Энергоэффективные технологии и оборудование: современные тренды и перспективы
17.01.2025
В 2010 году 27 европейских стран получили 31% электричества и 14,6% первичной энергии от атомных электростанций. За последние 8 лет развитие ядерной энергетики на европейском континенте достигло заметного прогресса. Страны, которые ранее приостановили строительство ядерных реакторов (Германия и Швеция) или полностью отказались от ядерной программы (Италия и Польша), всерьез подумывали над снятием мораториев, отменой запретов и сдерживающих санкций.
У своеобразного Возрождения в отношении ядерной энергетики, наблюдавшегося в Европе, есть 3 основные причины. Во-первых, со времен Чернобыля – фактически 25 лет – не было серьезных катастроф на АЭС. Во-вторых, технологии усовершенствовались, в первую очередь – проекты самих реакторов. В-третьих, осложнилась геополитическая ситуация, и европейские страны начали искать пути по снижению зависимости от российских ресурсов. Представители ядерной энергетики Евросоюза давно стремились сделать рынок более открытым, ведь речь идет о 400 млн потенциальных покупателей электричества.
Однако 11 марта землетрясение, заставившее содрогнуться Японию, повредило АЭС «Фукусима-1», и европейский энтузиазм по отношению к ядерной энергетике если не сошел на нет, то, как минимум, значительно убавился.
Последствия 9-балльного землетрясения и мощнейшего цунами, накрывшего побережье Японии, оставили страну на грани ядерного кризиса. Ситуация на «Фукусиме» серьезна и продолжает развиваться в худшую сторону. В настоящий момент предполагается, что ядерные реакторы станции прекратили работу в момент подземных толчков – их спроектировали таким образом. Однако примерно через час после начала землетрясения прекратили функционировать и дополнительные генераторы, призванные охлаждать реактор. Они, как предполагают эксперты, были повреждены цунами, что и нарушило их нормальную работу.
Шансы Европы столкнуться с таким сильным землетрясением и, уж тем более, с цунами невелики. Впрочем, нынешнее положение в Японии может спровоцировать новые антиядерные протесты, не раз наблюдавшиеся в Евросоюзе, и привести к изменению политического регулирования, что в конечном итоге повлияет на европейскую ядерную энергетику в будущем. Важно подчеркнуть, что ситуация неодинакова для всего Евросоюза. Например, Франция и Германия рассматривают вопрос о ядерной энергетике с совершенно разных перспектив. Во Франции ядерная энергетика десятилетиями ассоциировалась с независимостью и благосостоянием страны, тогда как в Германии этот вид энергетики вызывает в первую очередь негативную реакцию в связи с тем, что страна почти 50 лет находилась под угрозой превращения в поле битвы между ядерными гигантами, находящимися в состоянии холодной войны. Подход к влиянию «мирного атома» на окружающую среду также неоднозначен, речь снова идет о мнениях, складывавшихся годами.
Рассмотрим страны, на чью ядерную программу ситуация с «Фукусимой», вероятнее всего, окажет наибольшее влияние.
Германия
Германия стала первой страной Евросоюза, на политику которой серьезно повлияла «Фукусима». 14 марта канцлер Германии Ангела Меркель на 3 месяца приостановила реализацию проекта, одобренного и утвержденного правительством в октябре 2010 года – согласно этому проекту, использование 17 немецких ядерных реакторов продлевалось еще на 12 лет. 15 марта Меркель объявила, что ядерные реакторы, запущенные до 1980 года, будут полностью остановлены до истечения срока действия трехмесячного моратория. Власти Германии также посоветовали Польше пересмотреть свою ядерную программу.
