ядерный летающий монстр.  ак в ———– строили атомный самолет

ядерный летающий монстр.  ак в ———– строили атомный самолет
¬ послевоенное врем€ мир победителей был опь€нен открывшимис€ €дерными возможност€ми. ѕричем речь идет не только об оружейном потенциале, но и вполне мирном использовании атома. ¬ —Ўј, например, помимо атомных танков заговорили о создании даже таких бытовых мелочей, как пылесосы, работающие на цепной €дерной реакции.

¬ начале 1946 года —оединенные Ўтаты, тогда еще будучи единственной страной с €дерным арсеналом, прин€ли решение о создании самолета с атомным двигателем. Ќо из-за неожиданных трудностей работы продвигались крайне медленно. Ћишь дев€ть лет спуст€ удалось подн€ть в воздух самолет с €дерным реактором на борту. ѕо данным советской разведки, говорить о полноценном планере с атомным двигателем говорить было рано: секретный объект действительно оснастили €дерной установкой, однако она не была подключена к моторам и служила только дл€ испытаний.

“ем не менее деватьс€ было некуда Ч раз американцы зашли так далеко, значит, и в ———– должны вести работы в том же направлении. 12 августа того же 1955 года выходит постановление —овета министров ———– є1561-868, предписывающее авиационным предпри€ти€м начать проектирование советского атомолета.

Ћетающа€ Ђуткаї ћ-60/ћ-30

—ложна€ задача была поставлена сразу перед несколькими конструкторскими бюро. ¬ частности, бюро ј. Ќ. “уполева и ¬. ћ. ћ€сищева должны были разработать летательные аппараты, способные работать на €дерных силовых установках. ј бюро Ќ. ƒ.  узнецова и ј. ћ. Ћюльки поручили построить те самые силовые установки.  урировал эти, как и все прочие атомные проекты ———–, Ђотецї советской атомной бомбы »горь  урчатов.

»горь  урчатов

»горь  урчатов

ѕочему одни и те же задачи ставили перед несколькими  Ѕ? “ем самым правительство хотело поддержать соревновательный характер работы инженеров. ќтставание от —Ўј было приличным, поэтому догон€ть американцев надо было любыми пут€ми.

¬сех работников предупредили Ч речь идет о проекте государственной важности, от которого зависит безопасность родины. ѕо словам инженеров, сверхурочна€ работа не поощр€лась Ч она считалась нормой. “еоретически работник мог уйти домой в 18 часов, однако коллеги смотрели на него как на пособника врага народа. Ќа следующий день можно было не возвращатьс€.

—начала инициативу вз€ло на себ€  Ѕ ћ€сищева. “амошние инженеры предложили проект сверхзвукового бомбардировщика ћ-60. ‘актически речь шла об оснащении уже существовавшего ћ-50 €дерным реактором. ѕроблема первого в ———– сверхзвукового стратегического носител€ ћ-50 как раз заключалась в катастрофических топливных Ђаппетитахї. ƒаже при условии двух дозаправок в воздухе 500 тоннами керосина бомбардировщик с трудом мог бы долететь до ¬ашингтона и вернутьс€ обратно.

проект сверхзвукового бомбардировщика ћ-60

 азалось, все вопросы должен был решить атомный двигатель, гарантировавший практически неограниченную дальность и длительность полета. Ќескольких граммов урана хватило бы на дес€тки часов полета. —читалось, что в экстренных случа€х экипаж смог бы беспосадочно барражировать в воздухе на прот€жении двух недель.

—амолет ћ-60 планировали оснащать €дерной силовой установкой открытого типа, сконструированной в бюро јрхипа Ћюльки. “акие двигатели были заметно проще и дешевле, но, как впоследствии оказалось, в авиации им было не место.

 омбинированный турбореактивно-атомный двигатель

 омбинированный турбореактивно-атомный двигатель. 1 Ч электростартер; 2 Ч заслонки; 3 Ч воздуховод пр€моточного контура; 4 Ч компрессор; 5 Ч камера сгорани€; 6 Ч корпус атомного реактора; 7 Ч тепловыдел€юща€ сборка

 омбинированный турбореактивно-атомный двигатель

»так, в цел€х безопасности €дерную установку надо было расположить как можно дальше от экипажа. ’востова€ часть фюзел€жа подходила лучше всего. “ам предполагалось разместить четыре атомных турбореактивных двигател€. ƒалее находилс€ бомбоотсек и, наконец, кабина экипажа. ѕилотов хотели поместить в глухую свинцовую капсулу весом 60 тонн.  омпенсировать отсутствие визуального обзора планировалось с помощью радиолокационных и телевизионных экранов, а также перископов. ћногие функции экипажа возлагались на автоматику, а впоследствии предлагалось и вовсе перевести аппарат на полностью автономное беспилотное управление.

