https://www.high-endrolex.com/35

Ўќ— как растущий властелин Ђхартлэндаї

Ўќ— как растущий властелин Ђхартлэндаї

Ќа втором дес€тилетии существовани€ Ўанхайской организации сотрудничества шесть стран-учредителей ( азахстан,  иргизи€,  итай, –осси€, “аджикистан и ”збекистан) задаютс€ концептуальными вопросами. ћногие говор€т о том, что Ўќ— переживает внутренний кризис, но мнени€ о его глубине расход€тс€. ƒействительно ли пора сделать выбор вектора и модели дальнейшего развити€ на значительную перспективу? Ќужно ли Ўќ— стремитьс€ к классическому воплощению интеграционной идеи в глобализирующемс€ мире? ћожно ли по-иному реализовать объедин€ющий потенциал? –азброс взгл€дов широк и многослоен. Ќо какими бы ни были крайние позиции, главенствующие оценки первой декады существовани€ Ўќ— (в 2011 г. организации исполнилось 10 лет) можно суммировать следующим образом.

ѕровальным считают итоги те, кто почему-то усматривал в создании Ўќ— прообраз нового союза с выраженной антизападной, прежде всего антиамериканской направленностью. ƒействительно, в по€влении этой организации на рубеже XXI века можно увидеть один из результатов распада —оветского —оюза. ќднако ни исходные постулаты, ни документы, прин€тые при создании Ўќ—, ни особенности политики государств-учредителей не свидетельствуют в пользу того, что их руководителей тогда занимала задача столь утопическа€, как попытка склеить единую политическую конструкцию-химеру из фрагментов постсоветского пространства и  ита€.

ƒругие испытывают досаду в св€зи с тем, что Ўќ— оказалась неспособна жестко регулировать политико-экономические процессы в своих пределах, включа€ применение механизмов принуждени€ и квазиполицейских функций. «десь €вно про€вл€ютс€ завышенные ожидани€ и максималистские запросы, преследующие организацию с ее рождени€. Ѕудучи, как правило, основаны на благих намерени€х, они могут служить катализаторами тех или иных начинаний, но чаще привод€т к унынию, пессимистическим выводам или, наоборот, поспешной активности с малым конечным выходом. ќт такого эмоционально-романтического подхода пора избавл€тьс€.

“ретьи признают, что за дес€ть лет Ўќ— проделала значительную работу, стала частью общемирового политического контекста, фактором серьезного международного звучани€, с которым вынуждены свыкнутьс€ и считатьс€ крупнейшие мировые игроки. “о, что поначалу рассматривалось как ситуативное объединение, в короткие по историческим меркам сроки выросло в многопрофильную организацию, обладающую достаточной внутренней прочностью, эластичностью и внешней прит€гательностью, демонстрирующую открытость и готовность на прозрачной и равноправной основе вступать во взаимодействие со всеми, кто того реально желает. Ќедаром на сегодн€шний день Ўќ— уже привлекла внешних партнеров разного формата, и их число сопоставимо с тем, что ј—≈јЌ приобрела за 45 лет своего существовани€. —оздание Ўќ— сыграло стабилизирующую роль в среднеазиатском районе, во многом помогло снизить остроту традиционно присущих ему центробежных тенденций, которые выплеснулись на поверхность после прекращени€ существовани€ —оветского —оюза.

¬ то же врем€ экспертов и наблюдателей начинает тревожить, что за последние два-три года по€вились признаки затухани€ внутреннего динамизма, соскальзывани€ в инерционность, расширени€ дисбалансов между основными сферами сотрудничества.

≈сли говорить объективно, дес€ть лет дл€ международной организации Ц это подростковый возраст. ј в лице Ўќ— мы €вно имеем дело с подростком-акселератом, с неизбежными в ходе ускоренного роста несуразност€ми и несообразност€ми. „тобы сгладить и устранить их, во-первых, нужно признать эти €влени€ естественными в своей основе. ј во-вторых, и это главное, Ц зан€тьс€ терпеливой осмысленной корректировкой, способствующей переходу всего организма в состо€ние зрелости. »ными словами, если первое дес€тилетие можно назвать по сути периодом становлени€ и преимущественно экстенсивного роста Ўќ—, то теперь на повестке дн€ вступление на путь интенсивного гармоничного развити€.

—тупени фазового перехода

ѕодтверждение тезиса о назревшем фазовом переходе можно найти в материалах саммита, прошедшего летом 2011 г. в јстане. ¬ них проводитс€ мысль об актуальной необходимости подготовки стратегии Ўќ— на обозримую перспективу. ¬ этой св€зи хотелось бы предложить несколько замечаний общего плана.