Решение Берлина можно назвать предсказуемым. В Германии давно наблюдались усиленные антиядерные настроения, связанные еще со временами Холодной войны. В тот период страна зависела от сверхдержав и слабо контролировала собственную международную политику. Ядерная энергетика как таковая и размещение на территории Западной Германии ядерных боеголовок США стали символом контроля Америки. Катастрофа в Чернобыле еще больше усилила опасения по поводу «мирного атома» – после Чернобыля, в Германии больше не строились новые ядерные реакторы. В настоящий момент, Германия с наибольшим скептицизмом – по сравнению с другими странами Евросоюза – относится ко всему, что связано с использованием АЭС.
Решение о продлении эксплуатации ядерных реакторов на 12 лет изначально было непопулярным в Германии. Опросы показывали постоянное недовольство населения государственной ядерной программой. Согласно независимому исследованию, проведенному во всем Евросоюзе, среди стран-участниц именно Германия удерживала первое место в стремлении снизить зависимость от ядерной энергетики – там в поддержку данной идеи высказались 52% респондентов. Если учитывать, что это исследование было проведено за год до аварии на «Фукусиме», можно предположить, что в настоящий момент поддержка ядерной программы еще ниже. Ангела Меркель в защиту своей позиции указывает, что ядерная энергетика – всего лишь мост на пути к переходу на возобновляемые источники. Однако ее оппоненты утверждают, что «мост» – не более чем предлог для строительства новых АЭС.
Действительно, несмотря на то, что Германия является одним из мировых лидеров в сфере использования альтернативной энергетики, ее зависимость от атомных электростанций все еще велика. Полный отказ от «мирного атома» к 2035 году – перспектива маловероятная, если не сказать нереальная. Второй возможный «мост» – это увеличение объемов закупок российского газа, но такой шаг для Берлина малопривлекателен. Несмотря на достаточно стабильные партнерские отношения с Москвой, власти Германии не хотят еще больше увеличивать энергетическую зависимость от России. Так что решение Меркель можно считать попыткой избежать этой зависимости. Однако теперь данное решение может обернуться против нее, спровоцировав еще большую потерю популярности правящей партией. На предстоящих выборах это может стать решающим фактором.
Возможно, такое положение и стало причиной спешно назначенного канцлером моратория, призванного стабилизировать ситуацию до выборов. Однако неизвестно, когда и как разрешится вопрос с «Фукусимой», и трех месяцев может оказаться недостаточно. Более того, вряд ли краткосрочный мораторий повлияет на общие антиядерные настроения внутри страны, и будущее ядерной энергетики одной из крупнейших мировых экономик представляется довольно мрачным.
Италия
Италия стала одной из первых европейских стран, построивших ядерные реакторы для выработки электроэнергии. В отличие от своих соседей, она не начала усиление ядерной программы после резких перепадов цены на нефть 1973 года, поскольку страна на тот момент обладала значительными запасами природного газа. В 1988 году собственных запасов природного газа Италии хватало для удовлетворения 40% потребности в этом сырье, однако в 2008 году этот показатель снизился до 11%. Из-за решения не строить ядерные реакторы между 1973 и 1976 годами (когда в других странах наблюдался расцвет ядерной энергетики), в настоящее время Италия столкнулась с необходимостью импортировать 14% потребляемого страной электричества – один из самых высоких показателей в мире. За счет этого цена на электричество внутри страны очень высока.
Ставка на природный газ подразумевает зависимость от его импорта. Несмотря на то, что Италия закупает меньше российского газа, чем Германия, степень зависимости значительно выше (54% в Италии против 18% в Германии). Причем в будущем зависимость от России лишь возрастет, так как у Италии возникли проблемы со вторым крупным поставщиком – Ливией.
В связи с этим Италия остро нуждается в атомных электростанциях. В то же время, антиядерные протесты внутри страны всегда были достаточно сильны, а после Чернобыля только активизировались. Согласно опросам, 62% населения страны желает видеть Италию свободной от ядерных реакторов. Антиядерные активисты в Италии теперь ссылаются еще и на повышенную сейсмическую активность, особенно на юге страны, способную привести к повторению истории «Фукусимы». В настоящее время оппозиция может использовать эти факты против правительства Сильвио Берлускони, планирующего строительство новых АЭС в Италии.