 абина экипажа

 абина экипажа. 1 Ч приборна€ панель; 2 Ч катапультируемые капсулы; 3 Ч аварийный люк; 4 Ч положение крышки люка при входе и выходе из кабины и катапультировании; 5 Ч свинец; 6 Ч гидрид лити€; 7 Ч привод люка

»з-за Ђгр€зногої типа используемых двигателей обслуживание сверхзвукового стратегического бомбардировщика ћ-60 надо было осуществл€ть с минимальным участием людей. “ак, силовые установки должны были Ђцепл€тьї к самолету пр€мо перед полетом в автоматическом режиме. «аправка, доставка пилотов, подготовка вооружени€ Ч все это тоже должны были делать Ђроботыї. –азумеетс€, дл€ обслуживани€ таких атомолетов требовалась полна€ перестройка существующей инфраструктуры аэродромов, вплоть до закатки новых взлетно-посадочных полос толщиной не менее полуметра.

»з-за всех этих трудностей проект создани€ ћ-60 пришлось закрыть еще на этапе чертежей. ¬место него предполагалось построить другой атомолет Ч ћ-30 с €дерной установкой закрытого типа.  онструкци€ реактора при этом была гораздо сложнее, зато вопрос с защитой от радиации сто€л не так остро. —амолет должны были оснастить шестью турбореактивными двигател€ми, питавшимис€ от одного €дерного реактора. ¬ случае необходимости силова€ установка могла работать и на керосине. ћасса защиты экипажа и двигателей была почти вдвое меньше, чем у ћ-60, благодар€ чему самолет мог нести полезную нагрузку в 25 тонн.

проект самолета ћ-30-1

проект самолета ћ-30-1

ѕервый полет ћ-30 с размахом крыльев пор€дка 30 метров был запланирован на 1966 год. ќднако и этой машине не суждено было сойти с чертежей и хот€ бы частично воплотитьс€ в реальности.   1960 году в противосто€нии авиации и ракетчиков наметилась победа последних. ’рущева убедили, что самолеты нынче не так важны, как раньше, а ключева€ роль в борьбе с внешним врагом перешла к ракетам.  ак итог Ч сворачивание почти всех перспективных программ по атомолетам и реструктуризаци€ соответствующих конструкторских бюро. Ќе минула эта участь и  Ѕ ћ€сищева, которое потер€ло статус самосто€тельной единицы и было переориентировано на ракетно-космическую отрасль. Ќо у авиастроителей оставалась еще одна, последн€€ надежда.

ƒозвукова€ Ђтушкаї

 онструкторскому бюро ј. Ќ. “уполева повезло больше. «десь инженеры параллельно с Ђм€сищевцамиї работали над собственным проектом атомолета. Ќо в отличие от ћ-60 или ћ-30, это была намного более приближенна€ к реальности модель. ¬о-первых, речь шла о создании дозвукового бомбардировщика на €дерной установке, что было не в пример легче по сравнению с разработкой сверхзвукового самолета. ¬о-вторых, машину вообще не надо было изобретать заново Ч дл€ поставленных целей годилс€ уже существующий бомбардировщик “у-95. ‘актически надо было лишь оснастить его атомным реактором.

јндрей “уполев

јндрей “уполев

¬ марте 1956 года —овет министров ———– поручает “уполеву начать проектирование летающей атомной лаборатории на базе серийного “у-95. ¬ первую очередь необходимо было что-то делать с габаритами существующих атомных реакторов. ќдно дело Ч оснастить €дерной установкой огромный ледокол, дл€ которого фактически не было массо-габаритных ограничений. —овсем другое Ч поместить реактор в довольно ограниченное пространство фюзел€жа.

“у-95

“у-95

јтомщики утверждали, что в любом случае надо рассчитывать на установку объемом с небольшой дом. » все же перед инженерами  Ѕ “уполева поставили задачу Ч во что бы то ни стало уменьшить габариты реактора.  аждый лишний килограмм веса силовой установки т€нет за собой в виде защиты еще три лишних килограмма нагрузки на самолет. ѕоэтому борьба велась буквально за каждый грамм. Ќикаких ограничений не было Ч денег выдел€ли столько, сколько было нужно.  онструктору, нашедшему способ снизить вес установки, выплачивали солидную премию.

¬ конце концов јндрей “уполев показал реактор размером с огромный, но все-таки шкаф, причем полностью соответствующий всем требовани€м к защите. ѕо легенде, авиаконструктор при этом не без гордости за€вил, что Ђдомов на самолетах не воз€тї, а главный советский атомщик »горь  урчатов сначала был уверен, что перед ним только макет реактора, а не действующий образец.

јтомный реактор в недрах “у-95

јтомный реактор в недрах “у-95

¬ итоге установку прин€ли и одобрили. ќднако сначала надо было провести серию наземных испытаний. Ќа основе средней части фюзел€жа бомбардировщика на одном из аэродромов под —емипалатинском построили стенд с атомной установкой. ¬ ходе тестировани€ реактор вышел на заданный уровень мощности.  ак оказалось, сама€ больша€ проблема касалась не столько реактора, сколько биозащиты и работы электроники Ч живые организмы получали слишком высокую дозу облучени€, а приборы могли вести себ€ непредсказуемо. –ешили, что отныне основное внимание надо удел€ть не реактору, который в принципе был готов дл€ использовани€ в самолетах, а надежной защите от радиации.

