Ўј и  итаем, но также и между другими быстрорастущими экономиками. ¬ этих разногласи€х нет ничего нового. Ќо все еще шаткое и неустойчивое состо€ние глобальной экономики обусловливает необходимость скорейшего и безотлагательного разрешени€ этих противоречий. ¬ то же врем€ вакуум в области мирового лидерства крайне затрудн€ет поиск взаимоприемлемого решени€ и компромисса.

 ому нужен доллар?

ѕосле прежних кризисов на развивающихс€ рынках, подобных азиатскому финансовому краху конца 1990-х гг., политические де€тели этих стран договорились о поддержании слабых валют и положительного обесценивает данную валюту как стабильный международный резерв.

ћежду тем начатые по рекомендации  ита€ дебаты по поводу альтернатив американскому доллару, включа€ повышение роли специального права заимствовани€ (SDR, международного резервного актива, основанного на корзине из п€ти главных национальных валют, создаваемого ћ¬‘ в качестве дополнени€ к золотовалютным резервам), ни к чему не привод€т. √лавна€ причина в том, что ¬ашингтон не заинтересован в каких-либо решени€х, способных подорвать центральную роль доллара. “акже маловеро€тно, что китайский юань сможет в ближайшем будущем прийти на смену доллару в качестве главной резервной валюты, поскольку дл€ этого ѕекину придетс€ ввести плавающий курс юан€, снизить над перемещением капитала, осуществить либерализацию внутренних рынков капитала и создать рынки суверенного долга, деноминированного в юан€х. Ёто долговременный процесс, который может представл€ть угрозу политической и экономической стабильности  Ќ– в краткосрочной перспективе.

 роме того, производители энергии сопротивл€ютс€ политике, направленной на стабилизацию непредсказуемых цен с помощью диверсификации источников энергоносителей. Ёкспортеры, особенно –осси€, продолжают использовать угрозы перекрыть поставки природного газа в качестве главного внешнеполитического оружи€ против соседних стран. —о своей стороны, потребители энергии сопротивл€ютс€ введению налога на выброс углерода в атмосферу, который мог бы уменьшить их зависимость от ископаемого топлива. јналогична€ напр€женность возникает из-за резкого роста цен на продовольствие и прочее сырье.  онфликты, св€занные с решением этих проблем, вспыхивают в эпоху сильной экономической обеспокоенности, когда ни одна страна или стран не обладает достаточным вли€нием, чтобы предложить по-насто€щему международный подход к их разрешению.

— 1945 по 1990 гг. мировой баланс сил определ€лс€ относительной разницей в военных возможност€х. Ќе рыночные и не культурна€ динамика усиливали советский блок в рамках бипол€рной системы международных отношений, а груба€ военна€ сила. —егодн€ ключевое значение  ита€ и других формирующихс€ держав дл€ будущего мировой экономики, а не количество китайцев Ђпод ружьемї и не численность их вооружений, делает их выбор крайне важным дл€ будущего —оединенных Ўтатов.

¬ этом суть дилеммы большого нул€. ‘раза Ђколлективна€ безопасностьї сразу же вызывает ассоциации с Ќј“ќ и ролью этой организации в обеспечении мира и безопасности в ≈вропе. Ќо, как убедительно демонстрирует кризис еврозоны, коллективной экономической безопасности в глобальной экономике не существует. ≈сли раньше интересы европейских стран сближались на основе предположени€, что страны юга ≈вропы защищены от риска дефолта, и государства ¬осточной ≈вропы выстраивались в очередь, чтобы присоединитьс€ к зоне евро, то теперь они опасаютс€ подхватить Ђвирусї внутри европейского дома, который может в один прекрасный день привести к развалу всей еврозоны.

«а пределами ≈вропы, будь то рыночна€ демократи€, подобна€ —оединенным Ўтатам, или авторитарное капиталистическое государство, как  итай, любые политики, прежде всего беспоко€тс€ и переживают по поводу роста национальной экономики и создани€ рабочих мест. „то же касаетс€ стремлени€ поддержать мировую экономику, то это дл€ всех второстепенный приоритет. Ѕольше не существует вашингтонского консенсуса, но не возникнет и пекинский консенсус, потому что государственный капитализм китайского образца призван удовлетвор€ть уникальные потребности  ита€. Ёто тот редкий продукт, в экспорте которого  Ќ– не заинтересована.

ѕоскольку каждое правительство должно работать над укреплением внутренней безопасности и процветани€, которое соответствовало бы уникальным политическим, экономическим, географическим, культурным и историческим особенност€м данной конкретной страны, государственный капитализм Ц это система, котора€ должна быть уникальной дл€ каждой практикующей ее страны. ¬от почему, несмотр€ на создани€ новой международной финансовой архитектуры вр€д ли приведет к по€влению новой структуры, соответствующей нормам и правилам, вызывающим всеобщее доверие. » именно поэтому эпоха ЂЅольшого нул€ї скорее породит зат€жной конфликт, чем что-то, отдаленно напоминающее новое Ѕреттон-¬удское соглашение.

∆урнал Ђ–осси€ в глобальной политикеї

  • ƒата публикации: 25.05.2011
  • 2148
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150