Великобритания
Правящие партии Великобритании сумели прийти к консенсусу по поводу необходимости использования ядерной энергетики для энергетической независимости страны. Как и правительство Брауна, и правительство Кэмерона поддерживает строительство новых АЭС, к 2020 году планируется ввод 10 новых ядерных реакторов. После аварии на «Фукусиме», британское правительство заказало полноценную научную экспертизу, целью которой стало определить, какие уроки Лондон может извлечь из произошедшего в Японии.
Великобритания получает всего 18% всей энергии от АЭС, а со времен Чернобыля в стране был построен лишь 1 реактор. Основной причиной такого положения стало активное антиядерное движение в стране – одно из самых значительных в Европе. «Фукусима» может спровоцировать новые протесты. Учитывая, что одна из правящих ныне партий, либерал-демократы, всегда отличалась скептицизмом по отношению к АЭС, ситуация способна накалиться.
Для Великобритании ядерная энергетика связана в первую очередь с независимостью от экспортеров. Собственные запасы газа в Северном море уменьшаются, поэтому Британии приходится все большую ставку делать на поставки из Норвегии. И все же импорт из Норвегии для страны-участницы Евросоюза не равносилен импорту из России, поэтому вопрос энергетической безопасности для Великобритании стоит не так остро, как для других европейских стран. Следовательно, у Британии есть альтернатива ядерной энергетике, что снижает потребность в АЭС.
В настоящее время ядерная программа поддерживается правительством. Однако по мере того, как будет развиваться ситуация на «Фукусиме», могут смениться и настроения в Великобритании.
Швеция
В июне 2010 шведское правительство сумело наконец снять запрет на развитие ядерной энергетики в стране, действовавший не одно десятилетие. Причем сделать это удалось с минимальным перевесом голосов – 174 против 172. В тот период многие представители оппозиции считали, что вскоре это решение будет пересмотрено, однако оно остается в силе до сих пор.
В 50-е годы прошлого века Швеция являлась одной из немногих стран с собственной программой ядерного вооружения. Ввиду своей близости и к Германии, и к России, Швеция предпочитала сохранять нейтралитет, но при наличии ядерного оружия и мощного военного аппарата. Для Стокгольма ядерное оружие было гарантом стабильности и безопасности, следовательно, таких негативных коннотации по отношению к ядерной энергетике, как в Германии, в Швеции нет.
Почти все электричество в этой стране производится в равных долях на ГЭС и АЭС. Проблемой для Стокгольма в настоящий момент является то, что водный потенциал страны уже освоен, а ядерные реакторы, последний из которых был построен в 1985 году, не могут вырабатывать больше энергии, чем на нынешнем уровне. Поэтому в будущем Швеции придется либо импортировать электроэнергию с финских АЭС, либо покупать природный газ у России или Норвегии. Однако шведское правительство не хочет увеличивать влияние на окружающую среду, которое влечет за собой использование традиционных видов топлива.
Поэтому в ближайшее время шведскую ядерную программу может ожидать обновление. Оно не обязательно включает в себя строительство новых реакторов – напротив, этого в свете последних событий постараются избежать. Увеличение объемов производимой энергии достигается за счет модернизации уже существующих реакторов. В любом случае, нынешнее правительство демонстрирует активную поддержку ядерной программы, и в период его полномочий данный вид энергетики вступит в период развития.
Польша
Польское правительство лишь недавно объявило о решении подготовить документальную базу для развития ядерной энергетики в стране. Решение было оглашено в феврале, так что голосование по данному вопросу, вероятнее всего, пройдет в июне. «Мирный атом» на сегодняшний день пользуется значительной поддержкой населения, да и вход восьмой экономики Евросоюза в «клуб ядерных держав» активно поощряется соседями.