ѕервое. ѕриобретает неакадемическое звучание пон€тие Ђпространство Ўќ—ї. ќ каком географическом охвате вести речь Ц о странах, составл€ющих €дро организации, или о почти безразмерном ареале, включающем в себ€ наблюдателей и партнеров по диалогу, число которых может продолжать расти? “ак, под Ђпространствомї ј—≈јЌ, организации, весьма близкой Ўќ— по принципам и целевым ориентирам, однозначно понимаетс€ совокупность территорий дес€ти стран-участниц, расположенных в юго-восточной части јзии. »менно на нем сфокусированы коллективно сформулированные интересы. ѕартнеры ј—≈јЌ разбросаны по разным континентам. Ќо это именно внешние партнеры, взаимодействие с которыми выстраиваетс€ по схемам, отличным от тех, что прин€ты внутри.

“акой подход вполне приложим и к Ўќ—. Ўесть стран-основательниц занимают северную, центральную и восточную части обширного евроазиатского континента, что и составл€ет нынешнее пространство Ўќ—. ¬ его пределах действуют согласованные Ђшестеркойї правила, программы и проекты. ¬ыдающа€с€ особенность этого пространства состоит в том, что на него приходитс€ сердцевина евразийского континента (Ђхартлэндї в геополитической трактовке), называема€ ÷ентральной јзией. Ётот район служит центром прит€жени€ интересов и усилий. Ѕезусловно, нужно внимательно относитьс€ к тому, что происходит к западу, к югу и далее к востоку (в зоне “ихого океана). Ќо приемы взаимодействи€ с акторами вне пространства Ўќ— неизбежно отличны от логики внутришосовского общени€.

Ћюбое расширение €дра ведет к возникновению новой конфигурации пространства, что чревато ут€желением первоначально заложенной конструкции Ўќ— как региональной организации с вн€тной зоной ответственности. ¬ажно заранее взвесить, какие дополнительные нагрузки могут выдержать ныне существующие механизмы, дабы избежать необходимости такой их переделки, котора€ фактически приведет к коренному переформатированию. ѕотому в деле расширени€ недостаточно политических критериев членства, сформулированных в “ашкенте в 2010 г. и в јстане в 2011 году. ¬нутри самой организации следует сформулировать юридические, финансовые и организационные услови€, на базе которых затем можно согласовать детали с конкретными соискател€ми. »ной алгоритм трудно представить.

ќпыт Ќј“ќ и ≈вросоюза как уже усто€вшихс€ международных объединений свидетельствует, что это процесс болезненный, не говор€ уже о том, как трудно прогнозировать последстви€ поспешно проводимого расширени€. ƒа и пример ј—≈јЌ, первоначальный состав которой в свое врем€ был увеличен, не выход€ за рамки все той же ёго-¬осточной јзии, подтверждает необходимость эволюционного взвешенного подхода и неизбежность проведени€ дополнительной внутренней подстройки.

ѕрименительно к расширению Ўќ— следует, как представл€етс€, руководствоватьс€ не столько текущей оценочной целесообразностью, котора€ зависит от конъюнктуры, сколько предварительно определенным количественным показателем Ђкритической массыї €дра, которую организаци€ способна выдержать, не подверга€сь саморазрушению и не отвлека€сь от сердцевины ≈вразии. “о есть ответить на вопрос: способны ли нынешние €дро и пространство Ўќ— расшир€тьс€ бесконечно, становитьс€ политически и географически расплывчатыми?

¬торое.  лючевое в названии организации пон€тие Ђсотрудничествої целиком и полностью передает замысел Ўќ— как новаторской модели дееспособного взаимодействи€, не стрем€щейс€ к суперконсолидации с по€влением в дальнейшем наднациональных органов, наделенных директивными функци€ми. ƒо сих пор в Ўќ— удавалось избежать прецедентов подписани€ документов с оговорками, то есть по существу заведомого сужени€ возможностей дл€ их реализации. ”частники, включа€ –оссию, по всей видимости, не готовы к тому, чтобы в корне изменить существующую работоспособную, хот€ и не быстродействующую механику согласовани€ интересов, в центре которой консенсусное прин€тие решений по принципиальным вопросам и добровольное исполнение договоренностей.

Ќо можно подумать, наверное, о более смелом и глубоком совершенствовании этой механики при уважении к самореализации суверенных участников. —тоит, в частности, шире использовать заложенную в ’артии Ўќ— необ€зательность полного консенсуса применительно к отдельным меропри€ти€м и проектам практического свойства. ѕочему бы Ўќ—, подобно другим крупным международным объединени€м, не апробировать разноскоростное движение, которое предполагало бы опережающие усили€ групп участников по отдельным темам и проектам, которые не увод€т организацию в сторону от магистральных направлений и консенсусно одобрены в общем виде? “акие маневры отнюдь не тождественны обособлению или противопоставлению. ”же сейчас обнаруживаетс€, что без введени€ подобной практики Ўќ— все ощутимее испытывает эффект торможени€.