ѕервые варианты защиты были чересчур грандиозные. ”частники событий вспоминают фильтр высотой с 14-этажный дом, 12 Ђэтажейї которого уходили под землю, а два возвышались над поверхностью. “олщина защитного сло€ достигала полуметра.  онечно, найти практическое применение таким технологи€м в атомолете было невозможно.

ћожет, стоило воспользоватьс€ наработками инженеров  Ѕ ћ€сищева и спр€тать экипаж в свинцовой капсуле без окон и дверей? ƒанный вариант не подходил из-за размеров и веса. ѕоэтому придумали защиту совершенно нового типа. ќна представл€ла собой покрытие из свинцовых плит толщиной 5 сантиметров и 20-сантиметрового сло€ из полиэтилена и церезина Ч продукта, получаемого из нефт€ного сырь€ и отдаленно напоминающего хоз€йственное мыло.

компоновка элементов опытного €дерного реактора на самолет “у-95

”дивительно, но бюро “уполева удалось пережить непростой дл€ авиаконструкторов 1960 год. Ќе в последнюю очередь благодар€ тому, что атомолет на базе “у-95 был уже вполне реальной машиной, способной подн€тьс€ в воздух на атомной т€ге в ближайшие годы. ќсталось лишь провести воздушные испытани€.

бомбардировщик “у-95ћ є7800408

¬ мае 1961 года в небо подн€лс€ нашпигованный датчиками бомбардировщик “у-95ћ є7800408 с €дерным реактором на борту и четырьм€ турбовинтовыми двигател€ми мощностью по 15 000 лошадиных сил каждый. јтомна€ силова€ установка не была подсоединена к моторам Ч самолет летел на авиакеросине, а работающий реактор пока нужен был дл€ того, чтобы оценить поведение техники и уровень облучени€ пилотов. ¬сего с ма€ по август бомбардировщик совершил 34 испытательных полета.

¬ы€снилось, что в течение двухдневного полета пилоты получали облучение в 5 бэр. ƒл€ сравнени€, сегодн€ дл€ работников јЁ— считаетс€ нормой облучение до 2 бэр, но не в течение двух дней, а за год. ѕредполагалось, что в экипаж атомолетов будут входить мужчины старше 40 лет, у которых уже есть дети.

бомбардировщик “у-95ћ є7800408

–адиацию вбирал в себ€ и корпус бомбардировщика, который после полета надо было изолировать дл€ Ђочисткиї на несколько дней. ¬ целом радиационную защиту признали эффективной, однако недоработанной.  роме того, долгое врем€ никто не знал, как быть с возможными авари€ми атомолетов и последующим заражением больших пространств €дерными компонентами. ¬последствии реактор предлагалось оснастить парашютной системой, способной в экстренном случае отделить €дерную установку от корпуса самолета и м€гко ее приземлить.

Ќо было поздно Ч внезапно атомолеты-бомбардировщики стали никому не нужны. «абросать врагов чем-нибудь посмертоноснее оказалось гораздо удобнее и дешевле с помощью межконтинентальных баллистических ракет или незаметных атомных подводных лодок. јндрей “уполев, правда, не тер€л надежды построить атомолет. ќн рассчитывал, что в 1970-х годах начнетс€ разработка сверхзвуковых атомных самолетов “у-120, но этим надеждам не суждено было сбытьс€. ¬след за —Ўј в середине 1960-х ———– прекратил все исследовани€, св€занные с атомолетами. ядерный реактор еще планировали использовать в самолетах, ориентированных на охоту за подлодками. ƒаже провели несколько испытаний јн-22 с атомной установкой на борту, но о прежнем размахе можно было только мечтать. Ќесмотр€ на то, что в ———– вплотную подошли к созданию атомного самолета (по сути, оставалось лишь подключить €дерную установку к двигател€м), до мечты так и не дот€нулись.

ѕереоборудованный и прошедший дес€тки испытаний “у-95, который мог стать первым в мире атомолетом, долгое врем€ сто€л на аэродроме под —емипалатинском. ѕосле сн€ти€ реактора самолет передали в »ркутское военное авиационно-техническое училище, а в ходе перестройки пустили на металлолом.

реактор самолета “у-95

ѕоследние сто лет авиаци€ играет настолько большую роль в истории человечества, что тот или иной проект запросто мог бы перевернуть развитие цивилизации.  то знает, возможно, пойди истори€ чуть-чуть другим путем, и сегодн€ небесные просторы бороздили бы пассажирские атомные самолеты, бабушкины ковры убирались бы пылесосами на €дерной т€ге, смартфоны достаточно было бы зар€жать раз в п€ть лет, а к ћарсу и обратно п€ть раз в день курсировали бы космические корабли.  азалось, полвека назад была решена сложнейша€ задача. ¬от только результатами решени€ так никто и не воспользовалс€.

  • ƒата публикации: 14.03.2016
  • 3880
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150