Ёнергобезопасность под вопросом. Ќерадужные перспективы развити€ ситуации на топливном рынке

Ёнергобезопасность под вопросом. Ќерадужные перспективы развити€ ситуации на топливном рынке

 ќбщие положени€ энергетической безопасности традиционно свод€тс€ к следующим постулатам.

“опливно-энергетический комплекс (“Ё ) имеет ключевое значение дл€ социально-экономической безопасности страны как фундамент отечественного материального производства и обеспечени€ условий жизнеде€тельности населени€; мотор регионального развити€ добывающих регионов и освоени€ северо-востока страны; поставщик экспортного ресурса, обеспечивающего наполнение бюджета страны в качестве основных социальных программ по поддержанию уровн€ жизни населени€.

“Ё  на текущий момент обеспечивает энергоснабжение страны и, по нашему мнению, пока не €вл€етс€ тормозом ее развити€. ќднако на перспективу до 10–15 лет положение может ухудшитьс€. ƒело в том, что последние годы технологическому развитию отраслей, особенно электроэнергетике, не удел€лось внимани€, из-за чего старение основных фондов вышло за пределы допустимого. Ќе выдел€лись также ресурсы дл€ геологоразведки и развити€ инфраструктуры новых добывающих и тем более энергопотребл€ющих районов. ”же сейчас в некоторых регионах –оссии ощущаетс€ дефицит природного газа. Ёнергосберегающа€ политика проводитс€ непоследовательно, поэтому технологический застой и сокращение ресурсной базы “Ё  стали угрозой безопасности страны.

≈ще большей угрозой станет сокращение объемов экспорта топлива, когда и если оно совпадет со снижением мировых цен на нефть и газ. ÷ену нефти на мировом рынке –осси€ не контролирует, а на ближайшую перспективу уменьшитс€ и ее вли€ние на цену природного газа. —оответственно резко сократитс€ валютна€ выручка.

ћировые цены на нефть и перспективы российского бюджета

ƒол€ налогов в цене добываемой в –оссии нефти в последние годы колебалась в диапазоне 56–66%. ƒол€ нефтегазовых доходов бюджета в 2007–2011 годах составила 44%.

»зменение среднегодовых мировых цен на нефть на 1 долл. за баррель приведет к дополнительным или недополученным доходам бюджета –‘ в размере 55–58 млрд. руб. Ѕюджет –‘ на 2012 год с предполагаемым дефицитом в 1,5% ¬¬ѕ рассчитан исход€ из среднегодовой цены на нефть Urals в 100 долл. за баррель. Ѕездефицитный бюджет 2012 года возможен при 117 долл. за баррель.

ѕравительство стремитс€ диверсифицировать экспорт, однако альтернативных доноров дл€ перестройки экономики у бюджета нет, кроме газовой отрасли и в меньшей степени – торговли металлами.

ѕик добычи нефти в мире при разных сценари€х может быть достигнут в 2015–2035 годах при пике спроса на нефть в 2050–2095 годах. ќднако дл€ реалистичных прогнозов нефт€ного кризиса нет статистических данных. ѕараллельно имеютс€ среднесрочные риски дефицита водных ресурсов и продовольственного кризиса, что поддерживает восход€щий тренд цен на энергоносители. ќни, согласно ќѕ≈ , составл€ют 80–100 долл. за баррель, по другим данным – до 115–120 долл. –ост цен на нефть будет стимулирующим фактором дл€ усилени€ мировой инвестиционной активности и даст дополнительные шансы –оссии.

¬прочем, вли€тельный эксперт из —аудовской јравии предсказывает падение цены до 65 долл. за баррель при определенных политико-экономических услови€х, поскольку именно при этом минимуме может быть сведен бюджет этой страны. Ёти услови€ могут быть обусловлены главным образом ростом противоречий между ¬остоком и «ападом. ’от€, с другой стороны, имеютс€ данные и о том, что конфликт в зоне ѕерсидского залива может подн€ть цену за баррель нефти до отметки 250 долл. ѕодобна€ ценова€ неопределенность вводит сильные риски дефолта российского бюджета. –иски, стартовый импульс которых наша страна не контролирует.

