Применение УЗИП класса I+II
13.06.2022
Новая инициатива США – Транстихоокеанское партнерство (ТТП)–вызваламного споров и домыслов. Не обошло это и Японию. Тем более что ее поспешили все включить в состав этой структуры как наиболее перспективного участника. На самом деле, все не так просто.
Транстихоокеанскому партнерству японцы дали свое более точное определение. По-японски оно звучит как Транстихоокеанское экономическое партнерство. Дело не в названии, а в сути. В отечественных СМИ сразу же поднялся шум. Многим показалось, что США в очередной раз пытаются строить козни и в данном случае «выдавить» из региона Китай и Россию. Но если даже в отношении последней это непонятно зачем, то без Китая никакая «закрытая» или конфронтационная формула просто не будет работать. Это нонсенс, который очевиден Токио. Очевидно это и Вашингтону, где давно поняли, что сдерживать Китай нереально. Пытаясь решить «китайскую проблему» через громко заявленное «стратегическое партнерство», а потом безрезультативное давление, Вашингтон решил, видимо, действовать иначе – сформировать у него под боком мощный рынок (но не блок – время экономических блоков прошло безвозвратно) с новыми правилами игры, более жесткими, чем существующие в нынешних транснациональных структурах, чтобы поставить Китай перед выбором – либо он принимает эти правила игры, либо поднимает брошенную перчатку.
«Большая политика» в этой американской инициативе присутствует по полной программе. Это прежде всего ярко выраженная альтернативность нового рынка китайскому доминированию в Восточной Азии. Стремление показать всем странам региона, что Китай – это, конечно, здорово, но свет клином на нем не сошелся. Есть и другие ресурсы экономического роста. Прежде всего в самих странах планируемого рынка при условии грамотного, сплоченного регионального партнерства более высокого уровня. При этом никто не говорит: перестаньте торговать с Китаем или получать от него кредиты. Странам региона говорят: в новой структуре вы получите дополнительные козыри в отношениях с тем же Китаем.
По сути, речь идет о сочетании уже сформировавшейся экономически мощной и набирающей силы Азиатской континентальной оси с центром в лице Китая и Транстихоокеанской – с центром в лице Соединенных Штатов. Для державы, теряющей в относительном и даже абсолютном значениях свои лидирующие экономические позиции в мире, это шанс «убить двух зайцев» – уравновесить китайский центр силы и дать новый стимул своему собственному развитию, которое остается слабым и неустойчивым.
Японию такой подход не только устраивает, но именно об этом страна думала все эти годы, пытаясь и почти безрезультатно «уравновешивать» Китай. Ведь Токио был инициатором проведения Восточноазиатского саммита (ВАС), втянув в него Индию, Австралию, хотя Пекин морщился при этом: мол, какая это Восточная Азия. Американцы изначально не были в восторге от идеи Восточноазиатского экономического сообщества в узком составе (асеановская десятка плюс Япония, Китай и Южная Корея), опасаясь не столько закрытости структуры, сколько того, что, оставшись один на один с Китаем, эти страны будут им поглощены.
Теперь и японское правительство отказалось, и, судя по всему, надолго, от идеи Восточноазиатского сообщества, взлелеянной первым главой кабинета в демократическом правительстве Юкио Хатояма. В этих условиях структура Восточноазиатского саммита, в которой Японии удалось «разбавить» присутствие Пекина другим азиатским «гигантом» – Индией, выглядит более сбалансированной. На саммите, который начинается на Бали 17 ноября, США впервые будут представлены своим президентом.
ТТП – это новая игра экономических супердержав за лидерство, и в ней не только Россия, но и даже Япония не первый игрок. Предлагаемые как базисные взаимные соглашения о свободной беспошлинной торговле и свободе инвестиций будут иметь более строгие параметры. Для Японии либерализация в предлагаемых рамках должна затронуть неконкурентоспособные отрасли сельского хозяйства. Животноводы на Кюсю уже заявили, что придется расстаться с буренками и вообще поставить жирный крест на животноводстве, а рисоводы стали говорить то же самое о святая святых – рисе. Производители сахара из сахарного тростника и батата напомнили, что цены на отечественный сахар в четыре раза выше импортных.
Вернувшемуся из Гонолулу премьер-министру Ёсихико Нода пришлось на следующий день отбиваться от острых вопросов в бюджетном комитете верхней палаты. Вопрос о выживании сельского хозяйства настолько политически чувствителен, что один неверный шаг, и оппозиции удастся заставить его пойти на роспуск парламента и проведение досрочных выборов, на которых демократов ждет сокрушительное поражение. Но он сделал главное, за что его хвалят и пресса и политики, – он принял принципиальное решение начать процесс изучения условий и последующего вступления в новую организацию, после того как все вопросы будут сняты.
России, исходя из прагматической сути ее нынешней политики, опасно долго размышлять, участвовать или нет в ТТП. Нужно позитивно оценить эту инициативу как минимум на перспективу, не оглядываясь на антиамериканскую паранойю, прокитайские сентименты и стратегические расчеты. Время, как и на Западе, сделать свой выбор именно сейчас, пока речь идет о политическом решении, а детали экономического характера можно решить по ходу дела, как поступает в данной ситуации Япония. Главное – начать.
Константин Оганесович Саркисов - почетный профессор университета Яманаси Гакуин (Япония).
Источник: «Независимая газета» (Россия)
Тема дня 02.10.2024
Новости компаний 30.09.2024
Тема дня 24.09.2024
Новости компаний 23.09.2024
Новости компаний 01.10.2018
Традиционная энергетика 01.09.2024
Технологии 02.10.2021
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также