Исторически, у Польши не было потребности в развитии ядерной энергетики благодаря обширным запасам угля, обеспечивавшим страну электроэнергией – сегодня за счет угля вырабатывается 94% потребляемого электричества. Во времена Советского Союза существовали планы по строительству АЭС на территории Польши, но от них отказались по ряду причин: отсутствие острой необходимости, связанные с Чернобылем страхи и общие антисоветские настроения внутри страны. Польский народ видел в новой АЭС символ советской власти.
Сегодня ситуация изменилась. АЭС позволит снизить зависимость от импорта российского газа и избежать конфликтов с соседями по Евросоюзу, усиливающими санкции, связанные с парниковыми газами – что ограничивает использование угля. А пока Польша не освоит альтернативы, зависимость от поставок природного газа будет лишь увеличиваться, ведь на территории страны уже строятся новые заводы по переработке газа, один из них – совместно с Газпромом.
Премьер-министр Польши Дональд Туск уже объявил, что трагедия на «Фукусиме» никак не повлияет на планы Польши по строительству собственной АЭС.
Франция
Францию, в 2010 году получившую 74% электричества об собственных АЭС, можно назвать главной ядерной державой Европы. Ядерная энергетика для Франции – одна из основ независимой внешней политики, гарантия полной энергетической самостоятельности. Поэтому французское население относится к этому виду энергетики иначе, чем британцы или немцы. Для французов, АЭС – один из символов престижа.
Франция активно занимается экспортом электричества, полученного на ядерных реакторах, в другие страны, что приносит бюджету около 3 млрд евро в год. Более того, страна активно экспортирует знания, оказывая платные консультации в области ядерной энергетики. После аварии на «Фукусиме», Франция является единственным в мире крупным производителем ядерных реакторов, не сталкивавшимся с серьезными неполадками (эта печальная участь уже постигла США, Россию (как преемницу СССР) и Японию).
Поэтому события на «Фукусиме» вряд ли кардинально изменят французскую ядерную энергетику. Однако стоит заметить, что в последние годы она и без того развивается не слишком стремительно. Из 58 реакторов, действующих в стране, лишь 3 были построены после Чернобыля, 1 находится в процессе возведения, еще один проектируется. Так что глобальные ядерные катастрофы на Францию все же влияют. Более того, общественное мнение в отношении «мирного атома» неоднозначно. Ядерная энергетика по-прежнему пользуется поддержкой большинства французов, но в то же время, 37% населения считают, что зависимость энергетики страны от АЭС нужно постепенно снижать.
Впрочем, чтобы снижать зависимость, нужно иметь четкие альтернативы, а их у Франции нет. Ресурсов Северного моря однозначно недостаточно для обеспечения потребностей Великобритании и Франции. Поэтому для снижения потребления ядерной энергии придется увеличить зависимость от России или Северной Африки, тогда как энергетическая самостоятельность была одной из основ внешней политики Франции со времен «нефтяных потрясений» 1973 года.
В заключение
На прошедшей 15 марта встрече министров энергетики Евросоюза единогласно было принято решение о тестировании и совершенствовании действующих ядерных реакторов. Ученым предстоит установить, готовы ли европейские АЭС к таким землетрясениям, как японское, а также цунами, сильной жаре, атакам террористов и возможным перепадам электричества. Решение министров поддержали представители компаний, связанных с ядерной энергетикой.
Впрочем, как показывает опыт, подобные меры не способны серьезно повлиять на общественное мнение. Если антиядерные настроения будут нарастать, вполне вероятно, что некоторые страны – такие, как Германия и Италия, – отложат «ядерное Возрождение» до более подходящих времен.
По материалам агентства STRATFOR
Перевод – Влада Соболева
В мире 31.01.2025
Россия и СНГ 31.01.2025
Новости компаний 29.01.2025
Беларусь 22.01.2025
Тема дня 22.01.2025
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также