“опливно-энергетические ресурсы –оссии

¬ нашей стране сосредоточено свыше 34% мировых запасов газа и 13% нефти, прогнозные запасы угл€ 4 трлн. т. ќбеспеченность по нефти – 35, природному газу – 81, углю – 70 лет; по совокупному производству энергоресурсов страна входит в первую п€терку мира: в 2010 году получено 1700 млн. т. у.т. всех видов энергоресурсов. —трана экспортировала в 2010 году 230,7 млн. т нефти и 133,2 млн. т нефтепродуктов (на 200–210 млрд. долл.). Ёкспорт газа превысил 209 млрд. куб. м.

“ем не менее –осси€ не представл€ет собой «энергетическую империю» в классическом понимании этого термина. Ќефть и газ –оссии по ценовым параметрам наход€тс€ в замыкающей части мировой энергетики и поэтому недостаточно вли€ют на мировой рынок. —трана не имеет выхода к незамерзающим океаническим портам и потому экспорт дорог. –осси€ не вполне контролирует месторождени€ и энергетические коммуникации сопредельных стран, которые поэтому не выполн€ют функции «государств-лимитрофов».

¬озможности по углю

XXI век может стать периодом не только газа и атомной энергетики, но и угл€, прогнозные запасы которого дл€ –оссии оцениваютс€ в 4 трлн. т, балансовые – 201 млрд. т.

¬ насто€щее врем€ –осси€ занимает четвертое место в мире по добыче каменного угл€ (вслед за  итаем, —Ўј и ‘–√), в 2009 году – до 300 млн. т. Ёкономическа€ эффективность добычи угл€ снижена из-за отсутстви€ современных технологий. Ёкспорт ограничен из-за сложной логистической схемы: большинство месторождений удалено от морских портов.

Ќефть

ѕланируема€ добыча нефти обеспечена запасами только до 2020 года: разведанных запасов нефти – 6–7 млрд. т, подтвержденных – 3–3,5 млрд. т. ќптимисты полагают, что ¬осточна€ —ибирь и арктический морской шельф содержат еще несколько дес€тков миллиардов тонн сырь€, но это не подтверждено полевыми исследовани€ми. Ќовые месторождени€ нефти расположены в основном на суше и арктических шельфах. Ќа долю двух федеральных округов – ”ральского и —ибирского – приходитс€ 60% ресурсов нефти.

–оссийские нефт€ные компании доказали, что могут работать на глобальном рынке и служить стабилизирующим фактором в энергетическом взаимодействии со странами —Ќ√.

ќднако цена нефти формируетс€ за пределами нашей страны: себестоимость добычи нефти на Ѕлижнем ¬остоке составл€ет 2–6 долл. за баррель и месторождени€ расположены вблизи океанских портов, тогда как в –оссии себестоимость добычи нефти составл€ет 14–15 долл. за баррель. Ќа арктических месторождени€х с большой глубиной залегани€ и сложной геологией ожидаетс€ удвоение цены добычи, затраты на инфраструктуру многократно возрастут. »меютс€ нерешенные проблемы с технологией работы на арктических шельфах.

Ёкспортные поставки производ€тс€ по нефтепроводам, а также малотоннажными судами и железнодорожным транспортом. —редн€€ дальность доставки сырь€ превышает 3 тыс. км (из Ћивии – 600 км, Ќорвегии – 1 тыс. км).

ћощности имеющихс€ нефтепроводов удовлетвор€ют потребност€м экспорта в ≈вропу, включа€ перевалки из  аспийского в „ерное море. ѕроектируютс€ новые маршруты транспорта нефти – в обход Ѕосфора по Ѕалканскому нефтепроводу из болгарского порта Ѕургас до Ёгейского мор€. ѕроложены новые трассы из месторождений ¬осточной —ибири в  итай.

√лавное противоречие: дл€ освоени€ нового арктического района нефтедобычи требуетс€ вложить минимум 70–120 млрд. долл. при неполной гарантии успеха. ƒругой угрозой российскому “Ё у €вл€етс€ конкуренци€ стран ÷ентрально-јзиатского региона (÷ј–).

¬озможности ÷ентрально-јзиатского региона по нефти и газу

÷ј– уже сейчас становитс€ значащим фактором мировой энергетической политики. ¬ совокупности этот регион можно рассматривать как основного конкурента тюменской и татарской нефти – главных российских нефт€ных регионов-экспортеров. ¬ дальнейшем он станет основным конкурентом российскому арктическому проекту.