ћногосторонние проекты Ўќ—, будь то экономические или гуманитарные, могли бы вырастать из таких двусторонних, которые заранее имеют просчитываемый потенциал дл€ подключени€ к ним впоследствии других участников (схема Ђдва плюсї).

 ак известно, в Ўќ— существует долгосрочна€ поэтапна€ программа создани€ условий дл€ свободного движени€ товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Ётот вектор движени€ лежит в русле общемировых тенденций. «десь не обойтись без решени€ многогранной и головоломной задачи, как свести к общему знаменателю разные торговые, инвестиционные и валютные режимы, несовпадающие производственные и финансовые стандарты, неодинаковые приемы ведени€ бизнеса. Ўќ— находитс€ только в начале такой работы. —корее всего, она будет обретать характер приспособлени€ к новообразующимс€ структурам на постсоветском пространстве, в —еверо-¬осточной и ёго-¬осточной јзии. — точки зрени€ данной перспективы на авансцену выходит задача не форсированной интеграции, а прагматической проектной де€тельности, особенно в том, что касаетс€ информационно-транспортной инфраструктуры и сферы энергоэкологии.

ћогут возникнуть сомнени€ насчет того, что развитие Ўќ— по такому сценарию будет напоминать структурированный клуб по интересам, а не спа€нный коллектив. Ќо иметь хорошо организованный и с отдачей действующий клуб Ц задача достойна€ и не из простых.

√енеральным ориентиром стратегии Ўќ—, ее модернизации и совершенствовани€ должно стать решение проблемы повышени€ коэффициента полезного действи€ сотрудничества во всех сферах с прицелом на придание организации еще большей результативности, адаптивности, мобильности, гибкости, внутренней управл€емости и крепости.

“ретье. Ѕытует точка зрени€, согласно которой Ўќ— Ц это что-то вроде дипломатического прикрыти€ де-факто существующего дуумвирата –оссии и  ита€, доминирующего над среднеазиатским регионом. ѕоследний, дескать, €вл€етс€ полем российско-китайского соперничества. ѕодобный взгл€д, во-первых, нивелирует значение государств региона как самосто€тельных игроков, а это про€вление нереалистичного подхода в теории и близорукости на практике. ¬о-вторых, он исподволь продвигает алармистский тезис о российско-китайских отношени€х в целом как о неизбывной конфронтации, протекающей то в открытой, то в не€вной форме.

ѕрименительно к Ўќ— данный тезис представл€етс€ нарочито прит€нутым. Ёлемент конкуренции между –оссией и  итаем в ÷ентральной јзии, несомненно, есть и будет. »ное выгл€дело бы странным ввиду глубокой исторической близости двух стран и ÷ј, их положени€ в современном глобализирующемс€ мире. ќднако движущей силой в задумке Ўќ— видитс€ не столкновение интересов –оссии и  ита€. ќпредел€ющую роль играло совпадение взгл€дов на важность такого фактора, как предсказуемость и мирное развитие общей ситуации в ÷ентральной јзии, осознание взрывоопасности возникновени€ там расколов и разделительных линий, с точки зрени€ просчитываемых целей собственной политики на долгосрочную перспективу.

¬ определенном смысле Ўќ— можно назвать продуктом становлени€ нового типа отношений между –оссией и  итаем, одним из весомых и зримых элементов, воплощающих сегодн€ российско-китайское стратегическое доверительное партнерство.

–осси€ и  итай составл€ют несущую конструкцию организации. ќбе страны отдают себе отчет в том, что согласованность их действий имеет дл€ Ўќ— судьбоносное значение. –азумеетс€, это не исключает нюансов в подходах к каким-то конкретным проблемам. Ќо отождествл€ть живой поиск позитивно зар€женного баланса российско-китайских интересов с непрекращающимс€ Ђперет€гиванием канатаї дл€ утверждени€ собственной гегемонии было бы предвз€той оценкой, противоречащей тому, как устроена и работает Ўќ—.  онструктивно ориентированна€ идеологи€, получивша€ название Ђшанхайский духї, не допускает безраздельного господства одного государства, независимо от его параметров.

«алог будущего Ўќ— Ц в сохранении совместимости подходов и интересов –оссии и  ита€ там, где это касаетс€ долгосрочных задач и фундаментальных моментов функционировани€ организации во всех ее аспектах и измерени€х.

јфганский аспект

Ќаконец, критически важным дл€ выстраивани€ стратегии Ўќ— €вл€етс€ такой внешний фактор, как јфганистан. Ќе следует забывать о том, что катализатором возникновени€ Ўќ— €вились непосредственные угрозы терроризма и наркотрафика, исходившие из этой страны в конце 1990-х годов. »де€ родилась из коллективной потребности в создании региональной коалиции дл€ борьбы с их про€влени€ми. »менно страны, образовавшие Ўќ—, первыми стали акцентировать внимание мирового сообщества на транснациональном характере подобного рода угроз и неотложности задачи объединени€ усилий на глобальном уровне дл€ противодействи€ им.

