Атомная энергетика ЕС: кто «за», а кто «против». Часть 1

Атомная энергетика ЕС: кто «за», а кто «против».  Часть 1

На долю атомной энергетики в ЕС (по данным на 1 января 2011 года) приходится примерно 15% всего потребления энергии. Но нельзя сказать, что атомная энергетика пользуется одинаковой популярностью у всего европейского населения. Общественное мнение в странах-членах ЕС в целом относится к использованию атомной энергии скорее негативно. Однако еще более негативно воспринимается потребление углеводородных источников, гораздо более опасных для экологии. Кроме того, требования Киотского протокола и последующих документов в данной области заставляют государства ЕС осуществлять замещение нефти и газа более чистыми источниками энергии, из которых наиболее эффективным решением остается атомная энергетика. И все же политика государств-членов ЕС в данной области характеризуется значительными расхождениями. 

Кураторы в области атомной энергетики

Политика ЕС в области атомной энергетики определяется соглашением Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ). Тем самым, текущие политико-экономические изменения не оказывают влияния на курс в данной сфере.

Основным органом ЕС в сфере атомной энергетики является DG TREN. Межправительственные решения в этой области принимаются Европейским советом. Примечательно, что Европарламент не располагает полномочиями в области атомной энергетики, за исключением права направлять запросы в Еврокомиссию. В случае радиационной опасности в действие вступит система оповещения ECURIE (внедренная после аварии на ЧАЭС), которая немедленно оповестит все государства-члены.

В настоящее время на повестке дня работы Еврокомиссии находятся вопросы ответственности в области атомной энергии, прежде всего, гармонизация Венской конвенции о гражданской ответственности за ущерб от атомной энергии и Парижской конвенции об ответственности третьих сторон в области атомной энергии. Основной проблемой в данном контексте является избежание дублирования функций заинтересованных органов и сторон в странах-членах ЕС.

Еврокомиссия рассматривает в качестве одного из приоритетов для ЕС разработку и внедрение реакторов четвертого поколения. Этой цели посвящена совместная Платформа устойчивой технологии в области атомной энергетики (SNE-TP). Также интересы европейской промышленности отстаивает торговая группа «Форатом» (Foratom-trade group).

В  настоящее время вопросы гармонизации регулирования в области атомной энергетики ЕС обсуждаются Высокой группой по безопасности и управлению атомными отходами (the High level group on safety and waste management), куда входят представители всех государств-членов.

В среднем ЕС ежегодно производит около 40 тыс. кубометров радиоактивных отходов, из которых 80% составляют отходы с низким уровнем радиации и кратким сроком распада. По данным на 2008 год, из всех стран-членов ЕС только Франция и Великобритания перерабатывают отходы атомной промышленности, причем Великобритания планирует отказаться от такой переработки. Переработанное топливо используется в Бельгии, Германии, Франции и Швейцарии.

Атом дает свободу?

Серьезным вопросом для ЕС является зависимость от России в сфере энергетики. В 2007 году государства-члены ЕС импортировали из РФ 185 млн тонн сырой нефти (23,6% всего ее импорта) и 100,7 млн тонн эквивалентного объема природного газа (38,7% всего объема его импорта).Основными потребителями российского газа в ЕС являются Словакия, Финляндия (100% используемой там энергии), Греция (более 90%), Болгария, Чехия (свыше 80%), Австрия (70%), Венгрия (более 60%), Словения (свыше 50%), Польша, Германия (свыше 40%), Италия (30%), Франция и Румыния (более 20%).

Ряд государств обоснованно видит в развитии атомной энергетики укрепление своей энергетической безопасности, включая относительную неуязвимость для возможного эмбарго, а также тот факт, что значительная доля урана добывается в странах с высокой степенью стабильности (Канада, Австралия). По данным ряда исследований (Стэнфордского университета и др.), АЭС способны произвести энергии на несколько миллиардов лет вперед.

Хотя создание АЭС и последующее хранение отходов отличаются высокой стоимостью, цена вырабатываемой энергии достаточно низка. В частности, на это указывал вице-президент компании «Экселон» К.Крейн в своем выступлении еще в апреле 2007 года перед конгрессом США.

В то же время АЭС испытывают воздействие повышения температуры в летний период, и их эксплуатация снижается, а риск попадания неохлажденной использованной воды в окружающую среду возрастает. В частности, в условиях высоких температур летом 2006 года ряд государств-членов ЕС были вынуждены ограничить объем функционирования своих АЭС. Франция, экспортирующая электроэнергию, в течение некоторого времени была вынуждена закупать ее.

Кроме того, получение разрешения на создание, проектирование и строительство АЭС занимает до 10 лет. Закрытие АЭС также является существенной проблемой в силу высокой затратности. В Великобритании Ведомство по закрытию АЭС (the Nuclear Decommissioning Authority) в 2005 году оценивало закрытие действующих в стране АЭС в 57 млрд фунтов стерлингов, а в 2008 году – уже в 73 млрд ф.ст. В докладе данного органа финансовому комитету палаты общин в июле 2008 года указывалось, что эта сумма будет возрастать и далее, и что точно оценить ее не представляется возможным.

Планы относительно будущего атомной энергетики в странах-членах ЕС заметно различаются – от сохранения (и дальнейшего роста, в случае Великобритании) до постепенного сворачивания (Швеция, Бельгия, Германия). В Германии, согласно плану закрытия атомных электростанций, планируется закрыть последнюю АЭС (в Неккарвестхайме) в 2022 году. В то же время в Швеции правоцентристское правительство Ф.Рейнфельдта (с 2006 года) пересмотрело принятые ранее планы сокращения атомной энергетики.

Действующие в странах-членах АЭС постепенно устаревают, что ведет к увеличению стоимости атомной энергетики. Эксперты отмечают, что модернизация приведет к сокращению данных расходов. Вместе с тем, по их оценкам, учитывая действующие в ЕС энергетические требования, закрытие существенного числа АЭС в странах-членах маловероятно.

Подготовил Вадим Фёдоров

  • Дата публикации: 16.02.2011
  • 1685
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150