ƒоказанные запасы нефти в  азахстане, ”збекистане, “уркмении (страны ÷ј–а) и јзербайджане оцениваютс€ в 15 млрд. т. ¬ 2010 году страны ÷ј–а добыли 104 млн. т нефти, экспортировали 68 млн. т. ѕрогноз на 2020 год – 195–220 млн. т и 153–172 млн. т соответственно. —ебестоимость добычи и транспорта нефти к европейским центрам потреблени€ через √рузию и “урцию экономически эффективна. Ётот маршрут в 1,5 раза короче, чем из “юмени, и на 25–30% дешевле. ѕока же страны ÷ј–а нуждаютс€ в российской инфраструктуре дл€ продажи энергоресурсов в ≈вропу.

√азова€ промышленность стран ÷ј–а уже сейчас €вл€етс€ конкурентом ќјќ «√азпром». ќсновное противоречие – пути транзита газа ÷ј– на европейские рынки.

ќбщее условие энергетической безопасности: необходимо признанное согласование условий транзита. Ёто доказали конфликт с √рузией и «ссора» «√азпрома» с ”краиной в 2008–2009 годах. —ледствием последней стало сокращение российского газового экспорта и снижение цены. ѕо некоторым данным, потери прибыли «√азпрома» за 2009 год достигли 25 млрд. долл. ѕо-видимому, данна€ угроза интересам –оссии как главного экспортера нефти в ≈вропу может быть устранена только политическими (или военными) методами.

–оссийский газ обеспечивает треть потребностей европейского рынка, примерно 145–150 млрд. куб. м (в европейские страны —Ќ√ – 50 млрд. куб. м), транзит в ≈вропу через –оссию из стран ÷ентральной јзии – до 50 млрд. куб. м.

„ерез ”краину проход€т семь магистральных газопроводов (пропускна€ способность 280 млрд. куб. м), она имеет большие запасы в подземных газохранилищах (ѕ’√) – 28 млрд. куб. м и отдаленные перспективы добычи сланцевого газа.

–осси€ активно участвует в газовых войнах: вопрос сводитс€ к цене газа, отпускаемого ”краине, и стоимости транзита газа в ≈вропу. ѕока рыночной цены газа нет, были востребованы чисто политические решени€.

—итуаци€ усугубл€етс€ тем, что в последние годы формируетс€ мировой рынок газа: сжиженный природный газ (—ѕ√) активно конкурирует с природным, в ≈вропу подаетс€ норвежский газ —еверного мор€, јмерика интенсивно разрабатывает месторождени€ сланцевого газа. ≈вропейское потребление природного газа сократилось пока из-за конкуренции —ѕ√. ¬ газовом ценообразовании все чаще переход€т от контрактных цен к спотовым, в результате всего этого закупочна€ цена российского газа снижаетс€.

ƒо кризиса, по данным ћЁј, потребление газа странами «ападной ≈вропы составило 470 млрд. куб. м, импорт – 362 млрд. куб. м, ¬осточной ≈вропы – соответственно 44 и 38,7 млрд. куб. м.  ак следствие – валова€ добыча газа в –оссии упала на 12,4% – до 582,4 млрд. куб. м. «√азпром» снизил добычу на 16% – до 462,2 млрд. куб. м, такого снижени€ не было 25 лет.

“ребуетс€ интенсификаци€ работы действующих месторождений, освоение новых площадей и технологий добычи. ћежду тем ќјќ «√азпром» уже 12 лет не вкладывает ресурсы в свое развитие (удельные инвестиции в инновации этой монополии в два раза ниже, чем в нефт€ной отрасли).

ѕо-видимому, это осознает и руководство газовой корпорации, но ищет выход в усили€х по созданию новых «обходных» коридоров дл€ российского и центральноазиатского газа.

Ќа Ѕалтике это Nord Stream – маршрут в ≈вропу по морю в обход ”краины и ѕольши. ѕерва€ нитка (27,5 млрд. куб. м) проложена. Nord Stream наиболее рекламируемый и дорогой (стоимость подводной трубы в 2–2,5 раза выше, чем наземной) энергетический проект дес€тилети€ и, по-видимому, самый неэффективный. «ато он служит сильным аргументом в переговорах об услови€х транзита, в чем и состоит его назначение.

«√олубой поток» – действующий газопровод между –оссией и “урцией, частично проложенный по дну „ерного мор€. ќбща€ прот€женность газопровода – 1213 км, из них морской участок 396 км. Ёксплуатаци€ морского участка принесла –оссии убыток пор€дка 1 млрд. долл. из-за отмены экспортного налога.