—ейчас афганска€ тематика вновь во всей своей полноте возвращаетс€ на повестку дн€. ќрганизаци€ оказываетс€ ближайшей к јфганистану крупной международной конструкцией с положительным имиджем. Ўќ— волей-неволей придетс€ заниматьс€ проблемами этого турбулентного государства с не€сным будущим. Ќо нельз€ допустить, чтобы афганский груз оказалс€ неподъемным и надорвал Ўќ—, подм€л под себ€ текущую де€тельность организации и проведение назревшей внутренней настройки, нанес ей непоправимый репутационный ущерб.

јфганска€ проблематика требует специального анализа в рамках организации и незамедлительного согласовани€ общей принципиальной линии. Ёто, в частности, касаетс€ актуального дл€ Ўќ— вопроса о предоставлении јфганистану статуса наблюдател€. ¬ свете уже объ€вленного ухода ’амида  арза€ в 2014 г. такой шаг следует рассматривать, помимо прочего, в контексте зав€зывани€ контактов с теми политическими силами, которые впоследствии станут господствующими в јфганистане.

ќдно €сно Ц Ўќ— не может и не должна становитьс€ заложницей конъюнктуры американской политики, эгоистических расчетов —Ўј. Ќельз€ исключать использование американцами јфганистана дл€ раскачивани€ ситуации в ÷ентральноазиатском регионе и вокруг него. ќстрие подобных действий было бы нацелено на подрыв позиций прежде всего –оссии и  ита€ в регионе, да и в глобальном контексте. ѕонима€, что ¬ашингтон выберет такую тактику ухода из јфганистана, чтобы остатьс€ в нем (включа€ военное присутствие), Ўќ— могла бы, опира€сь на афганскую тему, пойти на установление св€зей с —оединенными Ўтатами. »спользование, например, уже апробированного в рамках организации формата контактной группы способно послужить автономной площадкой дл€ взаимных зондажных и координирующих процедур. “ем самым был бы создан дополнительный ресурс дл€ поствоенного урегулировани€ в јфганистане.

„то касаетс€ объема и остроты провоцируемых угроз, весь комплекс афганской проблематики давно вышел за региональные рамки и стал предметом широкоформатного международного внимани€ и беспокойства. ”же в течение длительного периода ведущую роль в афганском урегулировании играет ќќЌ. ѕравомерно и полезно сохранить за ней эту роль и впредь.

¬ыдвинута€ не так давно “урцией инициатива по јфганистану, получивша€ название Ђстамбульский процессї, по-видимому, могла бы стать отправным моментом дл€ коллективной разработки нового Ђмиротворческогої мандата дл€ ќќЌ по јфганистану. —тоит обратить внимание и на узбекскую инициативу Ђшесть плюс триї, касающуюс€ јфганистана.

јфганский фактор, который €вл€етс€ серьезным вызовом дл€ Ўќ—, следует использовать дл€ активизации св€зей организации с международным сообществом, прежде всего с ќќЌ, а также дл€ налаживани€ контактов с ќрганизацией »сламска€  онференци€.

***

¬ качестве концептуальной закваски в плане разработки стратегии Ўќ— и ее дальнейшего совершенствовани€ можно использовать три взаимоув€занных элемента. ¬о-первых, упрочение солидарности в политической сфере с упором на умножение навыков и умени€ сочетать национально-государственные интересы с общешосовскими. ¬о-вторых, расширение основ соразвити€ в экономической области с акцентом на адаптационные способности Ўќ—. ¬-третьих, укрепление чувства общности в культурно-гуманитарном измерении, которое содержит в себе значительный потенциал Ђединства в многообразииї, что существенно дл€ укреплени€ базы общественной поддержки Ўќ—.

¬остребованность инициативного вклада –оссии в формирование матрицы завтрашнего дн€ Ўќ— все более насущна. ќчевидно, что это как раз та стез€, на которой может и должен про€вить себ€ сплав подходов, идей и предложений профессионалов, по должности занимающихс€ шосовской тематикой, и научно-экспертного сообщества.

¬.я. ¬оробьевЦ старший научный сотрудник ÷ентра исследований ¬осточной јзии и Ўќ— »нститута международных исследований ћ√»ћќ(”) ћ»ƒ –оссии, „резвычайный и ѕолномочный ѕосол, в 1998Ц2006 гг. Ц посол по особым поручени€м Ц специальный представитель президента –оссийской ‘едерации по делам Ўќ—.

∆урнал "–осси€ в глобальной политике"


  • ƒата публикации: 28.02.2012
  • 707
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150