Nabucco – проектируемый, прот€женностью 3300 км, дл€ подачи газа “уркмении, јзербайджана, »ранского  урдистана в страны ≈—, прежде всего јвстрию и √ерманию. ѕроектна€ мощность – 26–32 млрд. куб. м газа в год. ѕредполагаема€ стоимость проекта – 15–18 млрд. долл. Ётот газопровод рассматриваетс€ как главный конкурент российским проектам.

«“ранскаспийский» – предназначен дл€ подачи туркменского газа по дну  аспи€ в Ѕаку и далее – в газопроводы «ёжный поток» и (или) Nabucco. √азопровод встречает противодействие –оссии и »рана из-за неурегулированного статуса  аспи€.

«ёжный поток» – проектируемый, длина по морю от Ѕереговой до Ѕургаса (Ѕолгари€) – 900 км, глубина мор€ – 2150 м, агрессивна€ сероводородна€ среда. ћощность до 32 млрд. куб. м газа в год. ≈го главна€ цель – исключить “урцию из газоснабжени€ ≈вропы. Ёта трасса выдвигаетс€ как главный конкурент Nabucco.

«ёго-восточный поток» – проектируемый, €вл€етс€ результатом соглашени€ јзербайджана и “урции. ѕор€дка 10 млрд. куб. м в год, направл€етс€ в “урцию по суше через √рузию с использованием (реконструкцией) действующей сети.

≈сли удастс€ реализовать все трубопроводные проекты – и «—еверный поток», и «ёжный», и «√олубой», и Nabuccо, то в услови€х конкуренции газовых поставок выиграет тот маршрут, который будет балансировать запросы газовых компаний и гарантировать минимальные издержки. ¬еро€тнее всего – украинский маршрут. ѕоэтому ”краина однозначно заинтересована в реализации проекта Nabuccо.

“ехнологическа€ отсталость “Ё  –оссии представл€ет серьезную угрозу дл€ энергетической независимости страны. –есурсы дл€ его технического перевооружени€, как минимум – дл€ поддержани€ безаварийной де€тельности его предпри€тий, необходимо выдел€ть за счет перераспределени€ инвестиционных программ. ћагистральным путем реконструкции отраслей “Ё а €вл€етс€ приватизаци€ корпораций на деле, отказ от пр€мого административного управлени€ корпораци€ми, переход на экономическое регулирование и демонополизаци€ ќјќ «√азпром».

„резмерна€ монополизаци€ и технический застой ќјќ«√азпром» можно рассматривать как реальную угрозу энергетической безопасности страны. ƒругой угрозой служат амбициозные инвестиционные проекты, запросы на которые приближаютс€ к 250 млрд. долл. в ближайшие 10 лет. »ме€ в виду сращивание монополии с высшим уровнем управлени€ государством, эти инвестиции могут подорвать программы технического перевооружени€ “Ё а.

Ќеобходимо перенести центр инвестиционных затрат нефтегазового комплекса от арктических шельфовых проектов на поддержание уже имеющихс€ районов добычи, геологоразведку в ¬осточной —ибири и другие не столь амбициозные задачи.

∆елательно пересмотреть принципы использовани€ угольной энергетики в старых промышленных районах, улучшать экологическую защиту электростанций. –азвивать проекты нетрадиционных источников энергии, в первую очередь сланцевого газа.

ƒл€ рассредоточенных поселений – примен€ть возобновл€емую малую энергетику (ветер, солнце, малые √Ё—), реконструировать региональные электроэнергетические инфраструктуры.

ќрганизовать на партнерской основе взаимодействие со странами ÷ј–а по развитию газовой и нефт€ной промышленности, использованию водных ресурсов дл€ электростанций. —овместно создавать инфраструктуру дл€ единой энергетической системы ≈вразии, включа€ экспорт энергоресурсов в сопредельные страны. ¬се же конкуренци€ стран ÷ентрально-јзиатского региона остаетс€ угрозой российскому “Ё у. »ме€ в виду геополитическую заинтересованность –оссии в укреплении дружественных государств на своих восточных рубежах, энергетическа€ стабилизаци€ должна достигатьс€ политическими методами.
 

«Ќезависима€ газета» (–осси€)

  • ƒата публикации: 17.01.2012
  • 778
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150